Готовы ли мы к капиталистическому труду?

В Артемовскую городскую администрацию пришло письмо. В нем работницы предприятия по пошиву трикотажных изделий “Ньюмакс Аппарель” жаловались на тяжелые условия труда и плохое к ним отношение со стороны администрации фабрики.

2 дек. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №272 от 2 дек. 1997

В Артемовскую городскую администрацию пришло письмо. В нем работницы предприятия по пошиву трикотажных изделий “Ньюмакс Аппарель” жаловались на тяжелые условия труда и плохое к ним отношение со стороны администрации фабрики.

“4 ноября 1997 года 3-ю бригаду собрали в 15.00 и сообщили, что идет брак (из раскройного цеха), и распустили по домам. На следующий день мы пришли на фабрику, но нас до рабочих мест не допустили...” “С приходом нового начальника мистера Хена установились новые условия труда. Если человек не пришел на работу, хотя предупреждал, что не будет (заболел ребенок, пошла в больницу), ему этот день не оплачивают и еще удерживают 10 процентов от общего заработка. После больничного листа выборочно - одних увольняют, других отправляют в другой цех не по профессии...”

Вот такие претензии. Разобраться во всем этом поручили эксперту по условиям труда городской администрации. Ему, как говорится, и карты в руки. Он разложил жалобу на 10 конкретных позиций и обратился, естественно, к КЗоТу и другим законодательным документам. Хоть это и единственное по-настоящему капиталистическое, со стопроцентным иностранным инвестированием, предприятие на территории Артема, но законы и на нем действуют нашенские. Прежде всего эксперт городской администрации побывал на самом предприятии, чтобы лично поговорить с теми, кто обратился в администрацию.

Ты за какой интернационал, Василий Иванович?

“Ньюмакс Аппарель” существует в Артеме третий год. Создала ее одна из фирм Республики Корея. Из-за границы доставлено очень производительное швейное оборудование, оттуда же поступает трикотажное полотно. С российской стороны - помещение, сданное в аренду на 10 лет, да дешевая рабсила. Администрация смешанная: высшее руководство, естественно, - представители южнокорейской фирмы, но и русские в ней тоже имеются, на швейном потоке - русские и китайцы. В общем, интернациональное предприятие.

Письмо в администрацию подписано любопытно: несколько человек поставили свои росписи-”факсимиле”, но фамилии против них не проставлены. И подытожено: всего 25 человек. Люди явно побаиваются последствий своих действий, на дворе как-никак безработица.

С помощью менеджера предприятия эксперт разыскал их, швей пригласили в кабинет для беседы. Говорили бурно, все разом. И почему-то сомневались, что их поймут, поверят. Одна из швей не выдержала и поставила вопрос ребром перед представителем городской администрации: “Так вы за кого? За руководство или за нас?” Пришлось тому ответствовать, что прежде всего он за закон, что ему и предстоит разобраться: кто же прав в этой ситуации?

Деликатный вопрос

Вообще-то о фабрике “Ньюмакс Аппарель” разговоры ходили. Что дисциплина там жесткая: 3 замечания, и - долой. Что текучесть на предприятии высокая, не выдерживают-де люди. Работа на конвейере вообще нелегкая - трудись, не разгибаясь, даже в туалет не отлучись...

Вот касательно этой “деликатной темы” и сформулирован один из вышеназванных 10 пунктов. В письме это трактуется так: “в санитарно-гигиеническую комнату можно зайти только по расписанию, а так - целый день она закрыта на замок. В цехе работают 200 человек, и надо уложиться за 10 минут. Если учесть, что коллектив женский, это унижает наше достоинство”. Действительно, установлены 2 перерыва (кроме обеденного) по 10 минут, которые руководство согласно КЗоТу, оказывается, могло и вообще не устанавливать. Во всяком случае - это по усмотрению администрации. Или должно быть оговорено в контракте. Туалет запирается, и ключ у мастера. Если понадобится - подойдешь и возьмешь. Отказа тут не будет, хотя для российских нравов это вообще непривычно.

Отчего же такие строгости вокруг естественных человеческих нужд? Ларчик открывается просто: на швейном потоке одни женщины, но практически все они - курящие. И бегают в санитарную комнату не столько по нужде, сколько... подымить. А если бы она была открыта, то и - табунком, а это сбивает ритм работы. Так что, увы, Минздрав предупреждает: курение вредно не только здоровью, но и... конвейеру.

Есть в жалобе претензии, конечно, посерьезней. И по поводу оплаты (она здесь почасовая), и относительно увольнений, переводов на другую работу и других административных действий. На все вопросы экспертом по условиям труда даны скрупулезные ответы.

Инцидент исчерпан?

Каких-то грубых нарушений законодательства на “Ньюмакс Аппарель” не обнаружено. И городская СЭС, проверявшая предприятие в этом году, установила, что с санитарными нормами здесь все в порядке. Что касается текучести, она действительно “имеет место”. Дисциплина, что скрывать, суровая, а зарплата отражает нашу общую экономическую ситуацию - невысокая. И “социалистические” принципы “сидим-курым” или “как бы что-нибудь стащить” (кстати, уже обнаруживали все-таки похищенный крой) здесь не проходят. Зарплата тут выплачивалась вовремя, правда, в последнее время и здесь появились задержки. Предприятие регулярно выплачивает налоги в городскую казну, да и вообще оно одно из немногих в Артеме, которое практически бесперебойно работает.

Была идея создать по такому же типу еще ряд предприятий, чтобы защититься от нарастающей безработицы, тем более что она в городе имеет в основном “женское лицо”, но по некоторым причинам пока не осуществилась. Текучесть кадров же имеет еще и сезонный оттенок. В летнее время некоторые женщины подаются в “челноки” и торгуют на рынках, зимой же ищут где потеплее.

Но на некоторые пункты из упоминавшихся 10 ответы были в пользу обратившихся с жалобой. Работницы здесь заключают контракт с руководством предприятия, а такая система у нас пока еще - белое пятно в трудовых отношениях. Эксперт отмечает, что контракт на “Ньюмакс Аппарель” составлен слишком общо, схематично. Не оговорены в нем очень многие важные в производстве моменты. Профсоюза, который защищал бы интересы трудящихся, на фабрике нет (а ведь там, “за бугром”, он имеется на предприятиях). Поэтому эксперт по условиям труда предложил даже прибегнуть к такой испытанной форме трудовых взаимоотношений, как заключение коллективного договора. В общем, корректировать и отлаживать во взаимных “интернациональных” отношениях тут есть что, важно, чтобы не страдало ни дело, ни люди.

Автор: Михаил МАТВЕЕВ, “Владивосток”