Возвращение «суперов»

Приморские рыбаки выбрали норвежский проект супертраулера

2 июль 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2756 от 2 июль 2010
Приморские рыбаки выбрали норвежский проект супертраулера В реализации доктрины продовольственной безопасности, утвержденной президентом России Дмитрием Медведевым, рыбопромышленному комплексу отводится одна из главных ролей. Согласно документу к 2020 году доля отечественной рыбопродукции на рынке должна быть не ниже 80 процентов.Сейчас в России потребление рыбопродуктов едва доходит до 18 кг на душу населения при минимальной норме 24 кг в год. Для сравнения: на каждого жителя Японии приходится ежегодно 60 кг очень необходимых и полезных для здоровья и, что немаловажно, доступных по цене продуктов питания, выпускаемых из водных биологических ресурсов. Ученые такой «рыбный» рацион напрямую связывают с продолжительностью жизни. Рыбохозяйственная сфера важна не только как отрасль экономики, но имеет еще и социальное значение. Между тем устаревший промысловый флот не позволяет наполнить отечественный рынок доступной по цене рыбой. Специалисты считают, что с целью поддержания продовольственной безопасности страны необходимо строительство нового флота, а также активное освоение открытых районов Мирового океана. Объединение сокращает затраты Сегодня отдельно взятая рыболовная компания не в состоянии приобрести новые суда. Для решения проблем обновления рыбацкого флота необходим комплекс мер, в частности, строительство серии судов по единому базовому проекту. Это позволит удешевить каждое судно на 10 – 20 процентов.Чтобы определиться, какие суда строить и сколько, необходим заказ со стороны рыбаков. В ноябре 2009 года во Владивостоке на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета, возглавляемого заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству РФ Виктором Рисованым, было дано поручение Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) создать рабочую группу по вопросам судостроения. Она была сформирована, и опытные рыбаки, ученые и руководители рыболовных предприятий определили технические требования, которым, по их мнению, должно отвечать современное рыболовное судно. Направлением по среднетоннажному флоту в составе рабочей группы АРПП занимался председатель Приморского крайрыбакколхозсоюза Петр Гордиенко, по крупнотоннажному – Василий Баштовой, руководитель ООО «Дальтрансфлот». Конкретные предложения по техническим характеристикам крупно- и среднетоннажного флота, выработанные согласно обобщенным рекомендациям рыбаков, были переданы в Росрыболовство. И уже 21 июня в Норвегии между местными корабелами и представителями ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» состоялось подписание рамочного соглашения о приобретении проекта современного крупнотоннажного судна. Его длина — 112 метров, ширина – 20 метров, а мощностей хватит, чтобы морозить до 300 тонн рыбопродукции в сутки. Оно станет базовым для строительства серии рыбопромысловых судов для океанического рыболовства.Размер имеет значение Супертраулеры, которые планируется построить, мы рассчитываем использовать как для работы в исключительной экономической зоне РФ, так и для работы в Мировом океане, – рассказывает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. – Совместно с учеными мы сейчас работаем над соответствующим бизнес-планом. Наука предполагает, что через 7-10 лет в дальневосточные моря подойдет ценный промысловый объект – сельдь иваси. Она периодически уходит с привычных мест обитания в Мировой океан лет на 30. Когда же подойдет – лет 15 можно вести ее промысел. В советские времена ее добывали примерно миллион тонн в год. Сейчас у нас фактически не осталось промыслового флота, способного обеспечить такой объем добычи рыбы. Если подойдет иваси, то ее добычу отлично обеспечат построенные по норвежскому проекту суда, которые являются и добывающими, и перерабатывающими. «Норвежцы» оборудованы мощными технологическими установками, которые позволят применять технологии глубокой переработки рыбы, а из отходов можно делать рыбную муку до 50 тонн в сутки, также жир – и медицинский, и технический.– Для Охотского моря судно такой длины явно велико, – отметил Георгий Мартынов. – Потому на базе этого проекта разработан еще один вариант судна, меньшей длины – 85 метров. Его уже рентабельно использовать в дальневосточных морях, например, на промысле минтая в Охотском море. Также наши эксперты обсудили и внесли поправки в российский проект среднетоннажного судна, 70-метровой длины, который предлагает «КБ Восток» города Санкт-Петербурга. Судно можно использовать на промысле сельди, сайры, минтая. Для прибрежного лова необходим малотоннажный флот, суда длиной до 30 метров. В настоящее время вырабатываются единые технические требования для строительства маломерного флота. Бюджетные деньги – российским верфям! – Сейчас ни одна компания самостоятельно такое судно не купит, это огромнейшие деньги, – считает Георгий Мартынов. – Мы оценили, что строительство крупнотоннажного судна по норвежскому проекту VS-6210 превысит 120 миллионов долларов, то есть его окупаемость составит примерно 25 лет. Вопросы строительства рыбопромыслового флота обсуждались на прошедшем во Владивостоке в мае текущего года совещании под председательством руководителя Федерального агентства по рыболовству Андрея Крайнего. Губернатор Приморского края Сергей Дарькин отметил, что обновить рыбацкий флот позволит создание Морской лизинговой компании. Банк-лизингодатель будет аккумулировать заявки предприятий и финансировать строительство судов на верфях, а затем передавать суда рыбакам. Они уже будут расплачиваться с банкирами до 20 лет под небольшой процент, и тут необходимо субсидирование государством процентной ставки. Мы полагаем, что в качестве обеспечения кредита возможно заложить как само судно, так и доли на квоты, которые выделяются рыбакам на 10 лет. Если не выполняешь условия договора лизинга, то у лизинговой компании должна быть возможность реализации и судна, и долей на квоты вылова рыбы. АРПП считает, что оптимальным вариантом станет создание лизинговой компании с участием Россельхозбанка, Росрыболовства и администрации Приморского края. В том, что государство готово оказать масштабные преференции, заверил рыбаков глава Росрыболовства Андрей Крайний. По его словам, вопрос о создании Морской лизинговой компании на базе Россельхозбанка будет решен положительно. При этом уставный капитал Морской лизинговой компании может составить более 250 миллионов долларов. Однако меры господдержки планируют оказывать только при размещении заказов на российских верфях. – ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» намерена строить новые суда, в том числе и на дальневосточных верфях, – отмечает Георгий Мартынов. – В России никогда не строили крупнотоннажный рыбодобывающий флот. Большие «рыболовы» заказывали на верфях Украины, Польши, Германии, Испании и Финляндии. При государственной поддержке и использовании опыта и технологий лидеров мирового судостроения строительство крупнотоннажного рыболовного флота станет возможным и в России.Справка «В» Объединенная судостроительная корпорация учреждена в 2007 году. 100 % акций корпорации находятся в собственности РФ. В ОСК входит три дочерних субхолдинга: ОАО «Западный центр судостроения» (Санкт-Петербург), ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» (Северодвинск) и ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (Владивосток).

Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО «Владивосток»