Права капитана Флинта

Пираты могут спать спокойно: международное сообщество до сих пор не может договориться о методах борьбы с флибустьерами, а морские профсоюзы настаивают, чтобы районы, где хозяйничают джонки с «Веселым Роджером» на мачте, объявлялись военной зоной со всеми вытекающими отсюда последствиями.

26 март 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2701 от 26 март 2010

Пираты могут спать спокойно: международное сообщество до сих пор не может договориться о методах борьбы с флибустьерами, а морские профсоюзы настаивают, чтобы районы, где хозяйничают джонки с «Веселым Роджером» на мачте, объявлялись военной зоной со всеми вытекающими отсюда последствиями.Об этом говорилось на конференции морских профсоюзов стран Азиатско-тихоокеанского региона, которая недавно прошла в столице Филиппин Маниле. В работе форума морских транспортников приняли участие 45 представителей от 18 профсоюзов из 15 стран. По информации директора Дальневосточной инспекции труда Российского профсоюза моряков Петра Осичанского, главные вопросы, которые обсуждались на конференции – социальная защищенность моряков, подготовка для флота молодых специалистов, борьба с судами под «удобным флагом» и пиратством.

С судна – в судПоследняя проблема у профсоюзов вызывает большое беспокойство. Сегодня вопросами противодействия нападению и захвату мирных судов занимаются великое множество государственных структур и общественных организаций – от военных до «зеленых». Но прийти к консенсусу до сих пор не удалось. Все понимают, что морской разбой не должен оставаться безнаказанным, надо принимать меры не только по предотвращению и задержанию пиратов, но и их уголовному преследованию.Между тем, представители стран, которые занимаются морским бизнесом, пока только говорят о необходимости создания международного суда над взятыми в плен последователями капитана Флинта. Оживленные дискуссии вызывают вопросы выбора страны, в которой планируется организовать трибунал для флибустьеров, судейский состав, гражданские права пиратов и борцов с ними, что делать с захваченными пиратами, а также непосредственно сами меры противодействия морскому разбою, и многое другое. Но, пока воз и ныне там, а аппетиты флибустьеров только растут. Количество захваченных ими судов растет, в мировой прессе уже бурно обсуждается возможность создания пиратской республики на территории Сомали. – Помимо всемирных организаций, таких, как ООН, ИМО (международная морская организация), которые озабочены борьбой с пиратством, есть региональные, – рассказывает Петр Осичанский. – Флибустьеры орудуют не только около берегов Сомали (здесь только последние два года отмечается пиратский бум), нападениям подвергаются суда в прибрежных морях почти 60 стран. Традиционные «места промысла» значатся в районе Индонезии, Малаккском и Сингапурских проливах, Южно-Китайском, море, Филиппинах.Например, в АТР действует морской комитет по безопасности и предотвращению пиратских и вооруженных нападений на суда. Доклад его представителя на форуме морских профсоюзов был принят на «ура» и не раз вызывал аплодисменты. А все потому, что были озвучены не благие намерения борцов с пиратством, а реально достигнутые Комитетом успехи. Специалист–антипират (по понятным причинам не называем его имени и должности) делился опытом, при этом рассказывал вещи, о которых не принято распространяться – о действенности крайне жестких мер в отношении морских разбойников. Например, когда Китай активно включился в борьбу против пиратов, то за короткий срок было казнено 800 человек. Нападения на китайские суда в АТР практически прекратились. Иногда надо стукнуть кулаком, – считают эксперты, но едва заходит речь об ужесточении антипиратских мер, то юристы, особенно из стран Европы, тут же поднимают вопрос о нарушении прав последователей капитана Флинта.Пиратские районы, как военные зоныНа конференции в Маниле профсоюзы решили объединить усилия с тем, чтобы подтолкнуть правительства к более решительным мерам в борьбе с этим злом. В частности, транспортники решили добиваться того, чтобы «пиратоопасные» районы были приравнены к военным зонам. При этом обязать судовладельцев оплачивать по более высоким тарифам прохождение экипажем опасной зоны, а также ввести специальное страхование команды судов, действующее на момент нахождения в водах, в которых хозяйничают корсары. Кроме того, сделать обязательным посещение моряками краткосрочных курсов, где бы их обучали, как надо себя вести в экстремальной ситуации.В работе прошедшей конференции впервые приняли участие представители профсоюзов КНР. В Поднебесной ранее сторонились международных организаций. Официальный Пекин до сих пор не является членом Международной Федерации Транспортных Рабочих (ITF). Но на конференции китайцы не просто присутствовали, а выступили с докладами практически по всем вопросам, сделали массу предложений, высказывали свое мнение по всем обсуждаемым проблемам.– На мой взгляд, причиной такой активности стал бурный рост торгового флота КНР. Кроме того, Китай становится экспортером моряков на международный рынок судоходства, – считает Петр Осичанский. – До недавнего времени эти моряки работали лишь в компаниях Китая, Тайваня, Гонконга. Сейчас они в огромном количестве выходят на мировой рынок морского найма. Все это происходит на фоне острой нехватки профессиональных кадров, которую испытывают судовладельцы.Капитаны, где вы?У профсоюзов вызывает большое беспокойство вопрос подготовки офицеров для судов торгового флота. Еще 30 лет назад конкурс на судоводительский факультет в Дальневосточном высшем инженерно-морском училище (нынешний МГУ имени адмирала Невельского), составлял 6-7, а порой и все 20 человек на место. Сегодня речь о конкурсе вообще не идет.– К сожалению, морские профессии теряют свою привлекательность среди молодежи, – рассказывает директор Центра «Абитуриент» МГУ имени Невельского Сергей Ворохобин. – На одно место на судоводительском факультете в лучшем случае претендует 1 человек. Количество заявок на штурманов, механиков от морских транспортных предприятий больше, чем наших выпускников. Уже сейчас дефицит морских офицеров транспортного флота на Дальнем Востоке составляет 30-50 человек ежегодно, и нет предпосылок к выправлению ситуации с комсоставом в ближайшее время.Пока морские профсоюзы и педагоги призывают судовладельцев увеличить финансирование подготовки специалистов российского торгового флота, китайцы осваивают мировой рынок. Если ситуация кардинально не изменится, то славные традиции российского торгового флота, что складывались на протяжении трех столетий, уже в ближайшие годы специалисты будут передавать китайским товарищам.

Автор: Александр КАРАСЕВ