Город индейцев Санта-Фе

Как научиться не бояться сложностей истории

16 июнь 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2747 от 16 июнь 2010
Терракотовый цвет в Санта-Фе повсюду. Улицы этого небольшого города поражают впервые приехавшего – и вовсе не обилием небоскребов или невероятными изысками в строительной моде. Ничего подобного! Дома в Санта-Фе уже сотни лет строятся примерно в одном стиле – традиционном, исконном, глинобитном. В этом особая прелесть города, его фирменный стиль, который с некоторых пор охраняется законодательно. К истории и традициям здесь, в центре индейских территорий США, особое уважение.Самый посещаемый музей в Санта-Фе – исторический (250 тысяч посетителей в год) – совсем недавно переехал в новое здание, а до тех пор располагался в доме, в котором сотни лет назад было представительство испанского короля, затем – резиденция испанского губернатора, затем – правительство мексиканской провинции, а уж потом – правительство штата США. Здание (возрастом в 400 лет!) отдали музею в начале ХХ века, и в нем словно в зеркале отразилась вся непростая история и штата Нью-Мексико, и Санта-Фе… Название города – сокращение от «святая вера». С Библией, огнем и мечом приходили сюда испанские колонисты, с которыми долго воевали индейские племена, живущие в этих местах испокон веку. Потом была война Мексики и США, затем за «окультуривание» коренных жителей принялись уже «офицеры и джентльмены». Индейских детей насильно стригли, переодевали в европейское платье и старались переделать по «цивилизованному» лекалу. Территории, исконно принадлежавшие индейским племенам, отбирались и отдавались под нужды федеральных властей и властей штата – пример тому Лос-Аламос, где в середине прошлого века проходили сверхсекретные исследования в области ядерной энергии. Сегодня многие территории возвращены индейским племенам (в Нью-Мексико 22 группы племен), многие племена, подписывая договор с федеральным правительством, открывают на своих землях казино, доход от которых идет на нужды племени… К мнению племен не просто прислушиваются – оно во многом решающее. К примеру, когда во время кризиса одна известная компания попыталась возобновить добычу урана в священной для индейцев горе и не смогла получить разрешение… Да, сегодня все иначе, но как отразить столь сложную историю штата в экспозиции музея так, чтобы и овцы целы, и волки сыты?На этот вопрос сотрудники исторического музея города дали нам четкий и ясный ответ. Они стараются показать все существующие точки зрения на любые сложные вопросы и в то же время стремятся заставить посетителей размышлять, чтобы в итоге образовать собственную точку зрения. Да, это нелегко. Но возможно!Точно такое же отношение у руководства музея, у руководства города к вопросам формирования бюджета и поиска денег для развития очага культуры.– В течение 100 лет при музее издается глянцевый журнал, мы даем возможность дизайнерам и художникам бывать в запасниках музея, смотреть на экспонаты и на основе своих впечатлений создавать предметы культуры, а мы получаем процент за лицензию, – рассказывал на встрече с нашей группой Стюарт Ашман, министр департамента культуры администрации штата Нью-Мексико (до того как занять этот пост, мистер Ашман был директором музея). – Кроме того, проводим в городе фестивали и ярмарки искусств и ремесел… Важно понимать: музеи, галереи способствуют экономическому развитию города: к нам поедут туристы только в том случае, если будет на что посмотреть. 20 процентов экономики Нью-Мексико связано с культурой!Подтверждение словам министра обнаруживается на улицах города. В Санта-Фе концентрация галерей, центров искусств, выставочных павильонов, кажется, превышает разумные пределы – буквально и шагу не пройдешь по центру города, не наткнувшись на такого рода вывеску. Здесь же, в прерии, расположена опера Санта-Фе – одна из лучших мировых оперных сцен под открытым небом. В сотрудничестве с местными властями художники, артисты, галерейщики сумели придать городу имидж творческого центра, и сюда съезжаются гости из многих штатов, в том числе приезжают и звезды – голливудские знаменитости. Не пугает их даже тот факт, что Санта-Фе расположен на высоте 2 км над уровнем моря, что летом и весной здесь очень жарко и сухо и людям, к подобному климату непривычным, нужно много, очень много пить.