Музей для умных и разборчивых

Главное – не стоять на месте

16 июнь 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2747 от 16 июнь 2010
Главное – не стоять на местеОдно из самых ярких и ожидаемых горожанами музейных событий – Ночь музеев миновала, но это вовсе не значит, что на год вперед нам не стоит надеяться на новые интересные выставки, что жизнь в музее замерла… О том, чем сегодня живет, о чем мечтает и чем готовится удивить владивостокцев музей имени В.К. Арсеньева, рассказывает Виктор Шалай, заместитель директора по проектной работе.«Когда-нибудь мы изменимся…»– Музей развивается во многом созвучно тому, как развивается Приморье, Владивосток. Город движется в будущее. И мы не можем стоять на месте. Потому что уверены в том, что большие геополитические и экономические проекты, которые затеваются во Владивостоке, в полной мере «заиграют» и состоятся тогда, когда им будут соразмерны те люди, которые здесь живут, и те институции, в первую очередь культурные, которые в этом регионе работают. О том, что каждому из нас, жителей Приморья, необходимо продолжать развиваться, обретать новые качества, расширять горизонты, мы и старались сказать посетителям прошедшей недавно Ночи музеев.Музей – уникальная структура, которая кроме всего прочего призвана помогать осмысливать реальность, причем не только историческую, но и реальность сегодняшнего дня. Это расширяет горизонты, по-другому разворачивает сознание горожан, они начинают по-другому видеть какие-то феномены, иначе смотрят на то, что происходит в их городах. Это, если хотите, часть стратегии нашего музея: осмысление реальности, ключевых сюжетов сегодняшнего дня…– Музей существовал в разных политических формациях, приходится одни и те же события освещать с точки зрения различных идеологий. Не задумывались ли вы о реэкспозиции, о новых формах работы?– Что касается наших стационарных экспозиций… Многие посетители, которые внимательны к музею, видят: то, что мы предлагаем в рамках отдельных проектов, сильно отличается и по стилю исполнения, и по качеству от постоянных экспозиций, тех, которые создавались в начале 90-х годов XX века. И мы часто слышим вопрос: «Что мешает вам сделать столь же качественными все свои пространства?». Но нужно помнить, что последние несколько лет наш музей находится в крайне сложной ситуации: бюджетного финансирования на развитие у нас нет, государство выполняет оговоренный законом минимум, да и то не всегда. Этот год один из самых сложных, по некоторым статьям средства были ограничены, кроме того, весь отопительный сезон мы несли на своих плечах бремя коммунальных платежей за счет зарабатываемых средств. Мы оплачивали из внебюджета отопление и электричество почти всех зданий, где расположены подразделения нашего музея, а их во Владивостоке и по краю 10. И вместе с тем мы считали и считаем своим долгом сохранять бесплатные дни посещения для военнослужащих, пенсионеров, детей из малообеспеченных семей, представлять публике новые интересные проекты. Минимум финансирования на то и минимум, чтобы хватало только на самое необходимое. Конечно, в идеальной ситуации, если бы мы получали большее финансирование, наше развитие шло бы быстрее и заметнее, но мы развиваемся в предложенных обстоятельствах, сохраняя максимально возможный темп.Но у этой ситуации есть и обратная, более позитивная сторона. Неустанный поиск выхода из финансовых трудностей помог нам научиться предъявлять себя по-новому и сформировать вокруг музея специалистов новой генерации – дизайнеров, молодых исследователей, специалистов в культурном менеджменте, чью качественную работу мы иногда получали отнюдь не за зарплату. Мы искали общий язык, придумывая для людей разные мотивации, и до сих пор уверены в том, что не стоит работать с человеком, чье единственное условие – это деньги. Музей – та структура, которая может помочь сформировать профессиональную репутацию, чье присутствие украсит любое резюме. Если хотите, то, оказавшись в сложной ситуации, мы научились говорить со своими потенциальными партнерами на языке взаимных интересов. Мы видим в этом тот позитивный опыт, который всегда можно извлечь из любого кризиса.Не стоит ожидать, что мы изменимся в одну секунду. Развитие – процесс, требующий сил и времени. Сейчас мы занимаемся локальными проектами, даст бог, не за горами более серьезные перемены.– Но существует ли мечта о ре-экспозиции?– Ну конечно. Мы к ней готовимся. Составляем сметы, стараемся быть в ситуации проектной готовности. Возможна ведь ситуация, что завтра государство или какая-нибудь состоятельная и благородная бизнес-структура захочет выделить музею средства для реэкспозиции, это отнюдь не фантастика, и нужно быть к этому готовыми. В нашей ситуации запрещено опускать руки и занимать позицию: «Мы ничего не будем делать, потому что деньги никогда не появятся». Наш отдел фондов неустанно следит за тем, какое оборудование для хранения экспонатов появляется в мире, какие наблюдаются тенденции. Мы вышли из плаксивого периода стенаний и просьб по поводу средств к существованию. Потому что это неконструктивно, в современной действительности привлечь средства можно только тогда, когда ты можешь ответить на вопрос: «На что ты их потратишь?».