Жалуйтесь направо и налево

«Кто поможет потребителю?» – под таким названием прошла «Прямая линия» с читателями в медиацентре газеты «Владивосток» незадолго до 15 марта – Всемирного Дня потребителя.

17 март 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2695 от 17 март 2010
feb66ea040902ed4f6a64e96e28dd2fe.jpg «Кто поможет потребителю?» – под таким названием прошла «Прямая линия» с читателями в медиацентре газеты «Владивосток» незадолго до 15 марта – Всемирного Дня потребителя.Многочисленные звонки горожан еще раз подтвердили: хоть День потребителя и появился в календаре, отстаивать свои права нам приходится с большим упорством, чем прежде. Сегодня бесполезно только позвонить и пожаловаться на «обидчика». Тех, кто берет с нас деньги и не оказывает услуги добросовестно и качественно, призвать к ответу можно только после письменного обращения. Как действовать в таких случаях – советовали нашим читателям специалисты: консультант департамента лицензирования и регулирования отношений в сфере потребительского рынка Приморского края Нина Забегаева, главный специалист управления торговли и услуг администрации г. Владивостока Александр Фанин и ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Приморскому краю Нина Зайцева.Несъедобно и непригодно – Здравствуйте, меня зовут Раиса Николаевна. Недавно я купила с машины котлеты из кальмара производства местной компании «Австралийский дом», хотела накормить семью. Но есть это было невозможно, от кальмара в этих котлетах одно название. Может хоть кто-то остановить этих горе-производителей? – Напишите о том, что вас не устроило качество продукта, заявление в Роспотребнадзор на имя руководителя управления и привезите его на Сельскую, 3. Не забудьте приложить этикетку этого продукта и написать номер машины и адрес, где шла торговля. Так нужно действовать любому потребителю, который остался недоволен качеством товара. – Это «Прямая линия»? Я Анна Ивановна, хочу вам такой вопрос задать. Сейчас магазины кто-нибудь проверяет на качество товара, на обсчет покупателей, на обвес?– Анна Ивановна, у вас есть какой-то конкретный пример?– Да. Мы вчера с дочерью купили в магазине на Черемуховой груши за 218 рублей. Принесли домой, разрезали, а внутри они все гнилые. Ну и выбросили их.– Так надо было вернуть их продавцу, а если бы не взял – отдать их на экспертизу.– Да столько суеты…– Анна Ивановна, по-другому никак не получится. Сейчас нет такого, как было в советские времена: по звонку недовольного покупателя приходили с проверкой. Теперь по закону предприятие можно проверять раз в три года. А вот если есть законный повод для проверки – претензия покупателя, причем не по телефону, а письменное обращение с описанием конкретного нарушения и адреса недобросовестного продавца, тогда будет основание для проверки. С таким заявлением надо обращаться в управление Роспотребнадзора, оно находится на улице Сельской, 3.– Купила недавно симпатичные туфли за четыре тысячи рублей, а стелька и подкладка у них внутри сделаны из материала темного цвета. Как выяснилось позже, такие туфли носить невозможно – они окрашивают и портят чулки и колготки. С такой продукцией как-то можно бороться?– Внутри обуви краска должна соответствовать ГОСТу. Если администрация магазина утверждает, что это не дефект, значит, она еще не сталкивалась с судом по этому вопросу. Если предприниматель отказывается принять товар назад, проводите экспертизу и подавайте на него иск в суд. В таком случае вы имеете право на возмещение убытков за экспертизу, за некачественные туфли и за испорченные ими колготки. «Я не я, и лошадь не моя»– Во Владивостоке есть магазины под общим названием «Конфискат». Не знаю, как остальные товары, но обувь там продается одноразовая, выдерживает только несколько выходов на улицу при благоприятной погоде. А назад магазины эту обувь отказываются принимать. – Любые магазины, в том числе и эти, должны выполнять закон о защите прав потребителей и правил торговли. Если обнаруживается дефект, то точно так же они должны выполнять все требования потребителей при обнаружении в товаре недостатков. – Я приобрела соковыжималку в «Домотехнике» в сентябре, а в конце ноября она у меня вышла из строя, хотя срок гарантии еще не истек. Когда я пришла в их сервис, оказалось, что документы и коробка у меня от одной соковыжималки, а продали мне совсем другую. Они сначала приняли ее в ремонт, а через неделю позвонили и сообщили, что ремонтировать не будут и деньги не возвращают. Как мне из этой ситуации выйти?