Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Ваш кошелек

Платежные терминалы научили врать

Всякий раз, когда чиновники уверяют граждан, что сейчас начнется конкурентная борьба за потребителя, гражданам необходимо крепче держаться за кошелек. Потому что российский бизнес очень ловко умеет превращать соревнование «кто дешевле и лучше» в поединок «кто хитрее и наглее». Вот и теперь: не успел Сбербанк объявить, что будет брать комиссию за прием коммунальных платежей, как невозможно стало внести хоть один платеж без того, чтобы не поделиться деньгами – с банком или с платежными терминалами. Причем последние в погоне за сверхприбылями не гнушаются идти на прямой обман, пишет журналист портала «Утро.Ru» Татьяна Соляная. Кинуть деньги на счет сотового оператора – задача для меня непростая. Но вовсе не потому, что сделать это негде. Скорее, наоборот: недалеко от офиса куча терминалов, только далеко не каждый из них подходит для платежей. Во-первых, совсем недавно, после того как налоговики обязали платежные терминалы выдавать кассовый чек, а не просто платежную квитанцию, выяснилось, что расчетно-кассовым аппаратом оборудованы терминалы лишь одной сети из трех присутствующих у офиса. Там всегда брали 3% за операцию, но теперь хоть стало понятно, что деньги эти идут на благородное дело уплаты налогов. Вскоре кассовыми аппаратами обзавелись все сети. Это, на мой взгляд, не отразилось на виде выдаваемых квитанций, но сразу почувствовалось: теперь комиссию стали брать все терминалы. Объяснялось это затратами на установку кассовых аппаратов. Одна сеть, правда, обещала не брать комиссий при платеже сотовому оператору от 500 рублей. Вторая причина появилась с 1 июня – даты, когда Сбербанк начал взимать комиссию за коммунальные платежи. Почему-то это резко повысило размер комиссий платежных терминалов. Та сеть, которая раньше брала 3%, теперь соглашалась перевести мои деньги на счет сотового оператора не менее чем за 5,5%. Почему решение Сбербанка прибавило к прежней комиссии 2,5% – загадка. А терминалы конкурента, кстати, стали просить от 7,5%. Тут необходимо маленькое отступление. Дело в том, что теперь узнать размер комиссий стало почти так же сложно, как добыть сведения в стане врага. Эта информация выдается в тот момент, когда приемник купюр готов принять ваши деньги. Расчет тут чисто психологический – не всякий будет прерывать начатый процесс ради того, чтобы поискать терминал с меньшей комиссией. Я прервала. Прежде всего потому, что меня возмутили эти дополнительные 2,5% – ясно же, что берутся они ни за что. Или нужно признать, что ранее, объявляя о наличии у себя кассовых аппаратов, эта сеть врала нам и налоговым органам. Терминалы с комиссией 7,5% меня, разумеется, не заинтересовали. Я искала тот, где обещалось «0% при платеже от 500 рублей». Нашла, ввела данные. Бдительно поискала глазами упоминание о комиссиях. Ну вот, так и знала, что про 0% – это обман: в уголке, над окошечком, в котором отражается принятая сумма, сиротливо указывалось, что стоимость данной операции – 5 рублей. То есть комиссию не берем, просто за операцию платить надо. Посмеявшись над такой хитростью, со спокойной совестью отдаю 500-рублевую купюру машине. Ведь 5 руб. от 500 – это всего 1%, правильно? «Стоимость данной операции – 50 рублей», – сообщило мне малоприметное окошко. Что?! 10%?! Все еще не веря своим глазам, добавила еще 10 руб. Вдруг все-таки «0% от 500 рублей» означает «свыше 500 рублей»? «Стоимость данной операции – 51 рубль», – невозмутимо проинформировало окошко. Как, наверное, всем известно, возврат денег в наших платежных терминалах не предусмотрен... Рынок платежных систем у нас сверхконкурентный: начать этот бизнес довольно легко, рентабельность высокая – вот и растут сети как грибы. Экономическая наука учит: в этом случае цены должны снижаться, так как ценовая конкуренция – самая легкая и естественная. Почему же после введения Сбербанком комиссий за коммунальные платежи владельцы платежных терминалов не заявили, что снижают размер своих комиссий, а за коммуналку так и вовсе готовы брать символический процент? Почему бы им, да и другим банкам, не попробовать побороться за клиентуру монополиста? Но нет, вместо этого предприниматели, так любящие жаловаться на тяжелую жизнь бизнеса в России, сделали то, что иначе как обдираловкой не назовешь. И ведь подобная реакция – норма для нашего бизнеса. Почему?
В этом номере:
Очень большие маневры

На Дальнем Востоке России стартовали оперативно-стратегические учения «Восток-2010»

Клубнички захотелось?

Почему цены на ягоды кусаются?

Последние номера