Кроме всего прочего, после реализации каждого проекта мы кладем в свою копилку новый экспозиционный, маркетинговый, управленческий опыт, который, когда мы найдем источник финансирования, мы применим в реэкспозиции. Любой из наших проектов последнего времени, будь то «Магия клинка», «Русская Америка», «Элеонора Прей» или «Путь губернатора», дал нам бесценные знания в разных областях. В одном проекте мы экспериментировали с дизайном, в другом – с технологией звука, в третьем сумели создать полноценный каталог коллекции. Мы делаем все возможное, чтобы дефицит денег был не препятствием для нашего развития, а его стимулом.Платья на целый век– Какой в этом смысле опыт вы извлекли из последней Ночи музеев?– Один из главных выводов – в городе огромный интерес к культурным и музейным проектам. Это обязывает нас не стоять на месте. Второй вывод заключается в том, что нужно осторожно двигаться в сторону, так скажем, интеллектуализации подобных проектов. В этом году мы сделали определенные шаги в этом направлении, и, как нам видится, они оправдались. Мы как никогда тщательно разрабатывали концепцию Ночи музеев и постарались обеспечить ее необходимым минимумом арт-проектов. Разделили программу по жанрам, привлекли новых авторов, позволили себе эксперименты. Например, подлинных предметов из музейной коллекции зрители могли увидеть как никогда много. В главном здании на Светланской целых семь залов были отданы под результаты совместного творчества хранителей и современных художников. Специально для проекта мы извлекали из фондов предметы целыми коллекциями: кирпичи, часы, чемоданы, стулья. В одних случаях художники вписывали их в свой замысел, в других замысел появлялся под впечатлением от предметов. Многие наверняка запомнили инсталляцию из старых радиоприемников, когда молодой и талантливый звукорежиссер «оживлял» их, соединив с собственной коллекцией подлинных звуков и голосов. Люди замирали в удивлении и восторге, когда слышали голоса Левитана, Гагарина, Хрущева.Одним из главных достижений этого года является то, что мы избавились от давки. Логистику мы прорабатывали отдельно, не было ни одного зрителя, который из-за скопления людей не смог что-то посмотреть. Когда все состоялось, мы еще раз уверились: зритель во Владивостоке умен и вдумчив, получить признание от него – дорогого стоит. На будущий год разработка отдельных арт-проектов для Ночи музеев начнется за три-четыре месяца. Хочется, чтобы художники специально для проекта вынашивали концептуальные проекты, еще более актуальные. Видно также, что нужно расширять международную составляющую.– Не Ночью музеев единой жив музей. Какие выставки нас ждут, какие проекты в ближайшие полгода?– В июне откроется большой проект «Прощание с Тартарией» в рамках Года России во Франции и Франции в России. В основу положена коллекция старинных карт, собранная в 2008-2009 годах. Проект продолжает линию, начатую выставкой «Магия клинка: по ту сторону империи», и посвящен не только истории становления нового образа региона в конце XVII – конце XIX веков, но и первым исследователям Приморья – их надеждам, открытиям и заблуждениям.В августе откроется очень большой и долгожданный проект, воплощение которого является достаточно многотрудным. Он называется «Город и мода», это совместная выставка платьев из коллекции нашего музея и коллекции Александра Васильева. Куратором выставки выступает сам г-н Васильев. Она будет охватывать исторический период с 1880 до 1980 года. Этот проект особенный еще и потому, что Александр Александрович, пожалуй, впервые согласился поработать с коллекцией регионального музея. То есть не просто привезти «на гастроли» свою коллекцию (это проекты следующих лет), а соединить предметы из нашей коллекции с предметами из своей. К слову сказать, ничего, кроме фотографий, из его коллекции дальше Петербурга, Москвы, Мурманска не выезжало. Для нашего города он сделал своего рода исключение. Это итог добрых длительных отношений, которые сложились у нашего музея с этим уникальным человеком. В свое время он давал экспертное заключение, познакомившись с платьями начала XX века из нашей коллекции, тогда же познакомился с хранителями. Мы предложили ему проект, а он не отказался. Для регионального музея у нас немаленькая коллекция по моде, и мы надеемся, что она станет второй после коллекции холодного оружия, которая получит детальную проработку – описание эксперта, фотографирование, издание каталога.Этим же летом мы представим несколько проектов к Дню города, содержание которых я пока оставлю за скобками, пусть будут сюрпризом.Кроме того, я бы посоветовал всем горожанам посмотреть обновленный Корейский зал в выставочном центре музея на Петра Великого. Это наша гордость, он в полной мере является итогом нашей международной деятельности. Кроме всего прочего, это уникальный музейный продукт, самого высокого уровня – и таких, я уверен, с каждым годом в нашем музее будет только больше.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