Наталья Селезнева держала Гайдая в ежовых рукавицах

Знаменитый режиссер победил ее хитростью, но в конце концов признался: «Наталья, твоя взяла!»

23 июнь 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2751 от 23 июнь 2010
Знаменитый режиссер победил ее хитростью, но в конце концов признался: «Наталья, твоя взяла!»Ее Зиночка в кинохите Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» – самая обаятельная неверная жена. Красавица актриса, увлеченная нахальным и бесцеремонным режиссером Якиным (его искрометно сыграл Михаил Пуговкин), легко бросает мужа – гениального изобретателя Шурика (неповторимый Александр Демьяненко). Но звездная роль актрисы и ее реальная жизнь – вещи противоположные. Как ни обхаживали Наталью Селезневу режиссеры, она всю жизнь оставалась верна своему мужу Владимиру Андрееву.– Я выросла в счастливой, дружной семье, где не было ни грубостей, ни ссор, – говорит Наталья Селезнева. – И наши отношения с Андреевым всегда строились на любви, уважении друг к другу. Муж – моя моральная, духовная, нравственная опора. А семья для меня – святое…Зная о твердых принципах Селезневой, коллеги ­актрисы доверяли ей самое дорогое: своих мужей… Однажды жена Леонида Гайдая – известная актриса Нина Гребешкова попросила Наталью Селезневу присмотреть за мужем в поездке в Болгарию. И та ответственно выполняла задание – до тех пор... пока не попалась на удочку режиссера!Урок на всю жизньХарактер у Натальи Селезневой непростой. Добиться ее расположения трудно. Но если Наталья Игоревна согласилась что­то сделать для тебя, будь уверен: разобьется, но сделает! Это у нее с детства.– С шести лет я понимала, что такое чувство ответственности, потому что с этого возраста начала трудиться, – рассказывает Наталья Селезнева. – Актер Театра Советской Армии Михаил Майоров увидел меня на улице прыгающую в классики и буквально привел за руку в спектакль «30 сребреников». Перед премьерой я сломала ногу и пришла в театр в гипсе. Вы думаете, меня жалели? Мои партнеры строго объяснили мне, что я их здорово подвела, что я должна была себя беречь… На премьере режиссер вышел и объяснил, что маленькая актриса в гипсе – не по сценарию. Мне было безумно стыдно! С тех пор я так боюсь подвести своих партнеров, что, если сейчас попадаю на дороге в пробку, бросаю машину и бегом бегу до театра.Путь в киноВскоре после премьеры у маленькой актрисы появилась необычная поклонница: знаменитая детская писательница Агния Барто! Она увидела по телевидению спектакль «30 сребреников» и решила, что Наташа Селезнева как нельзя лучше подходит на роль Сашеньки в фильме по ее повести «Алеша Птицын вырабатывает характер». В повести третьеклассник Алеша учится делать добрые дела и помогает девочке Саше и ее бабушке, которые в Москве проездом, увидеть все главные достопримечательности столицы… Экранизировать увлекательную историю взялись на Ленинградской киностудии.– Агния Львовна Барто – она была властной женщиной, ходила вся в орденах и медалях – сказала режиссеру Анатолию Гранику, чтобы меня попробовали в фильм, – рассказывает Наталья Игоревна. – И я с мамой поехала в Ленинград. На пробах неожиданно для себя я увидела много других девочек. Меня это очень расстроило. А мама строго объяснила мне, что еще надо выяснить, кто из нас лучше всех: меня возьмут в картину, только если я понравлюсь режиссеру. И одну девочку практически утвердили. Но за меня заступилась Агния Барто, которая сама смотрела все пробы. Мне кажется, она не ошиблась в выборе. По крайней мере, на съемках у меня было полное ощущение, что я не играю, а просто живу… Великая актриса Валентина Сперантова, которая играла мою бабушку, была очень требовательна к себе и меня постоянно одергивала, не давала ни на что отвлекаться…Съемки длились целый год, и маленькую актрису перевели на индивидуальное обучение, чему она была только рада.– Отношения с учебой у меня не складывались, – признается Наталья Игоревна. – Мне больше нравилось проводить по восемь часов в день на съемочной площадке, чем сидеть в школьном классе и выводить крючочки в тетради. Актерский труд – хоть он и тяжелый – стал мне навсегда в радость…Нешуточная дружба– Я снялась более чем в 50 фильмах, но, наверное, только пять из них были хорошими вообще и удачными для меня, – говорит Наталья Селезнева. – Это работа у Глеба Панфилова в фильме «Тема», у Ильи Фрэза в «Я вас любил» и «Приключениях желтого чемоданчика»… И, конечно, у Леонида Гайдая!На съемки фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Наталья Селезнева попала 18-летней студенткой.