Улетное предложение

Будущее авиакомпании «Владивосток Авиа» в последние дни вновь стало предметом для обсуждения в руководстве края. Ведь от того, кто в итоге станет владельцем контрольного пакета акций авиапредприятия, во многом будет зависеть не только ценовая политика компании, но и транспортная доступность многих населенных пунктов на Дальнем Востоке.

19 май 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2731 от 19 май 2010
6401f052701de7038a0eb55880abb2d0.jpg Будущее авиакомпании «Владивосток Авиа» в последние дни вновь стало предметом для обсуждения в руководстве края. Ведь от того, кто в итоге станет владельцем контрольного пакета акций авиапредприятия, во многом будет зависеть не только ценовая политика компании, но и транспортная доступность многих населенных пунктов на Дальнем Востоке. Еще несколько месяцев назад госкорпорация «Ростехнологии», в руках которой находится контрольный пакет акций ОАО «Владивосток Авиа», намеревалась создать на базе нескольких региональных перевозчиков и ГТК «Россия» собственную авиакомпанию федерального масштаба. Но реализация этого проекта не состоялась, и в конце апреля руководство «Ростехнологий» решило передать государственный пакет акций в этих авиакомпаниях в руки ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии». Предполагалось, что процесс передачи акций в руки нового владельца завершится к концу 2010 года.Однако недавно губернатор Приморья Сергей Дарькин выступил с инициативой о передаче контрольного пакета акций авиакомпании в краевую собственность. 11 мая предложение губернатора было одобрено комитетом Законодательного Собрания по экономической политике и собственности и теперь будет вынесено на ближайшее заседание краевого парламента. По неофициальной информации, письмо с просьбой поддержать свою инициативу Сергей Дарькин также направил и в адрес правительства РФ.Когда на прошлой неделе ситуация вокруг Владавиа обсуждалась на комитете ЗС ПК по экономической политике и собственности, депутаты пришли к выводу, что судьба контрольного пакета акций авиакомпании имеет большое социальное значение для региона. На сегодняшний день Владавиа является основным авиаперевозчиком в Приморском крае, причем по некоторым региональным направлениям пассажирские перевозки осуществляются только самолетами Владавиа. Часть этих рейсов убыточна. Естественно, что у многих возникает резонный вопрос: не будут ли отменены нерентабельные рейсы, когда приморскими авиаторами станут руководить из Москвы? По мнению части депутатского корпуса, подобные опасения небезосновательны, если принять во внимание пример ОАО «Экспресс Приморья», которое является «дочкой» ОАО РЖД. Приморский край владеет крупным пакетом акций предприятия, но при этом не имеет влияния на политику компании. Поэтому, когда в начале года по причине нерентабельности был отменен ряд рейсов пригородных электропоездов, властям края оставалось лишь принять это как данность. Но если вместо электрички можно воспользоваться автобусом, то для многих мест на карте Дальнего Востока и Приморья такой альтернативы нет. Как уже упоминалось выше, Законодательное Собрание благую инициативу губернатора поддержало. Однако, как сообщили «В» в управлении по связям с общественностью и СМИ ЗС ПК, в представленном на суд парламентариев документе не указано, каким образом предполагается получить акции Владавиа в краевую собственность. Официального ответа от администрации Приморья на вопрос, будет ли это выкуп акций за счет бюджетных средств либо в «Белом доме» рассчитывают на безвозмездную передачу в собственность края, на момент сдачи номера получено не было. – Решение о стратегии развития компании может принять только совет акционеров. Решения принимаются советом коллективно, хотя предложить свои варианты может любой из членов совета, – прокомментировал ситуацию начальник службы по связям с общественностью ОАО «Владивосток Авиа» Александр Алексеев. – Пока же идет процесс передачи контрольного пакета акций Владавиа в руки ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии». Представители «Аэрофлота» еще не владеют контрольным пакетом акций «Владивосток Авиа», но уже имеют право вводить в состав совета директоров своих представителей. В то же время представитель Владавиа заявил «В», что передача контрольного пакета акций компании в собственность Приморского края стала бы положительным событием. По мнению Алексеева, в силу отдаленности нашего региона от центра России к разработке транспортной стратегии следует подходить очень взвешенно. А кто лучше знает ситуацию с внутренними авиаперевозками, если не приморцы? Таким образом, на сегодняшний день ситуация такова. Контрольным пакетом акций (более 52 процентов. – Прим. автора) владеет госкорпорация «Ростехнологии» под руководством Сергея Чемезова. А поскольку вес голосов акционеров в совете прямо пропорционален количеству акций, то получается, что именно от «Ростехнологий» сейчас зависит будущее Владавиа. По словам Александра Алексеева, ближайшее собрание акционеров авиакомпании должно состояться до конца мая. Будет ли на нем обсуждаться инициатива губернатора Приморья о передаче контрольного пакета акций Владавиа в краевую собственность, пока неизвестно. Справка «В»В настоящее время ОАО «Владивосток Авиа» занимает в рейтинге авиакомпаний России восьмое место, по результатам своей работы за 2009 год предприятие получило прибыль и успешно развивается. В авиакомпании работают 2350 человек, в 2009 году предприятие заплатило 448 миллионов рублей налогов и взносов во внебюджетные фонды. Несмотря на кризис, авиапредприятие – одно из немногих в России – обеспечило рост объемных показателей своей работы: в 2009 году самолетами «Владивосток Авиа» было перевезено 1,08 миллиона пассажиров.

Автор: Александр САЛКОВ, «Владивосток»