Назад в будущее с открыткой

Увидеть прошлое и будущее столицы Приморья, не перемещаясь во времени и даже не покидая квартиры, позволяет уникальная коллекция открыток филокартиста из Владивостока Виктора Полоухина.

26 март 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2701 от 26 март 2010

Увидеть прошлое и будущее столицы Приморья, не перемещаясь во времени и даже не покидая квартиры, позволяет уникальная коллекция открыток филокартиста из Владивостока Виктора Полоухина.

С кирпичами по жизниВиктор Григорьевич – коренной житель Владивостока. До выхода на пенсию работал художником-оформителем на бутощебеночном заводе. В историю Владивостока он вошел, как человек, собравший самую большую на Дальнем Востоке коллекцию кирпичей, изготовленных в Приморье в конце XIX и в начале ХХ веков. Собрание насчитывало 1400 кирпичей! И ни один экземпляр, отмеченный фирменным клеймом производителя, не повторялся.Лет 20 назад о его необычном хобби частенько рассказывали местные, и даже центральные СМИ. А на телестудии «Дальтелефильм» даже сняли о нем 15-минутный фильм, который показывали делегатам XXVII, последнего съезда КПСС. Можно сказать, что коллекция кирпичей Виктора Полоухина, которую он собирал более 40 лет, когда-то была своеобразной визиткой Владивостока. Коллекционер много лет прожил в частном доме на Тобольской, его кирпичи хранились во дворе под навесом. После того, как Полоухин получил благоустроенную квартиру где, естественно, кирпичам места не нашлось, они расползлись по всему миру, как тараканы. Несколько лет назад один американский журнал написал, что главная достопримечательность одного из ресторанов Калифорнии – стена, выложенная из нескольких сотен клейменых кирпичей. Хозяину заведения присылали «строительный материал» со всех стран. Центральное место в этом необычном панно занимает квадрат из кирпичей Виктора Полоухина. Каким образом кирпичи из Владивостока попали в Штаты – загадка. Полоухин американцам ничего не продавал. Открытки спасли от голодаВиктору Григорьевичу 75 лет. Сегодня коллекционер сосредоточился на открытках, которых у него 14 тысяч! В том числе и с видами Владивостока. И это, по его классификации, только «старых», то есть изданных от зарождения Владивостока до конца 1940 годов. Плюс около 10 тысяч «советских», читай, современных открыток, так же посвященных Владивостоку. Всего же, по данным коллекционера, столица Приморья увековечена почти на 80 тысячах открыток, изданных во всем мире! …Страсть к собирательству у него появилась в детстве, когда мать стала получать от отца письма и открытки с фронта, он воевал в Маньчжурии. Вите нравилось рассматривать почтовые карточки с изображением советской военной техники. «Игрушек у меня не было». Отец после Победы прожил всего два года, сказались ранения, мать на тот момент не работала, часто болела. Чтобы не умереть с голода, Витя вынес свои сокровища, две коробки с открытками, на Первореченский базар. Фронтовые открытки уходили влёт по пять копеек за штуку. Даже выстроилась очередь. А потом подошел какой-то гражданин в военной форме и купил у него коллекцию оптом за 200 рублей. На вырученные деньги Витя Полоухин набрал продуктов. Первым был Ланин…В 1950 году Полоухин вновь вернулся к коллекционированию открыток, на этот раз уже осознанно. Если в кармане водились деньги, он покупал открытки в киосках, но чаще всего выменивал их у приятелей или выигрывал в «пристенок» и в «чику». В 1955 году Виктор пошел работать в торговый порт, его коллекция стала активно пополняться. Когда для его хобби во Владивостоке не осталось «белых пятен», он стал переписываться и обмениваться открытками с филокартистами из других городов Советского Союза. – Собирая открытки о родном городе, я постепенно стал изучать его историю. Мне было интересно, о чем рассказывают открытки. Кто их снимал, в каком году был сделан снимок, и где и когда она была издана. Изучая открытки, можно узнать всю историю Владивостока. Как он строился, в каких зданиях, какие фирмы существовали, какой транспорт ходил по его улицам и даже как одевались его жители, – рассказывает коллекционер. Владивосток снимали много фотографов, как русских, так и иностранных. По мнению Виктора Полоухина, самые лучшие снимки получались на фотоаппаратах, сделанных в Швеции. Знаменитой немецкой «цейсовской» фототехники в конце 19-го века еще не было. В коллекции Полоухина сохранились «шведские» открытки, датируемые 1871 годом, на которых поэтапно увековечена прокладка телеграфного кабеля по дну Амурского залива.