Универсальный актер

Те, кто постарше, помнят его первую роль, сразу же принесшую молодому еще актеру Вадиму Андрееву и популярность, и узнаваемость, - Петра в фильме «Баламут». Любители слезоточивых сериалов знают его как Форса из первой части «Кармелиты». А всем без исключения юным зрительницам он знаком как майор Василюк из «Кадетства» и подполковник Новиков из «Ранеток».

24 февр. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2684 от 24 февр. 2010
b4637605329000a0ea0ac088f5767ce4.jpg Те, кто постарше, помнят его первую роль, сразу же принесшую молодому еще актеру Вадиму Андрееву и популярность, и узнаваемость, - Петра в фильме «Баламут». Любители слезоточивых сериалов знают его как Форса из первой части «Кармелиты». А всем без исключения юным зрительницам он знаком как майор Василюк из «Кадетства» и подполковник Новиков из «Ранеток». Во Владивосток Вадим Андреев приехал вместе с Владимиром Долинским, Анной Тереховой и Аллой Довлатовой – они показали владивостокцам уморительный спектакль «Здравствуйте, я ваша теща». На сцене актеры резвились от души, и зрители смеялись, щедро награждая исполнителей аплодисментами…- Люблю такие спектакли, - улыбается Вадим Юрьевич, - которые позволяют внести что-то свое, пошалить, сымпровизировать. А еще больше люблю, когда коллеги по сцене тоже склонны к импровизации, это такое удовольствие!Идеальный военный - С удивлением узнала, Вадим Юрьевич, что вы не слишком-то довольны своей работой в фильме «Баламут»… - Я не люблю этот фильм, даже несмотря на то что в моей биографии это была первая картина и она имела популярность, сделала меня известным… Но я там был настолько беспомощный, зажатый… Я нисколько не заблуждаюсь насчет своей роли в этой ленте. Спасибо моим коллегам: актерам, режиссеру, ведь успех «Баламуту» принес не я, а то, что называется, «когда свита играет короля». Все, кто был вокруг меня, за меня все и сыграли… Моей заслуги в «Баламуте» никакой нет. За следующие свои работы я уже могу нести ответственность и в целом спокоен…- Вы играли и очень светлых, почти идеальных молодых людей – в том же «Баламуте», в «У матросов нет вопросов», потом в вашей жизни был целый период, когда вам доставались роли криминальных авторитетов и просто бандитов, а вот теперь – идеальный военный в «Кадетстве».- Да, согласен, майор Василюк - белая кость российской армии. Он сам – выпускник суворовского училища, а именно оттуда выходит элита нашей армии, настоящие офицеры, которым с детства закладываются верные принципы; офицеры, которых можно назвать интеллигентными, ведь их учат и танцам, и истории искусств. Военные училища, на мой взгляд, такого образования и такого кругозора не дают, оттуда выходят такие, знаете, служаки, на их фоне выпускники суворовских училищ выглядят куда предпочтительнее, из них получаются не только офицеры, но и воспитанные люди.- Полковник Василюк – в немалой степени педагог, наставник, воспитатель. В вас есть такие задатки?- Нет, в роли педагога и воспитателя себя не представляю, хотя меня звали и во ВГИК преподавать, но я не умею, не мое это. Мальчишки, с которыми мы снимались в «Кадетстве», конечно, смотрели на меня, на Владимира Стеклова, на Валерия Баринова, Александра Пороховщикова как на старших наставников, и мы даже на них покрикивали, что-то подсказывали, но это были просто рабочие моменты. Если они чему-то подспудно у нас научились, это замечательно, но специально я этим не занимаюсь.- А вообще по какому принципу вы выбираете роли? - По принципу моего любимого актера Майкла Кейна: «Я снимаюсь во всем! Если есть, что играть». Я обычно в сценарии читаю только свою роль, то, что мне предлагается. И если вижу, что могу из этой роли что-то приличное и интересное сделать, соглашаюсь. Даже если это игровой эпизод, а не главная роль. Тут ведь уже моя задача – сыграть так, чтобы даже эпизод запомнился.Ну и еще одно соображение, не скрою. Был у меня в жизни период, с 1993-го по 1998 год, когда я не снимался вообще. С тех пор не могу утолить жажду работы, хочется еще и еще. Отсюда и всеядность. Конечно, бывает, что и жалею иногда, что согласился, но… Даже если получается, что проект вышел неудачным и меня друзья упрекают, я отвечаю: к моей работе есть претензии? Нет? Тогда ко мне какие вопросы?- А за что вас упрекали друзья? За какие работы?