Какую радиостанцию вы слушаете?

Электронные версии
Общество

Ждут у неба погоды

23 марта – Всемирный день метеорологии. Накануне этой даты корреспондент «В» побывал на аэрологической станции «Сад-город» и даже принял участие в запуске специального метеозонда с посланием к читателям газеты «Владивосток».
Ждут у неба погоды
23 марта – Всемирный день метеорологии. Накануне этой даты корреспондент «В» побывал на аэрологической станции «Сад-город» и даже принял участие в запуске специального метеозонда с посланием к читателям газеты «Владивосток».

На рубль вложения, на четыре – прибыли

2010 год – юбилейный для аэрологической станции «Сад-город»: 29 ноября исполняется 55 лет со дня ее открытия. В этот же день, 17 часов 55 минут по московскому времени, здесь был выпущен первый радиозонд. Прошли годы. От сборных домиков, с которых начиналась станция, не осталось и следа. Сегодня здание аэрологической станции выглядит как игрушка. В прошлом году его капитально отремонтировали по проекту модернизации метеорологической сети. Здесь проводятся аэрологические, метеорологические и актинометрические и озонометрические наблюдения, и наблюдения за загрязнением атмосферы. Подобной станции в Приморье нет. Аэрологическая станция в Дальнереченске выполняет только метеонаблюдение. Всего же в России 120 аэрологических станций. В штате станции «Сад-город» 23 человека: практически все женщины. Единственный мужчина – инженер по радиолокации. – У нас работа чисто для женщин – спокойная, – говорит начальник аэрологической станции Марина Белик. – Нас устраивает все, еще бы зарплата была побольше. Если к нам раньше приходили мужчины после техникума и работали три года, то сейчас мужчины к нам не идут. Сидеть и обрабатывать данные – это не мужская работа. По словам Марины Белик, государство не жалует метеорологию... – Метеорологи и не ученые, и не врачи, и не учителя. На одних обращают внимание, они и важны, и нужны. Хотя мы предсказываем тайфуны, циклоны, снегопады, которые принесли бы больше ущерба, если бы мы их не предсказали, – разводит руками Марина Геннадьевна. Радиозонды на станции «Сад-город» запускают дважды в день, в 9-30 утра и в 9-30 вечера. Всего же в России каждый день «стартуют» до 200 метеорологических зондов. При этом запуск радиозонда – «забава» не копеечная. Радиозонд стоит 1500 рублей, плюс латексная оболочка, плюс газ, в данном случае водород, плюс работа газогенераторщика и инженера-аэролога, в сумме выходит 2500 рублей. На круг из кармана Примгидромета, учитывая запуски аэрологической станции в Дальнереченске, каждый день расходуется 10 тысяч рублей. Но эти деньги не улетают в никуда. По оценке экспертов Всемирного банка, на 1 рубль, вложенный в развитие российской гидрометслужбы, приходится 4 рубля выгоды от использования гидрометинформации в экономике и здравоохранении. В 2009 году экономический эффект в целом по стране от работы Росгидромета составил 21 млрд 398 млн рублей. Это на 3 млрд 85 млн рублей больше, чем в 2008 году. Цифры астрономические, но рядовым сотрудникам метео – и аэрологических станций от этой экономики ни холодно, ни жарко. По крайней мере, их нищенская зарплата от этих сэкономленных миллиардов не увеличивается. К примеру, у газогенераторщика «ставка меньше, чем жизнь», 3500 рублей в месяц.

