До выборов осталось четыре дня

Из достоверных источников известно, что один из кандидатов в Приморскую думу на полном серьезе решил использовать в своей предвыборной агитации дирижабль. С деньгами на “дирижаблю”, как сообщают источники, у кандидата проблемы не было, а вот саму диковину, увы, не сыскал.

3 дек. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №273 от 3 дек. 1997

Из достоверных источников известно, что один из кандидатов в Приморскую думу на полном серьезе решил использовать в своей предвыборной агитации дирижабль. С деньгами на “дирижаблю”, как сообщают источники, у кандидата проблемы не было, а вот саму диковину, увы, не сыскал.

Иных, не менее дорогостоящих диковин эта предвыборная кампания продемонстрировала немало. Кандидаты, идущие в краевую думу по второму кругу, признаются: нынешний депутатский мандат “стоит” на порядок дороже, чем на выборах в то же кресло, - но два года назад. Средства эти, заметьте, не режут избирателю глаз. Яркая и эффектная предвыборная шумиха в нынешнем сезоне уже не в моде, ее настойчиво потеснила неэффектная, но зато куда более эффективная, кропотливая работа в самой гуще электората.

Предвыборные “слоны”

Кандидаты мудреют и с успехом используют старый проверенный коммунистический метод - от избы к избе, от человека к человеку, проживающему на территории округа.

Идут, естественно, не с пустыми руками: кто с продуктовой авоськой (в которой, ненавязчиво так, визитка уважаемого профессора), кто с набором косметики (со скромной такой листовочкой), кто с мешком сахара по дешевке, с дешевою колбасой и прочей снедью по пониженным ценам. На зависть соперникам на коне оказались кандидаты, попавшие, как говорится, в струю. В связи с обезвоживанием ряда избирательных округов вне конкуренции - подносящие стакан кристально чистой воды или кружку кристального же пива. Наступившая наконец зима повысила рейтинг кандидатов, поставляющих в сельскую местность уголь. По той же причине особым расположением электората пользуются и подносящие шерстяные носки (находятся и такие затейники). Не избалованный жизнью рядовой избиратель ни от чего не отказывается: журавля кандидатских посулов все равно за хвост не ухватить - так хоть предвыборными синицами попользоваться.

Наряду с раздачей всего и вся отдельные депутаты замечены и за сбором. Помимо подписей в поддержку собирали эксгумированные из небытия избирательские “наказы” - это типа рождественских записок, в которых загадываются самые фантастические желания в надежде, что Дедушка Мороз их непременно исполнит. Один мой знакомый, известный и уважаемый кандидат, изучив избирательские наказы, пришел к выводу, что дорожка ему не в думу - в президенты России... или в сантехники. Рождественские фантазии небалованного избирателя сводились к мечтам о зарплате (пособии, льготах, социализме) или к смене прохудившегося сливного бачка (крана, раковины, унитаза).

Наглядная агитация

Здесь особенно нового ничего не изобретено: первыми ласточками разлетелись по округам предвыборные листовки. Первыми же они подверглись и надругательству со стороны малолетних наймитов. Как свидетельствуют участники вандализма (по известным причинам они просили не называть имена и не сообщать родителям), за умеренную плату с вдохновением пририсовываются бороды и усы расклеенным по столбам соперникам.

Призывно топорщащиеся усы - не единственное, что заставляет притормаживать у листовок. Дух захватывает от печатного обещания “обеспечить бесплатный междугородный проезд всем пенсионерам Приморья”, интригует и обещание финансировать этот проект из какого-то “областного бюджета”. (К сожалению, область - спонсор будущих депутатских деяний в листовке не обозначена, что заметно снижает силу печатного кандидатского слова.)

В основном же наклеенные повсеместно листки с дежурным портретом, программой и выходными данными, как морально устаревший товар, избирательским спросом в последнее время не пользуются.

Иная печатная продукция

Десяток серьезных краевого уровня печатных изданий потребности 300 кандидатов, естественно, не удовлетворят. Их пользуют в основном люди амбициозные (в лучшем смысле этого слова), состоятельные и, как правило, баллотирующиеся в краевом центре. Основная же масса претендентов на депутатский мандат публикуется по месту жительства избирателей - в многочисленных районах и многотиражках. Это не столь престижно, но экономически выгодно для депутата и доступно для массового избирателя.

Нынешний избирательный сезон отмечен новинками, привнесенными с изощренного в выборных технологиях запада. Небольшая такая газетка с негромким таким названием, выпускаемая независимым журналистом (нанятым состоятельными людьми), отметилась в ряде избирательных округов. Независимо так рассуждая о политической ситуации, незлобиво пошучивая над властями, небольно попинывая соперников, газетка ненавязчиво предлагает гражданам светлый образ новой когорты молодых предприимчивых кандидатов. Интеллектуалам нравится.

Не обходится и без печатных казусов. По ряду избирательных округов отмечены факты предвыборных краж - лозунгов, текстов листовок и даже депутатских программ целиком. Так, например, опубликованные в различных районках две программные статьи двух кандидатов совпадают один к одному (за исключением номеров округов и, естественно, выходных данных баллотирующихся кандидатов).

В целом же особых скандалов и жестких предвыборных разборок, имевших общекраевой резонанс, в кампании пока не отмечено. Процесс худо-бедно идет и грозит завершиться избранием краевого парламента.

Автор: Марина ЛОБОДА, “Владивосток”