- Например, за Форса в первой части «Кармелиты». Мол, мыльная опера, несолидно. А я спрашивал: к исполнению роли Форса есть претензии? Вы можете показать эпизод, где я плохо сыграл? Нет? Я не отвечаю за весь продукт, я не режиссер, не сценарист и не продюсер, я отвечаю за свой кирпичик. К моему кирпичику претензии есть?Голос Бога В жизни Вадима Андреева есть «кирпичики», о существовании которых знают только самые дотошные зрители. Оказывается, актер имеет огромный опыт работы в дубляже. Его голосами говорили и Осел в «Шреке», и Брюс Уиллис в «Шакале», и Черный Плащ, и Кеннет Бран в роли Златопуста Локонса, и Пьер Ришар в «Налево от лифта», и Джим Кэрри, и Джек Николсон, и многие другие зарубежные актеры…- Дубляж мне когда-то очень нравился, - говорит Вадим Юрьевич, - я начинал работать в нем еще тогда, когда им занимались на студии имени Горького. Начинал с эпизодов, дублировал фильмы соцстран, потом мне доверили работу по озвучиванию героев Пьера Ришара. Я был очень горд. Скажу больше – дубляж финансово и даже профессионально спас меня в тот самый сложный пятилетний период, когда я не снимался. Но это и отвратило меня от дубляжа, последние пару лет я от всех подобных предложений отказываюсь, ну разве что для «Шрека» сделал исключение – в апреле начнется работа по дубляжу четвертой части, Осла, так и быть, сделаю (смеется).- Озвучивая фильмы, вы не ловили себя на мысли, что вот в этой картине хотели бы сыграть?- Иногда. Фильмы с Майклом Кейном, с Джеком Николсоном, с Микки Рурком (я озвучивал его в «Сердце ангела» и понял величину этого актера) вызывали зависть – вот бы сыграть… Но и все, пожалуй. У них ведь, в том же Голливуде, не сплошь шедевры, чаще штамповка и штамповка… Да, я озвучивал очень много фильмов с Брюсом Уиллисом, и он хорош, но это не то, что бы я хотел сыграть. Кстати, недавно ко мне подходили друзья, посмотревшие в нашем прокате новый фильм Уиллиса, причитали – ну почему его не ты озвучивал, ну это же невозможно слушать.- Нужно обладать пластичным голосом, чтобы быть хорошим актером дубляжа…- Как живой классик дубляжа, о котором продюсеры говорят: «А как это делал Андреев!» (смеется), могу сказать: дубляж – это максимальный отказ от самого себя. На тебе наушники, ты слышишь голос актера, смотришь на экран, и твоя задача – не думать, как бы это сделал ты, а максимально повторить то, что сыграл первоисточник. Повторить интонации, не привнося ничего своего, поймать голосовые особенности. Это неблагодарное занятие, очень временами сложное. Вот Эдди Мерфи трудно дублировать…- Но я знаю, что за ваш дубляж его героя в «Чокнутом профессоре» вы получили благодарность от американских продюсеров, которые сказали, что о лучшем озвучании и мечтать нельзя…- Да, было такое. Но у него непростой голос, в том же «Шреке» Осел в его озвучке визжит, а у меня баритон, но я визжу под него, и получается. Трудно работать и с Джимом Кэрри… Если это удается, если ты способен подавить свое и сымитировать сыгранное – это успех. Если несешь свое… Увы.- Кстати, в «Брюсе Всемогущем» вы говорили и за Бога – персонаж Сэмюэля Джексона…- Что касается Бога… Еще при Горбачеве, когда перестали гнобить церковь, американцы привезли в Союз фильм «Иисус», и была всесоюзная премьера, большой прокат. Так вот в этом фильме Иисус Христос говорил моим голосом. У меня на озвучании был консультант от патриархии, поскольку фильм был классической экранизацией Евангелия от Луки, он помогал ставить правильные ударения в некоторых словах, например. Так что я считаю, что эта работа ближе к Богу, чем «Брюс Всемогущий», там-то всего лишь голливудская фантазия…- А каковы ваши личные отношения с религией? - Я не ортодоксальный православный. Иногда хожу в храм, верю, что над нами есть судия и все мы предстанем перед ним, что не по Дарвину мы появились на Земле, но я не фанатик. Фарисейства не люблю, не нравится, когда мои коллеги вдруг объявляют, что они истово верующие, и начинают осуждать других. Я никого не осуждаю, просто не люблю веры напоказ… Поскольку я хорошо знаю Евангелие, ибо озвучивал Иисуса и был до глубины души тронут смыслом его потрясающих проповедей, то считаю, что надо просто жить так, как он говорил. Молитесь в сердце своем, не торгуйте в храме, не предавайте и так далее…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