А самым известным и самым плодовитым русским фотографом во Владивостоке был Василий Ланин. Он снимал «город нашенский» с 1874 по 1889 годы. Впоследствии он скомпоновал из своих фотоснимков три одинаковых альбома. Один подарил цесаревичу Николаю, будущему самодержцу всея Руси, второй – Павлу Унтербергеру, первому и единственному генерал-губернатору Приморской области, а третий оставил себе. Сейчас один из этих фотоальбомов хранится в Томске, в государственном архиве. – Я видел этот альбом. Фотографии там блеклые, выцветшие, потому что техника была слабая, и опыта у Ланина было мало. Ланин снимал много. На всех фотографиях он ставил свою печать в виде эллипса с лепестками. А внутри эллипса было написано «Фото Василия Ланина». Это очень важная деталь, – говорит Виктор Полоухин. В книге «Старый Владивосток», изданной в 90-е годы прошлого столетия, собрано много фотографий Василия Ланина. Но перед публикацией издатели зачем-то заретушировали «экслибрис» Ланина, тем самым лишив его авторства. После чего, автором «ланинских» фотографий был назван Владивостокский фотограф Шульц. – Но Шульц не снимал виды города! У него была фотомастерская недалеко от остановки «Дальзавод», где он снимал только статичные портреты. И где Ланин печатал свои фотографии! А когда Ланин уезжал из Владивостока, он оставил все свои негативы Шульцу. Ему незачем было тащить с собой лишний груз. Отсюда и пошла неразбериха в авторстве снимков, – рассказывает Виктор Полоухин.С открытием Великой транссибирской магистрали фотографы из Москвы и Петербурга зачастили во Владивосток в поисках экзотики. По словам коллекционера Полоухина, приезжая в незнакомый город, они не знали, что снимать, на чем заострить свое внимание. И лезли на сопки. Отсюда огромное количество снимков Владивостока конца 19-го века, сделанных с «высоты птичьего полета».Среди издателей открыток находились люди с буйной фантазией. Взгляните на открытку начала 20-го столетия «Владивостокъ въ недалекомъ будущемъ», где запечатлены дирижабли, аэропланы и вагон монорельсовой дороги, парящие над улицей Светланской. И где, не соблюдая ПДД, раскатывают трамваи автомобили, мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы. И среди этого «броуновского движения» нет ни одного «гаишника»! Наверное, автор утопического коллажа был поклонником Жюля Верна, популярного в те годы. Или он таким видел Владивосток в дни саммита стран АТЭС 2012 года? Кстати, из персонажей этой фантастической картинки до наших дней «дожили» здание главпочтамта (ул. Светланская, 41) и соседнее здание по ул. Светланская, 43, где сейчас расположены книжные магазины.…Коллекция открыток Виктора Полоухина, посвященная Владивостоку, уникальна. Её можно рассматривать часами. Жаль, что жители и гости краевого центра не имеют возможности с ней познакомиться. В год 150-летия Владивостока на ее основе можно было бы сделать интересную экспозицию в том же Краеведческом музее им. В.К.Арсеньева или в Краевой публичной библиотеке им. М.Горького. Тем более, что хозяин коллекции не возражает. Но с таким предложением к нему пока никто не обращался.P.S. Коллекцией открыток Виктора Полоухина многократно пользовались известные в городе и крае ученые и коллекционеры для написания своих научных трудов и книг. По словам пенсионера, «умные люди брали его открытки «на время», а потом «забывали» вернуть, несмотря на многократные напоминания коллекционера. Граждане, имейте совесть! Верните Виктору Григорьевичу его сокровища!

Автор: Сергей КОЖИН