Индейцы скрываются в скалахБольшое количество экскурсий приезжает и в национальный парк «Бандельер», расположенный неподалеку от Санта-Фе. Здесь, в скалах из розового туфа, среди высоченных сосен и диких прерий, тысячи лет назад селились индейские племена, благо, что туф – материал очень пористый, мягкий, и в скалах было полно пещер. Индейцам оставалось только вход прорубить и защитить его от зверей и врагов глинобитным домиком без дверей (внутрь попадали через лазы в крыше). Сегодня в «Бандельер» трепетно сохраняются и постоянно ищутся следы пребывания, детали жизни и быта древних индейцев. В парке строго установлены маршруты, которыми могут двигаться туристы, а для того чтобы получить разрешение на ночевку, следует заранее подать заявку. То, что говорят егери-экскурсоводы посетителям, даже то, какие места парка наносить на карту, а какие – нет, обсуждается администрацией «Бандельер» совместно с губернатором индейских территорий и представителями племен. Некоторые места, считающиеся священными, на карте не отмечены. В парке водятся грифы, косули, лани, олени, койоты, медведи, редкий вид ушастых белок, но охота запрещена, хотя иногда егерям приходится контролировать популяцию, к примеру, оленей методом отстрела.Удивительно, а может быть, и неудивительно, но проблемы, с которыми сталкивается «Бандельер», знакомы и российским работникам заповедников. Как выяснилось, вандалы живут везде, и то и дело подростки в пещерах норовят исписать потолок «мудростями» типа «Здесь были Джейн и Джим» или «Эмо форева». За подобные нарушения штрафуют, причем солидно, но, увы, ума тинейджерам это не прибавляет.На обратном пути из «Бандельер» нашу группу провели по музею, который открыло индейское племя похоак на деньги, полученные от работы казино. В этом музее не только рассказывается о традиционных ремеслах, которыми занимаются индейцы, и о том, какой образ жизни вели похоаки и другие племена, но и о том, как сегодня живут индейцы. В музее создано несколько программ для детей и для любых желающих – здесь учат работе с камнем, с кожей и глиной. А увидеть и даже купить камнерезные и ювелирные украшения, изделия из кожи ручной работы, фотографии и многое другое можно каждый день на центральной площади Санта-Фе. Здесь своего рода индейский базар. Мастера приходят, раскладывают свой товар и спокойно, с вошедшей в легенды индейской невозмутимостью ждут покупателей. И на этот раз они устанавливают цены.Это интересноПредставители племени похоак рассказали нам, что с тех пор, как племя подписало договор с федералами и построило казино, доходы похоаков выросли на несколько порядков и сейчас речь идет уже о бюджете в десятки миллионов долларов. Как только дела племени пошли в гору, все чаще в пуэбло стали появляться женщины, утверждающие, что ждут ребенка от одного из похоаков. Так как индейцы признают национальность по отцу, таких детей и их матерей опекали и принимали в племя. Но в последнее время в связи с резко возросшей численностью возникающих беременных встал даже вопрос о том, что у каждого такого малыша будут проверять ДНК.Справка «В»В систему национальных парков США входят 392 парка, из которых 30 – заповедники и заказники, 200 – исторические и памятные места, 50 находятся на берегах рек и морей. Каждый парк охраняется собственным федеральным законодательством, больше 150 тысяч волонтеров помогают сотрудникам парков охранять территории и работать с посетителями. Показательно, что в каждом парке есть центр для посетителей, в котором вы обнаружите и кафе, и мини¬музей, и магазин сувениров. 275 миллионов человек посещают в год национальные парки США, большинство из них платят за вход 25 долларов за машину. Как уже говорилось, пешие походы с ночевкой на природе, а не в существующей при парке гостинице, оплачиваются отдельно.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