Какую радиостанцию вы слушаете?

Электронные версии
Кумиры

Куросава подарил Юрию Соломину тигра

Русский актер помог японскому режиссеру получить «Оскар»
Русский актер помог японскому режиссеру получить «Оскар» Таких актеров, у которых благородство и интеллигентность, как говорится, написаны на лице, в нашем кино всего трое – Олег Стриженов, Вячеслав Тихонов и Юрий Соломин. И хотя Юрий Мефодьевич сыграл в кино особ дворянского происхождения меньше остальных, по-другому его не воспринимаешь – он аристократ! В кабинете художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина – старинная мебель с позолотой, благородного малахитового цвета стены. Самая подходящая обстановка! В гости к знаменитому артисту мы пришли накануне его 75-летия. – Зеленый – традиционный цвет нашего театра, – говорит Юрий Мефодьевич. – А еще – синий и желтый. Малому театру больше 250 лет, однако он до сих пор оформляется в этих цветах. Традиции, доказавшие за многие годы свою необходимость, надо беречь. Может, именно за эту приверженность традициям английская королева выбрала Малый театр… Королевский подарок Над столом Юрия Соломина висят фотографии, на одной он – с королевой Великобритании Елизаветой Второй. – Королева Елизавета приезжала в Москву в 1994 году и выбрала наш театр местом встречи с дипломатическим корпусом, – рассказывает Юрий Соломин. – Мы думали: что же ей подарить? Тогда безденежье было… Кому-то пришла идея преподнести высокой гостье палехскую шкатулку с изображением Малого театра. Мы заказали ее хорошему мастеру, и, когда прощались с королевой, я ей вручил наш презент. Она удивленно посмотрела, поблагодарила, взяла подарок и пошла дальше. За ней потянулась свита. И где-то из второго ряда пожилой человек – видно, из старых русских – меня остановил: «Откуда вы узнали, что королева коллекционирует шкатулки?». Прошло две недели, мне приходит конверт от королевы, а там – ее портрет и автограф… Юрия Соломина на должность художественного руководителя избрал коллектив в 1988 году – впервые за историю старейшего театра. А потом уже его кандидатуру утвердили в правительстве СССР – страны, которой уже нет. – Вот теперь не знаю, кто будет увольнять, – смеется Юрий Мефодьевич… Старый прием Евгений Ташков, режиссер «Адъютанта его превосходительства», увидел Юрия Соломина в фильме «Сильные духом» о Великой Отечественной войне, где тот сыграл немецкого разведчика Геттеля. – Когда играешь отрицательного героя, надо найти в нем положительные качества, показать его сильные стороны. Встречаются две личности: наш разведчик и враг. Побеждает наш, но кого? Очень умного и хитрого противника. Значит, наш еще лучше! В фильме «Сильные духом» он играл майора Геттеля именно так. И даже придумал фразу, за которую сына Марлена Хуциева выгнали из школы… История такова: по сюжету Геттель, понимая, что судьба Германии решена, ищет выход на своих коллег из других разведок. И, встретившись с главным героем – советским разведчиком Кузнецовым, говорит о неком Гюнтере, который мог бы стать посредником. Кузнецов бросает в ответ: «Вы меня ловите, Геттель, это старый прием». – А я отвечаю по сценарию: «Прием действительно старый, – и добавляю от себя: «Но Гюнтер есть». Эта фраза родилась случайно, но она указывала на ум и изворотливость моего героя, и Марлен Мартынович, который был художественным руководителем картины, оставил ее в фильме. А лет через пять встречаю Хуциева и он вдруг говорит: «Юрий, меня из-за тебя в школу вызывали!» – «Что такое?» – «Сын набедокурил, учительница ему говорит: «Это старый прием», а он ей: «Прием действительно старый, но Гюнтер есть». «Какой Гюнтер? При чем здесь Гюнтер? Вон из класса и без отца не приходи!». Вот такая получилась история… Адъютант фортуны В фильм «Адъютант его превосходительства» режиссер Евгений Ташков пригласил Соломина на второстепенную роль. – На роль капитана контрразведки Осипова меня утвердили без проб, – вспоминает Юрий Мефодьевич. – А потом Евгений Ташков убедил меня попробоваться в роли Кольцова. И ему надо было иметь большое мужество, чтобы доказывать худсовету правомерность такого решения, – тогда ведь был определенный типаж для героев-коммунистов. Я снимался под его личную ответственность и в протоколах «Мосфильма» до сих пор значусь как неутвержденный артист. Но Ташков доказал свою правоту. Этот фильм – один из первых, где белые и красные были на равных – по своему отношению к судьбе, к Родине… И он до сих пор любим зрителем. Это был первый телефильм, получивший Государственную премию, – именно после его выхода на экраны актер проснулся всесоюзно знаменитым. Выбор Куросавы Акира Куросава еще в 30-е годы прочел книгу исследователя Дальнего Востока и писателя Владимира Арсеньева «Дерсу Узала» – об охотнике, ставшем для него проводником – и с тех пор вынашивал замысел фильма. И даже начал работу в Японии, но вскоре понял, что