– Леонид Иович в работе очень строгий человек, – вспоминает Наталья Игоревна. – И атмосфера на съемочной площадке, несмотря на то, что снимали комедию, была очень серьезной: никаких шуток, никакой расхлябанности, железная дисциплина! Но Леонид Гайдай и его жена Нина Гребешкова отнеслись ко мне по-доброму, как к дочери. И на съемках «Операции «Ы», и позже – на съемках фильмов «Иван Васильевич меняет профессию» и «Не может быть!» Нина Павловна давала советы по роли, следила за костюмом моей героини, делилась со мной житейским опытом… Я подружилась и с их дочерью Оксаной…– А с Александром Демьяненко, исполнителем роли Шурика, зрители наверняка «поженили» вас…– Да, это точно! Передавали «привет мужу» и так далее... Но Саша был человеком замкнутым – такой типичный сибиряк. Приходил утром на грим: «Доброе утро!» – и больше ни одного слова. Уходил: «До свидания!» – и все. Потом только, когда мы стали взрослыми, чувствовали, что наши жизни прошли параллельно: моя – в Москве, его – в Ленинграде. Но работа у Гайдая, популярность его фильмов нас все равно незримо связывала...Пробный трюкРоль студентки Лиды в комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» принесла Наталье Селезневой всесоюзную популярность. И в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» в образе Зиночки – жены Шурика – невозможно представить другую актрису. Однако эту роль Селезнева получила по кастингу – на нее пробовалось более тридцати претенденток.– Поэтому, когда мне позвонили и сказали, что меня утвердили, я была безумно счастлива, – вспоминает Наталья Иго-ревна. – Когда мы встретились, Гайдай спросил: «Наталья, ты рада?» – «Конечно!» – «А я с самого начала знал, что сни-маться будешь именно ты!» – «Что же вы мне сразу не сказали?!» – не выдержала я. «А-а, хитрая какая! – сказал Гайдай. – Так надо было!». Дело в том, что кинопробы в то время были обязательными...Сказочное счастьеЛичная жизнь актрисы сложилась так же счастливо, как и профессиональная. Своего мужа – актера, режиссера и художественного руководителя Театра имени Ермоловой Владимира Андреева – Наталья Селезнева встретила на съемках сказки «Калиф-аист». Он играл багдадского калифа, а Селезнева – принцессу. И разница в возрасте в 15 лет не стала помехой.Их семейная жизнь похожа на сказку: больше сорока лет они живут без ссор, в любви и согласии. И все это время актриса не оставляла ни малейшего шанса многочисленным поклонникам завоевать ее благосклонность. И даже художественный руководитель Театра сатиры Валентин Плучек не смог пробить броню ее сердца…– Валентин Николаевич был очень требовательным руководителем, диктатором. Долгое время я жила в страхе перед ним, пролила немало горьких слез, – вспоминает Наталья Игоревна.Но когда Плучек из тирана превратился в ухажера и стал оказывать ей недвусмысленные знаки внимания, от ее страха не осталось и следа: она твердой рукой отмела все его ухаживания и сохранила безупречной свою репутацию верной жены.Ее рецепт счастливого брака прост: надо не переставать любить друг друга.– Я не смогла бы простить мужу одного: если он, разлюбив меня, продолжал бы жить со мной по инерции, – говорит Наталья Игоревна. – К счастью, мы до сих пор интересны друг другу. Мы – как одно целое...Их сын вопреки желанию родителей не стал актером.– Егор категорически отказался поступать в театральный вуз, – говорит Наталья Игоревна. – Сказал, что хочет быть дипломатом. Мы не стали ему препятствовать.Егор окончил школу с золотой медалью, МГИМО – с красным дипломом, десять лет работал дипломатом в Германии, сейчас трудится в Совете Федерации. Недавно во второй раз стал папой, чем тоже очень порадовал родителей…Розыгрыш ГайдаяЭто было в 1976 году на съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Леонид Гайдай вместе с главными ге-роями поехал в болгарский город Габрово, который называли европейским центром юмора: там ежегодно проходил юмористический фестиваль, в рамках которого организовывались показы комедийных фильмов и спектаклей.Праздничные торжества, расслабляющая атмосфера курорта, на каждом шагу – знаменитые болгарские вина… Жены участников фестиваля, провожая мужей за границу, не могли не опасаться за здоровье и моральный облик своих супругов. «Наталья, на тебя вся надежда!» – напутствовала ее Нина Гребешкова.– Я ходила за Гайдаем и Яковлевым, как инспектор, и постоянно их тормозила: «Леонид Иович, не пейте!», «Юрий Васильевич, не пейте!». В итоге я им так надоела, что Гайдай пошел на хитрость: сказал, что мне нужно выступить через три дня перед болгарскими зрителями с приветственной речью. Причем на болгарском языке. Я, как ответственный человек, принялась учить свою речь – три дня не выходила из номера! А когда я вышла на сцену для выступления, Гайдай со смехом признался: «Наталья, не надо никакой речи – я тебя разыграл!». Тут уж вскипела я: как это так, трое суток трудов – псу под хвост?! Нет уж, я про-изнесу эту речь! Мое выступление имело эффект разорвавшейся бомбы: весь зал стоя аплодировал мне! И Гайдай, великий мастер юмора, сказал тогда: «Ну, Наталья, твоя взяла!»…

Автор: Тамара МОТАЕВА