Крепостной аврал

В 1995 году Указом президента России комплекс сооружений бывшей Владивостокской крепости был принят под охрану как памятник истории федерального значения. Это не было связано с какими-то конъюнктурными обстоятельствами, поскольку крепость – последнее из оставшихся в России крупных фортовых сооружений – представляет большой интерес. Прежде всего как уникальный объект фортификационного наследия, имеющий без преувеличения мировое значение. Его историческая роль хотя и малоизвестна широкой публике, но исключительно велика.

17 март 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2695 от 17 март 2010
0a735bec8ea0380ada0d3bf24210c350.jpg В 1995 году Указом президента России комплекс сооружений бывшей Владивостокской крепости был принят под охрану как памятник истории федерального значения. Это не было связано с какими-то конъюнктурными обстоятельствами, поскольку крепость – последнее из оставшихся в России крупных фортовых сооружений – представляет большой интерес. Прежде всего как уникальный объект фортификационного наследия, имеющий без преувеличения мировое значение. Его историческая роль хотя и малоизвестна широкой публике, но исключительно велика.Официально Владивосток получил статус крепости в конце ХIХ века – 30 августа 1889 года. Первые же серьезные фортификационные работы начались двумя годами раньше – во время Русско-турецкой войны возникла угроза нападения со стороны Англии и союзного с ней Китая. Из Иркутска спешно был командирован заведующий инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа полковник П. Унтербергер. Оценив принимаемые местным флотским и армейским командованием меры по защите Владивостока как недостаточные, он предложил обеспечить круговую оборону посредством строительства артиллерийских укреплений, установив такие орудия, которые могли бы противостоять пушкам английских броненосных кораблей. Такая система обороны давала возможность гарнизону продержаться до подхода подкреплений из глубины края. Фактически это была идея создания во Владивостоке крепости.Понуждал сосед держать порох сухимК 1880 году построили ряд сухопутных деревоземляных укреплений на высотах, непосредственно примыкавших к городу, – на Орлином Гнезде, Тюменской горе (сопка Буссе) и ряде других, а также подготовили позиции для орудий на береговых батареях, прикрывающих вход в бухту Золотой Рог и защищающих побережье от высадки десанта на Семеновский покос (район нынешней Спортивной Гавани). В 1880 году из-за конфликта с Китаем в Центральной Азии (т.н. «Кульджинский вопрос») вновь возникла угроза нападения на Владивосток китайской армии при поддержке английского флота. По докладу П. Унтербергера правительство приняло решение об усилении крепостного строительства. Были доставлены морем мощные нарезные 9-дюймовые береговые пушки и мортиры. В течение двух месяцев силами моряков подоспевшей эскадры адмирала С. Лесовского были выполнены работы по установке батарей, а также работы по их фортификационному дооборудованию.К моменту объявления Владивостока крепостью береговую оборону уже вынесли на Скрыплевский рейд и были построены первые деревоземляные батареи на полуострове Назимова и мысе Новосильского (в районе ныне строящегося моста через пролив Босфор-Восточный), а также в районе мыса Токаревского и мыса Ларионова. Здесь для обеспечения эффективности стрельбы в ночное время были установлены мощные электрические дуговые прожекторы. В 1894 году Япония начала континентальную экспансию, напав на Китай, боевые действия велись в районе, достаточно близком к дальневосточным владениям России. Появилась новая серьезная угроза для безопасности российских тихоокеанских рубежей.Стало ясно, что крепость нуждается в серьезном усилении. С этого времени и начинаются работы по перестройке старых береговых батарей из деревоземляных в бетонные, которые приобрели наибольший размах начиная с 1897 года. По высочайше утвержденному в январе 1900 года проекту к началу Русско-японской войны (1904–1905 гг.) построили непрерывную оборонительную ограду в виде рва и земляного вала, пересекавшую полуостров Муравьева-Амурского от побережья Амурского залива (к северу от устья Первой речки) до побережья Уссурийского залива (в районе бухты Тихая).К большому сожалению, возобладала оборонительная система, навязанная военным министром А. Куропаткиным. Укрепления были построены как «полудолговременные», то есть рассчитанные лишь на обстрел 6-дюймовыми орудиями, в то время как японцы при осаде Порт-Артура использовали 280-миллиметровые береговые гаубицы. Порт-артурские укрепления также были спроектированы как «полудолговременные» и не выдерживали обстрела японских осадных орудий. Кроме того, нахождение сухопутного оборонительного обвода на расстоянии 3–5 км от бухты Золотой Рог делали невозможным использование Владивостока как убежища для флота. В Порт-Артуре аналогичная трассировка линии обороны, не включавшая в свой состав господствующих над портом высот, привела к тому, что еще до своего падения Порт-Артур стал могилой для первой русской Тихоокеанской эскадры.Более того, незавершенность постройки батарей на побережье Уссурийского залива в районе бухты Соболь и на полуострове Басаргина привела к тому, что 22 февраля 1904 года крепость подверглась безнаказанной бомбардировке с кораблей японской эскадры адмирала Камимуры.Недостатки крепости пришлось исправлять тяжким трудом гарнизона в течение всей Русско-японской войны. Были вооружены недостроенные долговременные береговые батареи и спешно возведены временные, на Русском острове оборону вынесли на весь его периметр, что сделало невозможным использование бухт острова для стоянки неприятельского флота и постановки им в водах крепости минных заграждений. Ранее брошенные недостроенные форты «Северный» и «Северо-Восточный» были вновь заняты войсками и превращены в сильные опорные пункты средствами полевой фортификации. Тогда же построили сильную полевую позицию между фортом «Северный» и побережьем Амурского залива по высотам южного борта долины реки Седанки. На «полудолговременных» укреплениях проекта 1899 года вырыли или вырубили в скале временные подземные убежища, позволяющие выдерживать обстрел осадной артиллерии самых тяжелых калибров. В строительстве укреплений решающую роль сыграл исполнявший должность генерала для поручений при коменданте крепости военный инженер полковник И. Ющенков. Наличие во Владивостоке крепости обеспечило возможность безопасного базирования владивостокского отряда крейсеров, корабли которого успешно действовали на коммуникациях противника. Принятые меры заставили японцев отказаться от планов захвата Владивостока, и крепость сыграла свою важнейшую историческую роль, не сделав ни одного выстрела по противнику.