«Порт-Владивосток» Игоря Пшеничных

Если покопаться в анналах истории, то список музыкальных произведений, от песен до кантат и симфоний, посвященных Владивостоку, как пить дать займет несколько печатных листов. И это правильно! Столица Приморья достойна признаний в любви и верности.

12 май 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2727 от 12 май 2010
269a8cbbad39732f75444970b3492f71.jpg Если покопаться в анналах истории, то список музыкальных произведений, от песен до кантат и симфоний, посвященных Владивостоку, как пить дать займет несколько печатных листов. И это правильно! Столица Приморья достойна признаний в любви и верности. Вдохновленный Игорем Николаевым Однако попросите любого жителя города напеть хотя бы одну песню о «городе нашенском», и вам в ответ наверняка намурлыкают одно из двух: «Владивосток-2000» группы «Мумий Тролль» или «Владивосток» Игоря Николаева и Аллы Пугачевой. И все! Между тем еще в 2005 году по инициативе Приморской краевой филармонии и благодаря финансовой поддержке администрации Приморского края был выпущен компакт-диск «Лучший город Земли» с 14(!) песнями приморских авторов, посвященных, сами догадайтесь, какому населенному пункту. Большинство этих зонгов-посвящений канули в Лету. Выжили только две песни: «Нам здесь жить», музыка Алексея Макаренко и Николая Довгаля, текст Александра Линецкого (надо полагать, бывшего первого вице-губернатора Приморья. - Прим. ред.), исполняют Алексей Макаренко и Лариса Белоброва (супруга губернатора). И еще - «Порт-Владивосток», музыка Игоря Пшеничных, слова Игоря Пшеничных и Андрея Цыпушева. Время показало, что из массы музыкальных опусов на тему «признания в любви к Владивостоку» именно «Порт-Владивосток» наряду с «Владивостоком-2000» и песней Аллы Пугачевой чаще всего «гоняют» на Приморском «проводном» радио и на местных «эфирных» радиостанциях. Причем не только в День города. Читатели «В» наверняка помнят залихватский припев этой песни: - Дальний Восток я любить не перестану! Владивосток – город сопок и туманов. Владивосток, я твоим дыханием согрет. Дальний Восток, о тебе немало спето. Владивосток, только слышитсямне где-то песня о нас –с моря дружеский привет. По словам Игоря Пшеничных, первые строчки «Порта-Владивосток» родились давно - в начале 80-х годов прошлого века. Сначала он задумал написать простенькую бардовскую песню, которую можно было петь в кругу друзей, бренча на гитаре. Потом эта идея забылась. Толчком к ее возрождению стал приезд во Владивосток в августе 1985 года Аллы Пугачевой. Вместе с ней приехали Кристина Орбакайте, Александр Кальянов, шоу-балет «Рецитал» и Игорь Николаев, друг детства Игоря Пшеничных. Игорь Николаев когда-то жил с родителями на Сахалине в Холмске, в одном подъезде с нашим героем, тезки дружили и даже ходили в одну музыкальную школу. Правда, Пшеничных был старше Николаева. Окончив Южно-Сахалинское музыкальное училище, Игорь-старший музыкантом не стал, а поступил в Дальневосточный политехнический институт во Владивостоке. После чего несколько лет работал «инженером на сотню рублей» в конторе «Промэлектромонтаж»... и мечтал заниматься музыкой профессионально. - В тот приезд я встретился с Николаевым впервые за много лет. Они остановились в гостинице «Владивосток». Помню, Пугачеву повезли куда-то на острова, и мы – Саша Кальянов, тогда еще звукооператор, Кристина, Игорь и я – ужинали в ресторане без нее. Тогда же в гостинице я услыхал, как Николаев разрабатывал тему будущей песни о Владивостоке. Возможно, у него уже были заготовки. А потом я попал к нему на репетицию и видел, как Пугачева крутила листки с текстом вокруг головы и говорила: «Ну, как это все можно запомнить?», - рассказал «В» Пшеничных. Игорь видел, как друг детства очень легко, даже играючи, буквально на глазах у присутствующих, написал музыку и текст песни «Владивосток». Это натолкнуло его на мысль реанимировать свой забытый «Порт-Владивосток», но сделать его не бардовской песней, а эстрадной. Пшеничных тогда казалось, что в отличие от гастролеров у него есть свое видение темы, более объемное, что ли. Ведь он все-таки местный, а они – приезжие. Разве гости могут прочувствовать настроение и дух приморского города? За вдохновением он поехал к друзьям на Шамору, где провел ночь у костра с гитарой, наутро выдав окончательный вариант текста и музыки. По его словам, не хватало только забойного припева, но с этим ему помог друг Андрей Цыпушев... От пограничников откупались В творческом багаже Игоря Пшеничных около двух десятков песен различной направленности, от «лямурных» до ностальгических, к примеру, «Я и ты», «Путь к тебе» или «Когда мне было 20». Но, по его