– Во-первых, вам надо написать претензию, в которой указать, что у вас разнобой в комплектности. – Я так и сделала. А мне теперь говорят, что это не их соковыжималка. Хотя чек и все документы у меня на руках. – Если они письменно отказались удовлетворить вашу претензию, то вы смело можете подавать на них в суд.– Где можно провести экспертизу некачественного товара?– Во Владивостоке на Океанском проспекте, 13а, в Торгово-промышленной палате. Существует регламент досудебного разбирательства. В первую очередь потребитель должен написать претензию в двух экземплярах и обратиться к продавцу. Один экземпляр отдается продавцу, на втором делается отметка о том, какого числа претензия принята. На претензии кроме самого текста не забудьте поставить дату, подпись и расшифровку подписи. С этой даты продавец в течение 10 дней должен решить конфликт и дать письменный ответ. А для того чтобы провести экспертизу, закон дает 20 дней. Если продавец отказывает в проведении экспертизы, он должен написать письменный ответ о своем отказе. С этим ответом покупатель идет на Океанский проспект, 13а, в Торгово-промышленную палату, где на основании этого документа ему проводят экспертизу товара. Экспертиза платная, по каждой группе товаров цена разная. Но в законе о защите прав потребителя, в статье 18-й, сказано, что если экспертиза выявила производственный брак или какой-то производственный дефект, то ее оплачивает продавец. Бывает, что в экспертизе специалисты отказывают – например, в случае, если вещь ремонтировалась. – Добрый день, Галина Петровна вас беспокоит. Я купила в одном из местных бутиков пиджак. Пришла домой, посмотрела внимательнее и поняла, что он мне не идет. Пришла через два дня вернуть покупку. А у меня отказываются его забирать. Дескать, не положено, и все. А у меня и чека нет, потому что они без кассового аппарата работают. Вот сейчас и размышляю: зачем только выбросила две с половиной тысячи?– В статье 25-й закона о защите прав потребителей говорится: если товар не был в употреблении, на нем сохранены все этикетки, то покупатель имеет право в течение 14 дней обратиться к продавцу и потребовать замены на другой товар. Если подходящего товара для замены нет, то можно потребовать возврата денег. И в течение трех дней продавец обязан вам деньги вернуть. Если продавец отказывается – пишите претензию. По закону отсутствие кассового чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя. Потребитель может представить свидетелей, подтверждающих факт покупки. В случае, если вам пробили чек, но вы его потеряли, а продавец утверждает, что вы покупали товар не здесь, это можно проверить по контрольно-кассовому аппарату, который фиксирует все покупки. Казусы нашей жизни– Здравствуйте, я Лидия Семеновна, живу во Владивостоке. У меня возникла проблема в Сбербанке. Может быть, вы подскажете, что можно сделать. Я в 2004 году открыла в Сбербанке вклад и перечисляла туда пенсию. А в этом году обнаружила, что проценты мне не идут. Стала разбираться, и оказалось, что они перевели без моего ведома мои пенсионные начисления на социальную карточку, а ведь на нее с 2009 года проценты вообще не положены.– В первую очередь подойдите в отделение Сбербанка по месту жительства и передайте сотрудникам письменное заявление на имя управляющего Сбербанком. В заявлении попросите указать движение денег по вашему вкладу, а также причину перевода денег на социальную карточку, хотя вы заключали депозитный договор вклада. Попросите разъяснить, почему не идут проценты по такому-то вкладу от такого-то числа, укажите номер договора. Заявление напишите в двух экземплярах, поставьте дату, свою подпись и расшифровку подписи. На одном заявлении сотрудник банка напишет, что документы от вас приняты, и отдаст его вам, а второй экземпляр останется в банке. Если это не подействует, обратитесь в Центробанк – это главный надзорный орган над банками. Если возникнут проблемы, не стесняйтесь, звоните по телефону 44-33-15. Меня зовут Нина Павловна Зайцева. – Валерий Андреевич вам звонит. Мы, пенсионеры, заключили с потребительским обществом «Капитал» договор и внесли туда 700 тысяч рублей под