Впрок – Порт-Артура урокПосле падения Порт-Артура Владивосток остался единственным выходом России к Тихому океану, связанным с европейской частью страны железной дорогой.В этих условиях правительственные круги приняли самые решительные меры по приведению крепости в состояние, соответствующее ее резко возросшему значению. Следует особо отметить наличие в этом вопросе твердой политической воли у императора Николая II и министра финансов, а затем председателя Совета министров В. Коковцова, который на всех совещаниях, посвященных вопросам усиления обороноспособности Владивостока, заявлял, что для такого дела он найдет деньги всегда.Чтобы избежать ненужных бюрократических проволочек, строительство велось в так называемом особом порядке, когда все проекты сооружений, составленные инженерами на месте, не отправлялись в Петербург для утверждения и согласования, а утверждались на месте особоуполномоченным лицом по усилению Владивостокской крепости, которым был назначен инженер-генерал А. Вернандер. Возглавил же строительство опытный военный инженер генерал-майор А. Шошин. Сооружение объектов велось силами законтрактованных в европейской части России вольнонаемных рабочих, труд которых оплачивался исключительно высоко, а чтобы этот труд своей производительностью оправдывал понесенные затраты, в самых широких масштабах применялись средства механизации.Выполнялся огромный объем работ. На полуострове Муравьев-Амурский были построены форты № 1 в районе бухты Горностай, форты № 2–6 на высотах по южному борту долины Седанки и форт № 7 в районе железнодорожной платформы 14 км (в настоящее время «Чайка»), тоннельные пороховые погреба, казематированный крепостной мясохолодильник, аэродром на Второй Речке, казарменные городки, разветвленная сеть шоссейных дорог, проложены подземные телефонные кабели. Ряд мощных оборонительных сооружений появился на острове Русском. Кроме того, в крепости реконструировались и вновь строились свыше 50 береговых батарей, включая две батареи для самых современных 12-дюймовых башенных артиллерийских установок, а также береговые капониры и полукапониры для выкатных орудий. Несмотря на начавшуюся в 1914 году Первую мировую войну, строительство не прекратилось, и к 1918 году, когда полностью остановилось, форты были готовы примерно на две трети и представляли собой немалую боевую силу.Это были сооружения, полностью соответствовавшие тогдашнему уровню военно-инженерной науки, во многом превосходившие его и составившие гордость русской инженерной школы. Конфигурация фортов точно соответствовала рельефу местности, что делало их незаметными со стороны противника и затрудняло по ним пристрелку. На фортах имелось большое количество подземных и закрытых казематированных помещений, включая подбрустверные галереи, потерны и тоннельные ходы сообщения, казармы, убежища для выкатной артиллерии, кофры, предназначенные для обстрела рвов, промежуточные капониры. Некоторые форты имели подземные тыльные выходы, расположенные в укрытых от обстрела местах позади фортов. Большинство фортов было оборудовано разветвленной системой подземных контрминных галерей, весьма затруднявших ведение против них подземно-минной атаки. Только на форте № 2, самом большом и мощном во Владивостокской крепости, общая длина закрытых и подземных коммуникаций составляла свыше 3,5 километра.Крепость на все временаНесмотря на многочисленные смены власти в ходе Гражданской войны в период с 1918 по 1920 год, крепость сохраняла определенный уровень боеспособности. Вопреки распространенному заблуждению отступающие интервенты не смогли нанести крепости каких-либо существенных повреждений благодаря тому, что им активно препятствовали в этом остававшиеся здесь русские офицеры. После установления Советской власти в феврале 1923 года во Владивостоке работала направленная из центра специальная комиссия по учету военного имущества, основной задачей которой была оценка состояния Владивостокской крепости и выработка предложений по ее дальнейшей судьбе. Советские специалисты выразили мнение, что сооружения имеют исключительно высокую ценность и нуждаются в сохранении.В 1923 году крепость была официально упразднена, ее штабы и управления расформированы, но до самого начала 30-х годов фортификационные сооружения охранялись, а их разграбление или разрушение не допускалось. Начиная с 1932 года во Владивостоке развернулся новый этап широкомасштабного оборонительного строительства. Хотя основные батареи береговой обороны строились заново, тем не менее при воссоздании оборонительной системы Владивостока широко использовались оставшиеся от крепости казармы, дороги, на фортах размещались склады, командные пункты, а на некоторых старых батареях были установлены орудия. Во время войны линию старых фортов предполагалось использовать в качестве тылового оборонительного рубежа, а форты на Русском острове - в качестве убежищ для маневренных групп противодесантной обороны. Даже в 70-е годы, после обострения отношений с Китаем, рубеж по линии старых фортов включили в состав Владивостокского оборонительного района Тихоокеанского флота, и для его занятия предполагалось сформировать в угрожаемый период несколько морских стрелковых частей. Окончательно оборонительное значение форты утратили только к 1997 году, когда Владивостокский оборонительный район был расформирован и старые фортификационные объекты перешли в разряд исторического наследия. Сохранить это наследие – задача уже следующих поколений владивостокцев.

Автор: Владимир КАЛИНИН, историк-краевед, специально для «В»