Пять площадок для пяти звезд

Вопреки отрицательному заключению Градостроительного совета на проект гостинично-делового комплекса на Корабельной набережной, проектно-подготовительные работы идут полным ходом.

31 март 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2703 от 31 март 2010
4b91b8f4a87f25390b844114dcfd0b66.jpg Вопреки отрицательному заключению Градостроительного совета на проект гостинично-делового комплекса на Корабельной набережной, проектно-подготовительные работы идут полным ходом.О том, что творческая интеллигенция краевого центра собирается искать поддержки по этому вопросу в Москве, стало известно на последнем заседании Градостроительного совета при главе Владивостока. Член-корреспондент Российской академии архитектурных и строительных наук Валентин Аникеев рассказал «В», что вице-губернатор края Владимир Балан, курирующий проект возведения двух пятизвездочных отелей в столице Приморья, игнорирует рабочую группу градостроителей, созданную для разрешения конфликта. С видом на «чемодан»Как известно, к саммиту АТЭС во Владивостоке должны появиться два пятизвездочных отеля. С одной гостиницей (250 мест, СПА-центр, джаз-клуб, галерея искусств и ресторан) проблем нет: она появится на мысе Бурном, «на вновь создаваемой территории», как указано в документах Градостроительного совета. А вокруг второго отеля уже не первый месяц ведутся горячие споры. Напомним, что проект гостиницы на Корабельной набережной, на месте снесенного вокзала прибрежных сообщений, был представлен международным архитектурным бюро «РМДжМ Скотланд Лимитед» и вызвал противоречивые оценки членов Градостроительного совета при главе города. – Свободная зрительная связь с морем – основа градостроительной композиции столицы Приморья, а проект разрушит ее. Перспектива будет перекрыта зданием, которое в шесть раз выше сложившейся исторической застройки этой части города, – считает начальник отдела реставрации филиала ФГУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» Анна Мялк. По мнению эксперта, горожане не смогут полюбоваться видом на бухту Золотой Рог, потому что взгляд будет натыкаться на стену гостиничного комплекса, который по форме похож на чемодан.Представители международного архитектурного бюро «РМДжМ Скотланд Лимитед» – профессор экономики Владимир Квинт и главный архитектор филиала международного архитектурного бюро Кирилл Завражин уверены, что их проект не противоречит принципам застройки приморских городов, которые все активнее «выходят в море», располагая объекты на насыпных территориях. Здание не будет закрывать вид на Золотой Рог с улицы Петра Великого и со Светланского переулка, останется свободной пешеходная зона вдоль бухты, поскольку гостиница расположится на насыпном участке. – Прострелы, предусмотренные проектировщиками для «воздуха», не спасут ситуацию, это лукавство, – не соглашается Анна Мялк. Свою позицию члены Градостроительного совета излагали в письме премьеру Владимиру Путину и в Российскую академию архитектуры. К экспертам примкнула администрация Владивостока, обратившаяся к заказчику – администрации Приморья – с призывом не принимать поспешных решений. В ответ на письмо градостроителей первый зам. председателя правительства Игорь Шувалов предложил администрации края и мэрии Владивостока «решить проблему вместе с заинтересованными организациями». В итоге и была создана рабочая группа, в которую вошли эксперты Градостроительного совета, пока тщетно пытающиеся найти компромисс с проектировщиками и заказчиками. Варианты мэрии Отказываться от строительства, вокруг которого разразился скандал, было бы неразумно: на проектирование и возведение гостиницы из федерального бюджета предназначена часть суммы в 7,5 млрд рублей, выделенных на две пятизвездочные гостиницы. По словам вице-губернатора Приморья Владимира Балана, финансирование пойдет в виде бюджетных инвестиций ОАО «Наш дом – Приморье», сто процентов акций будут принадлежать краевой администрации. Срок передачи проектной документации на экспертизу – апрель 2010 года. Значит, времени на раздумья нет. Администрация Владивостока под гостиницы предложила пять альтернативных площадок. Один участок – на Корабельной набережной, рядом с центральной площадью. Вторая площадка – в районе проспекта Красоты на пересечении улиц Суханова и Фонвизина. Остальные территории – это участок рядом с Морским вокзалом, территория между улицей Светланской и Корабельной набережной, между зданием Арбитражного суда и створом будущего моста через Золотой Рог. Из предложенных участков эксперты признали лучшим тот, что на Корабельной набережной, но ближе к центральной площади. Возведенное здесь здание завершило бы ансамбль центральной площади, который является «основным фрагментом морского фасада Владивостока по оси главного судового хода бухты Золотой Рог». Но администрация Приморья предназначает эту землю для кафедрального собора Владивостокской епархии. Об этом строительстве якобы уже есть договоренность владельца земли с патриархом Московским и всея Руси Кириллом. При таком раскладе градостроители настаивают на возведении гостинично-делового комплекса с северной стороны Морского вокзала.– Этот участок не подходит под гостиницу: по соседству находятся круглосуточно работающая железнодорожная станция и порт, – не соглашается гендиректор ОАО «Наш дом – Приморье» Марина Ломакина. – Подъехать к зданию, построенному на этом участке, будет сложно. Градостроители предлагают нам накрыть железнодорожные пути, но это будет стоить не менее 500 млн рублей. Не стоит забывать, что эта земля – собственность морского торгового порта.Памяти приютВпрочем, часть владивостокцев беспокоит не столько вопрос эстетического восприятия нового гостиничного комплекса, сколько местоположение нового вокзала прибрежных сообщений. Прежнее здание, конечно, не было шедевром архитектуры, но оно долгие годы служило островитянам и отдыхающим, укрывая от дождей, стужи и зноя.– Согласно генеральному плану развития столицы Приморья вокзал прибрежных сообщений должен быть построен на мысе Эгершельда. Предлагаются также первый этаж нового гостиничного комплекса или район 37-го причала, – рассказал «В» Валентин Аникеев. Точку в завязавшемся споре градостроители и архитекторы Владивостока ставить не намерены, хотя и понимают, что мнение Градостроительного совета носит рекомендательный характер. С другой стороны, если мнение экспертов все же будет учтено и под гостиницу будет выбран один из альтернативных вариантов, то рождается вопрос: зачем надо было торопиться со сносом вокзала, если до сих пор неясно, что появится на его месте? Ветераны Владивостока, например, предлагают на это место перенести памятник морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны. После начатого строительства моста через бухту мемориал лишился своего места, что особенно обидно в год юбилея Великой Победы. Архитекторы в этом предложении нашли разумное зерно: мемориальный комплекс на Корабельной набережной будет доведен до логичного завершения, и обретший пристанище памятник в отличие от гостиницы не станет уродующим бельмом на глазу.

Автор: Татьяна НИКОЛАЕВА