Крутится, вертится шар голубой

Шар, наполненный водородом, как впрочем, и радиозонд, используют только единожды. Поэтому, граждане, если вам вдруг на голову с неба упадут сдувшаяся резиновая оболочка и конусообразный контейнер из пенопласта, начиненный непонятными проволочками и железками, не спешите с ним на метеостанцию или в ФСБ... Никакой научной ценности использованный радиозонд не представляет и государственной тайны не хранит! Он уже свое отработал. Кстати, еще недавно латексные шары для запуска радиозондов делали в России, но сейчас – закупают в Китае. Они гораздо эластичнее отечественных. Зато радиозонды, конусообразные горшки из пенопласта, начиненные датчиками, делают в России. А весит радиозонд 1 килограмм 200 граммов. Кроме того, если отечественную оболочку перед запуском разогревали в термошкафах и вымачивали в керосине, чтобы она была эластичной. То оболочки made in China не требуют такого нежного подхода, они готовы к запуску без разогрева в любую погоду. И еще... Раньше водород для накачивания шаров привозили с Уссурийского масложиркомбината, так было дешевле и безопаснее. Сейчас водород «добывают» прямо на метеостанции в специально выстроенной газогенераторной. Конечно, этот опасно, но иного выхода нет: в Уссурийске «водородная» линия прекратила существование.

Все остается в России

Радиозонд, с привязанной газетой «Владивосток», предварительно упакованной в полиэтиленовый пакет, стартовал 14 марта ровно в 9:30 утра. Внутри этой «колбасы» скрывалось послание к нашедшему пакет, где ему гарантировались полугодовая подписка и сюрприз. При условии, что посылка будет доставлена в редакцию. Запуск проводила аэролог Елена Попова, корреспонденту «В» эту работу не доверили: нет опыта. За 84 минуты полета радиозонд «Владивосток» поднялся на высоту 27 км 970 метров, удалившись от точки запуска на 156 километров, где и прекратил свое существование. То есть на высоте шар раздулся и лопнул. По словам, Елены Яковлевны, это не предел, при благоприятном стечении обстоятельств, радиозонд может подняться на высоту свыше 30 км. На аэрологической станции «Сад-город» зафиксирован рекорд подъема в 31 километр с максимальной дальностью полета в 205 километров. То есть за границу российские радиозонды не улетают. Поэтому есть надежда, что «редакционный» радиозонд найдет россиянин. И полугодовая подписка на нашу газету достанется достойному человеку.

Кстати

Сейчас у российских синоптиков прогноз на завтра сбывается в 96 процентах случаев. С долгосрочными хуже: прогнозы на месяц точны лишь на 70 процентов. За последние несколько десятилетий точность прогнозов погоды в России значительно возросла. Так если в 70-е годы прошлого века заблаговременность прогнозов погоды ограничивалась 1-2 сутками, то сейчас она составляет 5 суток и более.

Автор : Сергей КОЖИН

В этом номере:
Жизнь в конце тоннеля
Жизнь в конце тоннеля

Во Владивостоке в минувшее воскресенье в люк ливневой канализации провалился 4-летний ребенок – Максим Лесков. Там он провел более часа...

Это площадь, а не майдан
Это площадь, а не майдан

В субботу во Владивостоке прошел митинг протеста, организованный политической коалицией. По подсчетам администрации края, на центральную площадь вышли не более 500 человек. Но организаторы митинга настаивают, что собравшихся было в шесть раз больше. В любом случае, оппозиция не смогла, как планировала, вывести на улицу 10 тысяч приморцев. Собравшиеся требовали признать «Единую Россию» и ее руководство виновными в падении уровня жизни большинства граждан, узурпации власти и отстранении народа от реального управления страной.

Новый аэропорт будет маловат. Для пограничников

Приморские законодатели нашли недостатки в проекте международного аэропорта Владивосток. Так для пограничного контроля в проекте нового международного аэропорта-хаба во Владивостоке отведено помещение размером всего 800 квадратных метров.

Старые кадры

На состоявшихся позавчера повторных выборах в Кировском и Михайловском районах избиратели руководствовались народной мудростью о том, что старый конь борозды не испортит. В обоих случаях на выборах победили люди, давно и хорошо знакомые избирателям.

SOS у Цусимских островов

в корейском проливе на корабле Тихоокеанского флота «Прибалтика» рано утром 21 марта вышел из строя двигатель. Корабль лег в дрейф, на его борту находится 170 человек экипажа.

Последние номера