С неба – на землю

Вторую неделю длится забастовка приморских авиадиспетчеров и работников радиотехнического обеспечения полетов. Почти четыре десятка человек, голодая в нерабочее время, пытаются доказать руководству отрасли, что новый коллективный договор не только ущемляет работников в их правах, но и ставит под угрозу жизни тысячи авиапассажиров.

27 апр. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2718 от 27 апр. 2010
1baef3cdd726e532382eb101a60c3bdc.JPG Вторую неделю длится забастовка приморских авиадиспетчеров и работников радиотехнического обеспечения полетов. Почти четыре десятка человек, голодая в нерабочее время, пытаются доказать руководству отрасли, что новый коллективный договор не только ущемляет работников в их правах, но и ставит под угрозу жизни тысячи авиапассажиров. 15 филиалов – 15 договоров?Всероссийская акция протеста стартовала в более полусотни российских городов 9 апреля, а 17 апреля к забастовке присоединились авиадиспетчеры аэропорта Владивосток – почти половина всего состава авиадиспетчеров. При этом акция протеста не влияет на работу аэропорта – воздушное движение осуществляется по расписанию.Как рассказал «В» председатель профсоюзного комитета Владивостокского филиала ФГУП «Аэронавигация Дальнего Востока» Игорь Мазур, конфликт вызван невыполнением руководством ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» ранее принятых обязательств по заключению единого коллективного договора на 2010-2013 годы. Его подписание обеспечило бы сотрудников стабильной работой, социальными гарантиями и льготами. Но в этом году руководство Госкорпорации не стало заключать общий документ, предоставив это руководству каждому из 15 филиалов по стране.В сообщении, размещенном на сайте корпорации, говорится, что «ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» явилось чуть ли не единственным предприятием в России, которому удалось в период мирового финансового и экономического кризиса не только сохранить значимый социальный пакет, содержащий перечень гарантий, льгот и компенсаций, но наряду с этим последовательно повышать уровень материального стимулирования и реальной заработной платы персонала».В филиале ФГУП «Аэронавигация Дальнего Востока», в зону ответственности которого входит Владивостокский Центр организации воздушного движения (ОВД), сообщили, что коллективный договор на 2010-2013 годы дальневосточными авиадиспетчерами заключен, «разногласий при его составлении не возникло, потому у Владивостокских авиадиспетчеров и работников радиотехнического обеспечения полетов нет причин участвовать в протестных акциях».Лидеры профсоюза обвиняют руководителей Госкорпорации и Владивостокского филиала в лукавстве – новый коллективный договор ущемляет права всех работников, не только авиадиспетчеров. Как пояснил «В» председатель профсоюзного комитета местного филиала ФГУП «Аэронавигация Дальнего Востока» Игорь Мазур, одно из основных требований протестующих – это отставка генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Валерия Горбенко и заключение нового коллективного договора на 2010-2013 годы, на основе прежнего документа.Напомним, что авиадиспетчерам законом запрещены любые акции протеста. Поэтому поддержавшие забастовку работники предприятия, среди которых не только члены профсоюза, выражают свое несогласие с позицией руководства ведомства, за пределами режимного предприятия. Люди арендуют комнату в одном из офисных помещений Артема. И по 12 часов в сутки по очереди находятся там.Медицинский «диагноз»Если забастовку авиадиспетчеров руководство ФГУП «Аэронавигация Дальнего Востока» поначалу пытались не замечать, то спустя, несколько дней, последовали первые попытки запугать протестующих. Первое слово сказал транспортный прокурор Приморья. Глава надзорного органа официально предостерег главу профкома о том, что авиадиспетчерам и работникам радиотехнического обеспечения полетов законодательство запрещается протесты. Прокурор, исполнив служебный долг, нашел подходящую статью федерального законодательства, по которой зачинщики акции протеста рискуют попасть под преследование. В минувшую пятницу руководитель профсоюзной ячейки филиала Игорь Мазур получил очередной официальный ультиматум – приказ начальника Владивостокского Центра ОВД Алексея Голды, в котором четверо руководителей полетов – начальников смены отстранены от работы. Сделано это, говорится в приказе, для «профилактики обострения социальной напряженности в коллективе». «Проявив недостаточное понимание роли начальника в организации работы смены, в том числе и в вопросах соблюдения режима предсменного