Замахнулись на Пушкина

Вечером 6 июня, в 211й день рождения солнца русской поэзии Александра Пушкина, собравшаяся в Пушкинском театре публика наблюдала за рождением новой – любительской, но, тем не менее, очень интересной театральной студии.

9 июнь 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2743 от 9 июнь 2010

Вечером 6 июня, в 211й день рождения солнца русской поэзии Александра Пушкина, собравшаяся в Пушкинском театре публика наблюдала за рождением новой – любительской, но, тем не менее, очень интересной театральной студии. В конце прошлого года, говорит художественный руководитель Пушкинского театра Наталья Калинина, я познакомилась с Семеном Лесковым и его друзьями. Они как раз собирались организовать театральную студию, и мне показалось, что под крышей нашего театра ей будет очень уютно.Участников «Нового театра» такое название выбрали для себя студийцы набирали по объявлению. На прослушивание приходили очень разные люди – от школьников до пенсионеров. Изначально было отобрано 60 человек, которые прошли несколько месяцев тренингов и занятий. Затем был серьезный экзамен, после которого в труппе осталось чуть больше десятка участников – это и есть костяк студии.Да, «Новый театр» пока еще любительский, говорит Наталья Калинина, но растет на глазах, участники и руководитель всерьез относятся к делу. Я наблюдала, какая у них разминка, как они работают с дыханием и дикцией, с актерским мастерством, сколько времени отдают репетициям, и могу сказать: при таком подходе есть все перспективы для превращения студии в настоящий театр!Большинство студийцев – молодые люди, те, кто еще учится в вузе или совсем недавно начал трудовую деятельность. Профессиональных актеров среди них нет, но… Я учусь в ДВГУ в Институте русского языка, говорит Наталья Бояркина, участница труппы «Нового театра». Специализация – литературная критика, редактирование. Что мне дают занятия в студии? Они раскрепощают, помогают проститься с комплексами и зажимами, жизнь меняется к лучшему! Как филолог, я особо ценю артикуляционную разминку, гимнастику, мне это очень помогает, а кроме того, в театре я могу применить на практике знания, полученные в университете.Режиссер, художественный руководитель и актер «Нового театра» Семен Лесков по роду занятий – социальный менеджер, о своем детище говорит с любовью, но без ложного обожания…Мы еще только начинаем, считает Семен. – Нам учиться и учиться. Идея организации театра пришла в голову мне и моим товарищам, с которыми мы вместе сначала решили создать такое место, в котором в свободное время можно заниматься своим хобби. А так как я участвовал в фестивале Пушкинского театра «Болдинская осень», мы познакомились с Натальей Калининой, и она пригласила нас под крыло Пушкинского театра. Я окончил факультет политических наук и соцуправления ДВГУ. А театр – мое хобби, я с детства принимал участие в разных творческих коллективах. В частности, в театрестудии ДВГУ «Игровая комната». Там выступил с инициативой поставить «Моцарта и Сальери» и показал его на «Болдинской осени».Занятия в «Новом театре» веду не только я, но и мои друзья, мы привлекаем и более профессиональных в этом смысле людей. Почему вы выбрали именно эту «маленькую трагедию», не боялись ли сразу за Пушкина взяться?Нет. Во­первых, я очень люблю творчество Александра Сергеевича. Во­вторых, готовясь к поступлению в академию искусств, репетировал монологи Сальери. И хотя я не поступил, любовь к Пушкину во мне живет, а мысль поставить «маленькую трагедию» поддержали в «Игровой комнате» театрестудии ДВГУ, где я принимал активное участие.Но свою постановку вы назвали «Гений». Почему?Когда мы работали над спектаклем, читали много литературы о Моцарте, о Сальери, хотели максимально приблизиться к историческим персонажам, с той, конечно, разницей, что Сальери Моцарта не убивал. Так вот многие источники говорят о том, что Моцарт вовсе не был таким уж веселым порхающим по жизни мальчиком, что к концу жизни он был болен и разбит. Но все это не мешало ему писать потрясающую музыку. И в этом он – гений! Спектакль у нас жизнеутверждающий – Моцарт умирает непобежденным, он духовно превозмогает все проблемы и уходит спокойным. Это ключевой момент. И конечно, во время спектакля звучит много музыки Моцарта, она, надеюсь, нас и спасает.Вы играете Моцарта. Для любого актера это сложная роль…Да, входить в образ было довольно сложно. Особенно потому, что во время репетиций нет зрителей и некому отдать ту энергию, те чувства, что зреют в тебе. Я сознательно старался не смотреть фильмы и спектакли типа «Амадей», «Маленькие трагедии». Потому что, когда видишь, как трактуют образы такие гении, как Смоктуновский и Золотухин, Табаков и Безруков, хочется их повторить, скопировать, а нам хотелось сделать свое. И мы попытались… Помните, Моцарт говорит, что за ним ходит черный человек? И мгновенно у меня в голове возникла поэма Есенина «Черный человек», вот мы и включили в спектакль фрагменты из нее – нам она показалась идейно близкой к Пушкину. Ну и Моцарт не случайно в черном костюме – мы хотели показать, что настоящий гений носит свой ад в себе, что его черный человек – персонификация всех его кошмаров… В роли Сальери в спектакле дебютировал Алексей Павликов. Я по профессии переводчик. В студию пришел вместе с Семеном, решил поучаствовать, самореализоваться таким образом. Участие в студии дает мне возможность более глубокого понимания себя и людей. Это, кстати, именно то, что я хотел получить. Легко ли нашли оправдание вашему герою? Было непросто. Я хотел добиться главного: показать, что темные чувства в свои лапы способны захватить любого человека, даже творческого. Зависть, гордыня преследуют любого из нас, и каждому приходится сражаться с темной стороной своей души. С расхождением биографии Сальери и пушкинской трактовки мне удалось справиться, удалось найти логику и даже правду в действиях своего героя, и да, мне – Сальери – захотелось убить Моцарта. Со своей точки зрения, он не то чтобы прав, но он ищет истину и, к сожалению, свернул не туда, отсюда ложность побуждений, чувств, поступков…Публика, пришедшая 6 июня в Пушкинский театр, старания студийцев оценила и поддержала. Конечно, участники «Нового театра» понимают, что одна постановка – не показатель, и потому готовят к осени большую премьеру. Какую – пока секрет. Будем ждать!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