Импортным покрышкам – «крышка»?
Что такое автомобиль-конструктор, большинство жителей Владивостока хорошо себе представляют. А вот что за чудо – «шина-конструктор»?
Что такое автомобиль-конструктор, большинство жителей Владивостока хорошо себе представляют. А вот что за чудо – «шина-конструктор»? К счастью, это не более чем шутка автолюбителей, высказанная на одном из местных интернет-форумов. Страх перед тем, что Министерство природных ресурсов и экологии совместно с Федеральной таможенной службой все-таки договорятся и продавят решение полностью запретить ввоз бывших в употреблении шин, породил такой перл: «Перед тем, как резину перевозить через российскую границу, ее необходимо разрезать как минимум на две половинки. После растаможивания остается всего ничего – правильно склеить».Шутки шутками, а правительство РФ с суровой щедростью «радует» нас целым рядом шагов на пути к полному запрету подержанных автопокрышек.Напомним, что до 2000 года ввоз б/у шин на территорию России разрешался только тем фирмам и организациям, которые имели лицензию Министерства экономических связей на переработку, а также разрешение Госкомэкологии РФ. Целый ряд российских международных договоров и нормативных актов относит такие шины к опасным отходам.В 2003 году постановлением правительства РФ № 442 «О трансграничном перемещении отходов» старые шины признаны отходами и запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации. Однако письмом Министерства природных ресурсов РФ в том же году были даны разъяснения, что старые шины, пригодные к эксплуатации, отходами не являются и не подпадают под действие выше-указанного постановления.
По лицензии - можноПосле создания таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации ситуация изменилась. С первого января текущего года вступил в силу Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения. Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении, оказались включенными в подпункт «Опасные отходы, ограниченные к перемещению через границу таможенного союза при ввозе и (или) вывозе». Поэтому юридические лица могут ввозить шины б/у на основании лицензии, простым же смертным – для личного пользования, в некоммерческих целях – таможня добро не даст.Таким образом, крупные владивостокские компании, например «Красное колесо» или «Шинтоп», получив лицензию как юридические лица, смогут и дальше торговать секонд-хендом без повышения цен.Оборотная сторона медали состоит в том, что буквально весь Дальний Восток завален старыми японскими и корейскими шинами, которые после небольшого периода использования попадают на свалки, являясь высокотоксичными отходами, наносят прямой ущерб окружающей среде. В целом по России не налажен процесс утилизации отслуживших свой срок покрышек.Вторая жизнь с двойной выгодойВ Японии и Корее - основных экспортерах ходового во всех смыслах товара утилизация шин настолько дорогостоящая, что они предпочитают сбывать бэушную резину в Россию. Даже с учетом транспортных затрат и таможенной пошлины это выгоднее, чем уничтожение в стране-производителе. В результате получается двойная выгода: компании, занимающиеся данным бизнесом, имеют возможность получать от государства специальные субсидии, при этом своя территория не загрязняется.Важно иметь в виду, что срок службы шины начинается не с момента эксплуатации, а с момента изготовления: старение резины происходит независимо от того, находится шина в эксплуатации или лежит на складе. Еще хуже, если она оказывается на свалке, где подвергается воздействию прямых солнечных лучей в течение нескольких лет. По данным экспертов дорожной безопасности, покрышки, выпущенные более 10 лет назад, даже с неизношенным протектором опасны для здоровья человека. Однако в российских Правилах по эксплуатации шин установлены только предельно допустимые значения высоты рисунка протектора и не учитывается срок службы. Главный плюс ожидающегося полного запрета на ввоз бывших в употреблении автопокрышек очевиден: со временем прекратится насыщение окружающей среды вредоносными веществами. Однако для усиления эффекта предстоит разработать систему сбора старых шин с последующей заводской переработкой, прецедент в России уже есть. Минус заключается в том, что покупательная способность населения многим не позволит такую роскошь, как новая резина. Люди начнут пренебрегать безопасностью, максимально эксплуатируя покрышки вплоть до полного их «облысения». Закончить хотелось бы еще одной грустной шуткой, почерпнутой в Интернете: «Запрет на ввоз подержанной резины приведет к тому, что владивостокские таксисты будут ездить на одних лишь дисках».Автор: Алексей УСОВ, специально для «В»