Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Парк культуры

Кто это сделал?!

Над зрителем и вместе со зрителем смеется Театр ТОФ
Над зрителем и вместе со зрителем смеется Театр ТОФ 4 и 5 июня публика, пришедшая на премьеру спектакля «Кто это сделал?» в Театре ТОФ, недоумевала и переглядывалась: на сцене – во всяком случае, первые 10 минут – шло ужасное, вычурное, махрово провинциальное представление… Английская гостиная 20-х годов. Традиционный детектив в духе Агаты Кристи, но как же фальшиво, как неумело играют актеры! И вдруг из зала раздается команда «Стоп!», выходит режиссер, и начинается спектакль в спектакле. И оказывается, что действие пьесы происходит в небольшом заштатном американском театре, который репетирует детектив из английской жизни. А автор пьесы – режиссер, и для него спектакль – последний шанс состояться. И чтобы заставить актеров осознать предлагаемые обстоятельства, он советует героине притвориться отравленной. Так начинаются перевертыши, комедийные ситуации, начинается настоящий спектакль – та самая премьера, которую так ждали поклонники Театра ТОФ… – На фоне довольно солидного репертуара театра выбор пьесы братьев Мэркс «Это сделал Дворецки» кажется необычным… Легкий такой жанр… – Она легкая только в том случае, если к ней относиться безответственно, – говорит Станислав Мальцев, главный режиссер театра. – Можно ли назвать легким жанром фильм «Ищите женщину»? То-то! Это пьеса о театре и о людях театра. Я ее взял в постановку, потому что, с одной стороны, это такая прививка от болезней театра, с другой – я взял эпиграфом фразу Шекспира из «Гамлета»: «Актеры – зеркало и краткая летопись нашего времени». И пьеса умная, она написана людьми, которые досконально знают театр, любят его и ненавидят его недостатки: премьерство, зазнайство, эгоизм, ссоры актрис, амбиции режиссера… Почему все великие драматурги – Островский, Шекспир – писали много о театре, о его жизни? Через театр, который они хорошо знали, они считывали картинку современного мира. Пьеса на несколько порядков умнее, чем творения того же Рэя Куни, в ней не только детективное напряжение, но и комедия характеров, комедия нравов. Кроме того, в пьесе всего шесть действующих лиц, а именно в таких постановках проверяется состоятельность актерского ансамбля. Актерский ансамбль и впрямь в «Кто это сделал?» подобрался потрясающий. Режиссера Тони играет Сергей Кошуцкий, раскрываясь в этой роли очень необычно, показывая, как, пытаясь самореализоваться, человек сам себя съедает. Роберта – актера-премьера с имиджем Сиси из «Санта-Барбары», но безумно глупого – играет Сергей Гончаров. Молодого героя, итальянского актера Майкла – Сергей Лисинчук… Сэма – актера-неудачника, который долго был без работы, – великолепно воплотил в жизнь Евгений Паленый. Героиню-премьершу играют Юлиана Белаш и Наталья Молодчикова, юную актрису Клодию – Наталья Войник и Александра Пряха. – Легко ли материально далась постановка? – Нет. Одна из героинь – премьерша в театре, она обязана блистать нарядами. Значит, надо было много шить. Нужны были декорации, ведь спектакль идет как бы в двух измерениях: пьеса, которую репетируют на сцене, идет в антураже Англии 20-х годов, арт-деко, шик… А сам театр современный, живет сегодня, и это тоже нужно было показать. Декорации у нас трансформируются… Спектакль получился стильный и красивый – для меня это было принципиально важно, и художнику Ладе Смирновой удалось на сцене создать гармонию цвета и формы, такой аквариум, в котором, как рыбы, двигаются актеры… Конечно, к премьере мы шли непросто. Начали репетиции еще в ноябре, потом случилось сокращение штатов в театре, потом не было денег, так что мы почти полгода вокруг нее ходили… И, чтобы актеры не скучали, я разрешал им резвиться, много импровизировать, обживать пьесу изнутри, а потом, на репетициях, уже даже приходилось стучать кулаком по столу, чтобы они возвращались к каноническому тексту… С другой стороны, то, что мы так долго обживали эту пьесу, сыграло на руку. У нас не было прогона – перед его началом в Доме офицеров флота за долги выключили свет. И актеры только за час до премьеры успели выйти на сцену в костюмах... Но то, что они так хорошо знали спектакль, избавило их от зажима, от осознания: «Боже, у нас не было прогона, что делать?!». Не было бы счастья, да несчастье помогло. – Довольны ли вы реакцией публики после премьеры? – Да. В зале не дурной смех стоял, а смех, который рождался в ходе спектакля. И чтобы получить этот смех, актеры не вертелись на пупе по примеру «Кривого зеркала», нет, он рождался из тонких вещей, из ситуаций… Это мне нравится. – Что ждет поклонников Театра ТОФ в новом сезоне? – Начинаем репетиции спектакля «Дачная жизнь» по рассказам Чехова. Он у нас выйдет осенью и посвящен не только юбилею Чехова, но и 15-летию возвращения Театра ТОФ из Советской Гавани. 15 лет назад в умирающий коллектив пришел курс Александра Запорожца и театр обрел свежее дыхание, начал новую жизнь. В августе театр уходит в отпуск, а летом будут идти репетиции Чехова и репертуарные спектакли. Кроме того, в ноябре мы приглашены на театральный фестиваль в провинцию Симоне со спектаклем «Стрелочник». Мы, несмотря на все сложности, полны сил, готовы работать и творить… Кстати Виктор Бусаренко, главный режиссер театра кукол, о спектакле «Кто это сделал?»: – Очень порадовался за театр, увидел зрелое произведение по многим параметрам: по актерскому ансамблю, по режиссуре, по сценографии. Адекватный материалу, без претензий на модничанье и авангардизм получился спектакль. После первого акта я подумал: крепкий коммерческий спектакль получился. После второго: хорошая работа театра! Актеры за 15 лет сильно выросли, они стали уже молодыми мастерами. Сергей Кошуцкий в роли режиссера прекрасен, Евгений Паленый очень хорош. Крепкие, психологически разработанные роли. Станислав Мальцев меня порадовал: он мягко из молодого режиссера перешел в состоявшиеся, зрелые, успешные. Публика приняла спектакль тепло – я сам бы еще раз его посмотрел. Ну и конечно, у постановки есть заметный тем, кто в курсе проблем Театра ТОФ, грустный второй план. Когда по ходу спектакля падает занавес и зрителю видно панно с афишами театра за 15 лет, становится ясно, что театр в тревоге за свое будущее. Мне это близко как никому…

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Конкурент Владивостоку

Поселок Посьет, основанный на два месяца раньше города нашенского, вполне мог бы стать столицей края

Гара опять забил на «Динамо». Но «Луч» все равно выиграл!

Любимец приморской торсиды может вернуться домой?

Какая страна, такой и флаг!

Гигантский флаг России пронесли по Океанскому проспекту Владивостока.

Алеутская теперь удобнее для инвалидов

После масштабного ремонта ул. Алеутская во Владивостоке стала более удобной для передвижения по ней не только автотранспорта и пешеходов, но и людей на инвалидных колясках. Это отмечают и сами инвалиды.

Стопудовый Благовест

Во Владивосток доставили новые колокола, отлитые в Подмосковье на деньги благотворителей.

Последние номера