проценты, которые мы должны были получать от них ежемесячно. Вот уже 10 лет они нам ничего не платят. Обратились в суд – суд обязал должника вернуть эту сумму с процентами. Но воз и ныне там. Уголовного дела не открывают из-за того, что это потребительское общество не предоставляет документацию и уставные документы. Куда нам сейчас обращаться, как вернуть свои деньги? – Единственный вариант в вашем случае – обращаться в федеральные структуры МВД, чтобы на месте возбудили уголовное дело. Если вы прошли судебные инстанции – значит в процессе судья проверял все документы у ответчика. И если это законное потребительское общество было создано, то все документы должны быть в наличии. Если налицо незаконная регистрация – это факт мошенничества, и надо возбуждать уголовное дело на конкретных руководителей. – Можно ли, в случае чего, доказать, что я не по своей воле попался на удочку распространителей пылесосов «Кирби» и приобрел их товар под психологическим давлением? – У них своя специфика – разносная торговля. Но прежде чем пустить к себе представителя торговой фирмы, каждый гражданин должен для себя решить: готов он приобрести товар по такой цене? Тем более о «Кирби» информации сегодня очень много и в печатных СМИ, и в Интернете. Ведь задача продавца – продать свой товар. И если вы впускаете к себе в дом представителя фирмы, значит, должны четко понимать: он будет делать все, чтобы вы купили то, с чем он к вам пришел. И прежде чем подписывать какой-то договор, вы, как взрослый и дееспособный человек, должны понимать, что берете на себя определенные обязательства. Потому что потом, если вы вдруг передумаете, очень сложно будет что-то доказать: ведь качественный и технически сложный товар обмену и возврату не подлежит, тем более что вы и сами с этим письменно согласились. – У меня такой вопрос: если из ячейки камеры хранения в магазине самообслуживания пропадет моя вещь, которую я положила перед тем как войти в торговый зал, несет ли магазин материальную ответственность за это? – Ответ неоднозначный. Никаким законом ответственность магазина не предусмотрена. Но, если администрация поставила у входа камеры хранения для вещей покупателей, значит, по логике, должна за них отвечать. Однако это только с точки зрения нравственности, а не закона. А вот по закону охранник или администрация не вправе требовать от покупателей оставлять свои вещи в этих ячейках, обыскивать или проверять сумки перед входом в зал или при выходе. Если вас не пропускают – зовите администратора, директора, милицию и объясняйте им, что вы не оставите свои ценные вещи и документы в неохраняемой ячейке. Требуйте показать закон, на основании которого вы должны выполнить их условия.– Здравствуйте, это Людмила Андреевна из Владивостока. Почему во многих торговых точках печенье расфасовано по полкилограмма? Я живу одна, пенсия маленькая, и если мне оно не понравится, куда мне девать целых полкило? Неужели нельзя сделать хотя бы по 300 граммов? И ведь даже чек не дают! – Существуют торговые точки, где в продаже только фасованный товар, и предприниматель вправе сам устанавливать, расфасовку какого веса предлагать покупателю. Если вас не устраивает фасовка в данном магазине, вы можете пойти в другой, где торгуют весовыми продуктами. Теперь о чеках. По закону предприниматели и организации, работающие по единому вмененному налогу, имеют право работать без кассовых чеков. По просьбе покупателя могут выписать товарный чек.– Добрый день. Меня зовут Людмила Николаевна. Объясните, пожалуйста, такой казус. Раньше в квитанциях в графу о расходах по содержанию жилья входило освещение лестничных площадок. Сейчас это выделено в отдельную статью расходов при оплате электроэнергии. Но в квитанции не вычленена эта сумма из содержания жилья. Получается, что с жителей всего Владивостока берут деньги дважды за одно и то же. Почему и сколько это безобразие будет продолжаться?– Мы с вами полностью согласны. Вам надо вот что сделать: написать от имени жильцов дома заявление на имя руководителя Приморского отделения управления Роспотребнадзора. Наши специалисты рассмотрят ваше заявление и, вполне вероятно, обратятся в суд от имени неопределенного круга лиц. Мы поможем вам отстоять ваши права, только дайте нам законное основание для этого – ваше письменное обращение.

Автор: Татьяна НАДЕИНА