снимать нужно на родине Дерсу – в Приморском крае – и с местными актерами. В начале 70-х в Москве на Международном кинофестивале он получил предложение директора «Мосфильма» Николая Сизова снять фильм в СССР и с радостью взялся за работу. На роль Дерсу Узала режиссер выбрал тувинского актера Максима Мунзука. Когда Акира Куросава выбирал актера на роль Арсеньева, он, не зная русских артистов, захотел посмотреть какие-нибудь киноработы возможных претендентов. – У Куросавы на картине «Дерсу Узала» работал гример фильма «Адъютант его превосходительства» Павел Калинин. Он предложил японскому режиссеру посмотреть этот фильм. Куросаве принесли первые две серии, он посмотрел – и попросил показать остальные три. После чего вопрос обо мне был решен… Рюкзак Арсеньева Киноэкспедиция отправилась в места, где происходит действие книги «Дерсу Узала» – в город Арсеньев, названный в честь автора книги и расположенный в предгорьях Сихотэ-Алиня в 160 километрах от Владивостока. Съемки на натуре длились девять месяцев. За это время Юрий Соломин лишь раз слетал в Москву, чтобы увидеть семью. С Дальнего Востока он присылал жене Ольге Николаевне письма, а дочери Дарье – «сувениры»: диковинных бабочек, божьих коровок размером с ноготь. – Однажды из-за этих огромных божьих коровок мы не могли снимать, – вспоминает Юрий Мефодьевич. – Приехали в тайгу, а там – миллиарды этих насекомых, бьются в стекла автобуса тучами! Акира Куросава к актерам и съемочной группе относился с уважением. Считал нужным все объяснить: как он будет снимать, какими камерами, с каких ракурсов, сам делал эскизы будущих кадров и показывал их. Однако поблажек актерам не давал. Снимались и в лютый мороз, и в жару, атакуемые полчищами комаров и мошкары. А в рюкзак Арсеньева, который должен был носить Юрий Соломин в фильме, складывал все вещи, описанные путешественником: – Я с трудом отрывал этот рюкзак от земли, – вспоминает Юрий Мефодьевич. Встреча с тигром – Главный герой в этом фильме – природа. А тигр – одно из главных действующих лиц. Специально для съемок отловили в лесу тигренка, назвали Артемом. Мы с Максимом Мунзуком подкармливали его, приручали. Когда настало время сниматься с тигром, Артем вырос в устрашающего зверя. По фильму мы должны были встретиться с ним на лесной тропе. Сделали так: выкопали ров с водой и замаскировали его травой – охотники уверяли нас, что тигр не прыгнет в воду и не подойдет к нам близко, а кадр будет выстроен так, будто мы встретимся вблизи. И что вы думаете? Тигр прыгнул в воду и поплыл к нам! Охотники, которые стояли наготове с вилами, принялись его отпихивать к другому берегу. Артем стал задыхаться, у него из носа пошла кровь… В общем, мы видеть это не могли. Подошли к Куросаве и сказали, что не хотим мучить животное и сниматься не будем. И он отменил эту съемку. Сцену сняли в московском павильоне с дрессированным тигром Вальтера Запашного, который снимался еще в «Полосатом рейсе»… Звездный час Фильм «Дерсу Узала» стал событием. Его купили сразу сто стран – в то время это было рекордом. Он получил массу престижных наград. Среди них – премия Американской академии киноискусств «Оскар» как лучшему иностранному фильму. К сожалению, ни Максим Мунзук, ни Юрий Соломин на церемонии не были – им даже не сообщили о том, что картина с их участием номинируется на «Оскар». – Первое время я обижался на наших чиновников за то, что они украли у меня мой звездный час, – говорит Юрий Соломин. – А потом в Японии мне довелось увидеть и даже подержать в руках ту самую статуэтку... Дар гения Есть у Юрия Соломина подарок, который он ценит даже выше королевского. – Свой день рождения в 1974 году я встречал в тайге на съемках, – говорит Юрий Мефодьевич. – Куросава накануне сутки не выходил из своего номера в гостинице. Японцы говорят: «Он что-то тебе готовит». Через сутки он вышел с картиной, на которой изображена голова тигра, и подпись: «Соломин Юрий Мефодиевич сан, Акира Куросава. 18 июня 1974». Куросава ведь окончил Академию художеств и вот ради меня решил тряхнуть стариной… За 75 лет это самый дорогой подарок мне на день рождения…

Автор : Тамара МОТАЕВА

В этом номере:
Конкурент Владивостоку

Поселок Посьет, основанный на два месяца раньше города нашенского, вполне мог бы стать столицей края

Гара опять забил на «Динамо». Но «Луч» все равно выиграл!

Любимец приморской торсиды может вернуться домой?

Какая страна, такой и флаг!

Гигантский флаг России пронесли по Океанскому проспекту Владивостока.

Алеутская теперь удобнее для инвалидов

После масштабного ремонта ул. Алеутская во Владивостоке стала более удобной для передвижения по ней не только автотранспорта и пешеходов, но и людей на инвалидных колясках. Это отмечают и сами инвалиды.

Стопудовый Благовест

Во Владивосток доставили новые колокола, отлитые в Подмосковье на деньги благотворителей.

Последние номера