Трубный яд

Доказывать, что качество горячей воды, которая бежит по трубам в наших домах, оставляет желать лучшего, никому не нужно. Для того чтобы в этом убедиться, большинству из нас нужно просто открыть кран. А между тем, 88 процентов населения всего края, которое пользуется горячей водой, проживает во Владивостоке. Кстати, поставщиком является «Дальневосточная генерирующая компания».

30 апр. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2721 от 30 апр. 2010

Доказывать, что качество горячей воды, которая бежит по трубам в наших домах, оставляет желать лучшего, никому не нужно. Для того чтобы в этом убедиться, большинству из нас нужно просто открыть кран. А между тем, 88 процентов населения всего края, которое пользуется горячей водой, проживает во Владивостоке. Кстати, поставщиком является «Дальневосточная генерирующая компания».В этом году за отопительный сезон 2009-2010 в краевое управление Роспотребнадзора поступила 21 жалоба от жителей города на плохое качество воды. По обращениям граждан было отобрано 45 проб. Как сообщила корреспондент «В» главный специалист управления Роза Дроздовская, в 100 процентах проб вода не отвечала установленным законодательством требованиям.Больше всего на некачественную услугу жалуются жители Фрунзенского и Первореченского районов, проживающие на улицах Амурской и Хабаровской, Океанском проспекте, проспектах Острякова и Красного знамени. Меньше всего жалоб поступает из Первомайского района, например, в этом году их вообще не было. Как объясняет Роза Николаевна, в этом районе в основном используется система бойлеров, поэтому вода чистая.

Запашок еще тот!..Если говорить о качестве воды, то она не соответствует норме по четырем химическим показателям: цветности, мутности, запаху и содержанию железа. Когда подключают отопление, качество горячей воды резко ухудшается, обычно это происходит в октябре. Содержание железа вместо предписанной нормы (0,3 миллиграмма на литр), бывает, достигает от полутора до двух миллиграммов, в зависимости от того, когда и где был произведен забор проб. Если говорить о цветности, то в идеале она должна быть 20 градусов, а нередко достигает и 80, то есть превышена в четыре раза. По мутности, где норма полтора миллиграмма на литр, также бывают значительные превышения в два-три раза. Ну и запашок еще тот!..Если говорить о микробиологических показателях, то горячая вода является достаточно агрессивной средой, и в ней редко выживают какие-либо патогенные микроорганизмы. Так что заболеть какой-либо кишечной инфекцией таким образом невозможно. Однако у чувствительных людей вода может вызывать аллергические реакции. Кроме того, она бывает настолько грязной, что стирать белье невозможно. Также из-за некачественной воды портится бытовая техника, пачкается сантехника, что чувствительно увеличивает расходы на чистящие средства и ремонт.Батареи, вода и ржавые трубыОказывается, качество воды зависит от того, какая система водоснабжения принята в том или ином населенном пункте. Из всего многообразия нас интересуют только открытая и закрытая системы. Проблемы возникают там, где система теплоснабжения открытая, а к ней во Владивостоке подключено большее количество жилого массива. Она предусматривает, что с ТЭЦ вода на горячее водоснабжение и на отопление идет по одной трубе, и возвращается по ней же, так что ее сложно почистить. В закрытой же системе трубы отопления и водоснабжения сообщения не имеют.Причин плохого качества воды несколько. Во-первых, это большая изношенность труб. Во-вторых, недостаточная система водоподготовки. Воду, вернувшуюся из системы горячего водоснабжения и отопления, нужно очистить, прежде чем она пойдет обратно к источнику. Также на качество «живительной влаги» влияет коррозия теплового оборудования и несовершенство подготовки внутридомовых сетей к межотопительному периоду.Для того чтобы батареи сохранились в должном состоянии до следующего отопительного сезона, существует определенная система. Так, они должны заливаться деаэрированной водой с определенным реагентом, что позволит защитить их от коррозии. Когда наступает отопительный сезон, вся эта грязь с труб просто начинает смываться по общей системе теплоснабжения. А многие дома вообще не проходят такую обработку, что, разумеется, идет вразрез с законодательством.Обращения не по адресуВ этом году специалисты Управления Роспотребнадзора работают в основном с обращениями населения по поводу плохого качества горячей воды. Несмотря на то, что в этом году их меньше, чем в прошлом, заметно чище вода не стала...– Многих людей вводят в заблуждение, будто бы нужно в первую очередь обращаться к нам в краевое управление Роспотребнадзора, – говорит Роза Николаевна. – Это неправильно. Конечно, мы примем определенные меры, мы реагируем на каждую жалобу... Но существуют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением правительства № 307. В них четко оговорен алгоритм, как потребителю следует защищать свои права. Прежде всего, он должен обратиться в организацию, которая ему предоставляет эту услугу. Ее название стоит в квитанциях, во Владивостоке это ОАО «Дальневосточная генерирующая компания». Прежде всего, нужно обратиться туда с письменной жалобой. Затем организация должна прислать своих специалистов, провести исследование воды, и подтвердить либо опровергнуть ухудшение качества воды лабораторным исследованием. После этого компания должна провести необходимые мероприятия, например, промывку или чистку труб. Последующие пробы должны подтвердить, что вода действительно качественная. Только тогда можно быть уверенным, что вам предоставляется качественная услуга.По выявленным фактам нарушения санитарного законодательства было возбуждено шесть административных дел, в том числе в отношении юридических лиц – ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» и ООО «Городские тепловые сети». Также было вынесено шесть предписаний об устранении нарушений. Что-то нужно делать...Специалисты Роспотребнадзора обратились в администрацию Владивостока и городскую думу с предложениями разработать муниципальную программу по улучшению горячего водоснабжения.– В апреле состоялось заседание думы по этому поводу, и можно сказать, что определенный отклик мы получили, – говорит Роза Дроздовская. – Но нужно четко решить, что будет требоваться и какой объем финансирования нужен. Действительно, одной организации «ДГК» тяжело брать на себя водообеспечение всего города. Можно или ставить доочистку, или использовать реагенты, попробовать перевести некоторые микрорайоны на закрытую систему. В общем, что-то нужно делать, потому что услуга, действительно, предоставляется некачественная...

Автор: Ольга СИРОТКИНА