отдыха своего и подчиненного личного состава, приняли участие в акции, тем самым, создав потенциальную угрозу нормальной работы службы движения Владивостокского фиала ЦОВД», – утверждает в приказе начальник Центра. По мнению руководителя, частично ограничивающие себя в еде авиадиспетчеры, подрывают свое здоровье и становятся опасными из-за «повышенной психической активности». Третьими, как и предполагали протестующие, к «разрешению» конфликта подключились ведомственные медики. Лидер бастующих авиадиспетчеров Игорь Мазур уже приглашен на медицинскую комиссию. Следую логике руководства Владивостокского Центра ОВД, если люди, защищают свои права, то они психически ненормальные и их надо уволить. В минувшие выходные вышедших на дежурство авиадиспетчеров, примкнувших к акции протеста, медики пытались отстранить от смены. Врач нашел у них повышенное артериальное давление, из-за которого они, якобы, не могли работать. Впрочем, вызванная бригада городской станции «Скорой помощи» этот «диагноз» коллег не подтвердила.Дополнительный отпуск – за свой счет...Протестующие считают, что если принятый коллективный договор останется в нынешней форме, то у сотрудников, обеспечивающих безопасность полетов воздушных судов, в самом деле, появятся проблемы со здоровьем. Сокращение смен, урезание дополнительных отпусков и т.д. не сделают людей здоровее. – Рабочая смена длится семь часов, за это время мы сажаем, поднимаем в воздух или провожаем пролетающих транзитом от 60 до 100 бортов, – говорит авиадиспетчер Елена Крылова. – После сокращения смен, люди не могут оторваться от напряженной работы, передохнуть, отвлечься хотя бы на десять минут для того, чтобы восстановить внимание и концентрацию. Подобный напряженный рабочий день не только гробит здоровье человека, который отвечает за благополучную посадку или взлет самолета, но и подвергает риску пассажиров. По мнению протестующих, чревато так же лишение авиадиспетчеров дополнительного отпуска, который предоставлялся в авиации из-за напряженного и вредного режима труда. Люди за это время могли восстановиться, отдохнуть в санатории, чтобы как можно дольше работать и не стать инвалидами к 50 годам. Теперь на подобной перспективе руководство ведомства собирается поставить крест. Примечательно, что конфликт уже перерос ведомственные рамки. В Государственной думе 21 апреля состоялась встреча представителей Координационного совета председателей Профсоюза авиационных диспетчеров России с представителями «Единой России». На ней стороны договорились о необходимости вмешательства представителей фракции «ЕР» в разрешение трудового конфликта. Как сообщает сайт Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России, на заседании рабочей группы при комитете по труду и социальной политике   ГД РФ, член комитета Михаил Тарасенко отметил, что работодатель обязан был вести переговоры с коллективом и «выполнить условия соглашения о заключении коллективного договора». Начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Игорь Воробьев отметил, что «инспекцией проведены проверки и установлены факты нарушений трудового законодательства Госкорпорацией, а гендиректору Валерию Горбенко выданы предписания об их устранении». Проверка показала, что в ряде филиалов коллективные договоры были заключены с нарушением закона – «с представителями работников, не имеющими полномочий на их подписание». В частности, уже готовы и оформлены результаты проверки о незаконности заключенных коллективных договоров в Ростове и Иркутске. КстатиКак сообщила пресс-служба Дальневосточной транспортной прокуратуры, сейчас проводится проверка информации об акции протеста авиадиспетчеров Владивостокского центр ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». – Согласно этой информации диспетчеры требуют отставки руководителя ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и составления единого коллективного договора в отношении всех работников предприятия, – говорится в пресс-релизе. – В ходе проверки установлено, что руководству Владивостокского центра информация о начале забастовки авиадиспетчеров не поступала. Так же не поступало каких-либо обращений, сообщений, документальной или устной информации по факту начала вышеуказанной акции протеста и в адрес органов Дальневосточной транспортной прокуратуры и иных правоохранительных органов Приморского края.По данным надзорного ведомства, организация работает в штатном режиме, все диспетчеры проходят медицинское обследование перед сменным дежурством. Угрозы безопасности полетов из-за сбоя в работе Владивостокского центра нет.

Автор: Татьяна НИКОЛАЕВА