Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Общество

В «Заливе» боятся разлива

Экологи считают, что Приморский нефтеперерабатывающий завод должен быть построен в другом месте...
Экологи считают, что Приморский нефтеперерабатывающий завод должен быть построен в другом месте... Арбитражный суд Приморья обязал предоставить на общественную экологическую экспертизу проектную документацию строительства Приморского нефтеперерабатывающего завода (ПНПЗ). Ранее Ростехнадзор признал не соответствующим экологическим требованиям проект морской части завода и заявил о намерении провести еще одну экологическую экспертизу проектной документации. Против строительства выступают приморские ученые и экологи: строительство ПНПЗ нанесет непоправимый ущерб морскому заказнику «Залив Восток». Его береговая линия пролегает всего в километре от будущего ПНПЗ, а сам терминал – в 500 метрах от его морской границы. Вплотную к землям особо охраняемой природной территории будет проложена труба нефтепровода. Район морского заказника «Залив Восток» – уникальная и перспективная рекреационная зона, здесь большое количество краснокнижных животных и растений, а здешние воды – это роддом более 65 видов морских животных и промысловых рыб. Здесь самые подходящие места для промышленного выращивания марикультуры. – Нефтяные пятна, неизбежные при перекачке нефти, течением будут выноситься в воды заказника. «Проходящие в этом районе морские течения носят циклонический характер: входят вдоль восточного берега мимо предполагаемого терминала в бухту, заносят вредные вещества, а потом выходят из нее, – объясняет заслуженный эколог России, заместитель председателя координационного совета по проблемам экологии Приморья Дмитрий Вышкварцев. – При перегрузке нефтепродуктов проектировщики предусмотрели штатные разливы до 1,5 тысячи тонн. Предложенная схема размещения нефтеперегонного завода наполнит бухту смертоносными веществами, повлияет на водообмен и приведет к опреснению вод». Ученые не против развития Приморья и нефтеперегонного производства, они предлагают выбрать под него площадку в «черной» точке на карте Приморья – районе поселка Хмыловка, где создано хранилище нефтепорта Козьмино, есть причалы для загрузки танкеров и т.д. Как рассказал корреспонденту «В» советник председателя Арбитражного суда Сергей Акулич, иск к ОАО «НК­Роснефть» был подан экологической организацией «Зеленый Крест». Истец добивался, чтобы ответчик предоставил на общественную экологическую экспертизу проектную документацию ПНПЗ. «Этого решения мы добивались в течение года, но ОАО «НК­Роснефть» отказывалось представить документы», – сказал представитель экологической организации Николай Горбачев. Решение арбитража еще может быть обжаловано. «После того как оно вступит в силу и нам предоставят материалы, будет сформирована комиссия по проведению общественной экологической экспертизы, – сказал «В» главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН Владимир Раков. – Но праздновать победу рано – остается открытым более острый вопрос о выборе площадки для завода вблизи морского заказника». Ростехнадзор признал не соответствующим экологическим требованиям проект морской части завода: морской терминал, водозабор морской воды и рассеивающий выпуск очищенных стоков. После корректировки проекта ОАО «НК­Роснефть» направило документы на очередную госэкспертизу. По данным ученых, у предполагаемых членов госкомиссии положительное отношение к проекту и они намерены утвердить его. «Задача сейчас – ввести в госкомиссию своих экспертов для того, чтобы при принятии окончательного решения прозвучало альтернативное мнение ученых ДВО РАН», – сказал Владимир Раков. Пресс­служба ОАО «Роснефть» внятных комментариев не дает: «Проект проходит стадию согласования в различных структурах, идет доработка разрешительной документации. Компания приветствует любые мнения, если бы корректировки пошли на более поздней стадии, мы понесли бы убытки». Напомню, предполагается, что основными рынками сбыта продукции Приморского НПЗ станут страны Азиатско­Тихоокеанского региона. Местное экспертное сообщество разделилось во мнении о его целесообразности: одни полагают, что собственная нефтеперегонка даст Приморью качественное топливо по низкой цене, другие уверены, что идущая модернизация НПЗ в Комсомольске­на­Амуре и Хабаровске удовлетворит нужды дальневосточников. Как сообщают федеральные СМИ, Роснефть рассматривает возможность привлечения других нефтяных компаний для переработки нефти на ПНПЗ и привлечения партнеров для строительства. Руководство компании признает, что остаются вопросы не только с подготовкой проекта, но и возможным рынком поставок нефтепродуктов. Сейчас Роснефть готовит проект завода для представления на инвестиционном комитете компании. А приморские экологи объявили сбор подписей против строительства ПНПЗ на мысе Елизарова. Справка «В» Приморский НПЗ планируется построить на побережье Японского моря на мысе Елизарова под Находкой. Площадь предприятия составит 900 гектаров. Первую очередь стоимостью 4,9 млрд долларов планировалось завершить к 2013 году. Планируемый объем переработки сырья – 20 млн тонн в год. Проект разработан ОАО «Омскнефтехимпроект».

Автор : Татьяна НИКОЛАЕВА

comments powered by Disqus
В этом номере:
Ушли на базу!

Во Владивосток возвращается отряд кораблей ТОФ, которые выполняли антипиратскую миссию у берегов Сомали

Первый будет третьего

Визит Дмитрия Медведева во Владивосток требует дополнительных мер безопасности

Последние номера