признанию, из всей обоймы только три «патрона» «стрельнули как надо». Это «Сахалинские метели», «Порт-Владивосток» и «Острова мечты», которые еще называют «Паром на острова». - Я очень люблю остров Попова. Раньше, как только сходил лед, я садился на паром и один или с другом туда выезжал, чтобы отвлечься, развеяться. Я успевал обойти весь Попов и снова сесть на тот же паром. Там нет ощущения стен или барьеров, там только воздух, запах моря и весны, от которых сразу же все поднимается. Так было и в тот раз: я приехал с острова домой и с ходу написал музыку к будущим «Островам…». А месяца через два мой друг Сергей Устинин написал к ней текст, я дал ему только ключевые образы, - вспоминает Игорь Федорович. - Паром на острова уходит без меня, И лишь виноват, что не могу сменятьЗабитый грузом лет, познавший лень и стыд, Свой материк сует на острова мечты. В сентябре - ноябре 1991 года в хабаровской студии New-Mix «Острова мечты» обрели нынешний, канонический вид. По тем временам это была, пожалуй, самая крутая студия звукозаписи на Дальнем Востоке. «Острова…» обошлись Владивостокскому горкому ВЛКСМ, спонсору проекта, в 3778 рублей. Тогда же в New-Mix Игорь записал песни «Порт-Владивосток», «Сохрани», «Грусть», «Я забыл», «День, ночь», «Путь к тебе», а также несколько инструментальных композиций. Правда, запись этих песен стоила гораздо дороже. Прошли годы. В начале 2002 года компания «ОТВ-Прим» выпустила в свет 23-минутную видеоленту «Сохрани», снятую еще в 1992 году известным владивостокским оператором Юрием Подгайновым, ныне покойным. Режиссер фильма – Константин Михайлов, композитор – Игорь Пшеничных, директор – Сергей Баканев. Инициатором ретропоказа выступил тогдашний директор «ОТВ-Прим» Андрей Холенко. Когда он увидел исторические кадры, то сразу же принял судьбоносное решение: - Немедленно в эфир! Горожане должны знать, каким был Владивосток десять лет назад.Сюжет «Сохрани» прост. Мальчик и девочка примерно 7-8 лет гуляют по городу, а за ними повсеместно следует телекамера, в объектив которой попадают желтые «Икарусы», «Лады», «Жигули», «Волги», то есть приметы того времени. Иномарок на дорогах столицы Приморья тогда почти не было. Камера запечатлела корабли у причалов и на рейде Золотого Рога, бухту Шамора, острова, горожан и архитектуру Владивостока образца последнего десятилетия ХХ века. Весь видеоряд проходит на фоне музыки. В «Сохрани» Игорь поет девять своих песен, туда же вошли три его инструментала.- Деньги на фильм, сто с чем-то тысяч рублей, опять дал комсомол. По тем временам это была огромная сумма! Финансирование пробил Сергей Устинин. Он тогда работал, по-моему, четвертым секретарем Владивостокского горкома ВЛКСМ. Комсомол разваливался, и им некуда было девать «бабки». «Сохрани» снимали осенью на ленте супер VHS. Там много видов Владивостока с высоты птичьего полета. Юрий Подгайнов снимал город и острова с вертолета, а тогда на это был запрет: Владивосток еще не открыли. Когда они снимали, их по рации запрашивали пограничники: «Вы вообще кто? Вы что там снимаете?» .Это было нарушение, но киногруппа откупалась от погранцов и продолжала «шпионить», - со смехом вспоминает Пшеничных. Жаль, нет комсомола С момента съемок «Сохрани» прошло 18 лет, а нынешний Владивосток уже другой, другая архитектура, на улицах другие люди. Более озабоченные и более суетливые, что ли. И отечественных авто на его дорогах уже нет. Интересно: где сейчас герои фильма, мальчик и девочка? Кем они стали? Может быть, они откликнутся. Чем черт не шутит. Сейчас Игорь Пшеничных – замдиректора Владивостокского цирка. Как говаривали в былые времена, он вплотную «сидит на культуре». Можно сказать, его мечта сбылась. В 1987 году он выпустил компакт «Острова мечты», его песни тиражируются на всевозможных сборниках местных авторов-исполнителей. В том числе на CD «Плюс», первом официальном компакт-диске приморских поп- и рок-музыкантов, который был отпечатан в 1994 году в Екатеринбурге на Уральском электромеханическом заводе и под № UL 93043 увековечился в «Каталоге фонограмм» Всероссийского общества по охране авторских прав. Там же увековечились песни владивостокской группы «Атлас» и нынешнего директора Приморской краевой филармонии Алексея Макаренко. Игорь, как и прежде, пишет песни, в том числе и о Владивостоке, «городе сопок и туманов». К 150-летию столицы Приморья он готовит ее жителям персональный подарок, компакт-диск с записями своих новых песен, а также с кантатой «Город мой, я с тобою» на слова Сергея Устинина. По его расчетам, для завершения работы ему не хватает сотни тысяч рублей и богатенького Буратино вроде исчезнувшего Ленинского комсомола.

Автор: Сергей КОЖИН