Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Личный счет

Продавцы прогрызли в законе дыры

Старшее поколение хорошо помнит прежний лозунг торговли и сферы обслуживания: «Бери что дают, проходи, не задерживай!». Теперь потребитель вроде бы получил массу прав. Тем не менее 80 процентов россиян согласно опросам все равно хотя бы раз в год сталкиваются с их нарушениями. В прошлом году количество жалоб на качество товаров и услуг только выросло.
Продавцы прогрызли в законе дыры
Старшее поколение хорошо помнит прежний лозунг торговли и сферы обслуживания: «Бери что дают, проходи, не задерживай!». Теперь потребитель вроде бы получил массу прав. Тем не менее 80 процентов россиян согласно опросам все равно хотя бы раз в год сталкиваются с их нарушениями. В прошлом году количество жалоб на качество товаров и услуг только выросло.

На что жалуемся?

– В условиях кризиса снизились требования производителей к качеству товаров, да и продавцы стали больше втюхивать брак, – поделился с корреспондентом сопредседатель Союза потребителей РФ Евгений Мясин. – В хлеб кладут муку более низкого сорта, а в колбасу – больше белков растительного происхождения. Или вместо положенного по ГОСТу мяса – субпродукты. Коснулась эта тенденция и техники: в магазины стало поставляться больше изделий, которые не выдерживают гарантийного срока. Наши импортеры чаще закупают бэушный товар, а также не прошедший контроль на Западе. В целом это и есть основная причина роста числа обращений потребителей за юридической помощью. То, что сфера торговли действительно преподносила неприятные сюрпризы россиянам в 2009-м, доказывают исследования. Так, одна из контрольных закупок в столичных магазинах показала: в 70 процентах случаев на товар отсутствовали обязательные сертификаты соответствия или декларации, в 80 процентах – санитарно-эпидемиологические заключения. Ростест признал большинство закупленных продуктов фальсификатом. Например, исследованная тушенка не соответствовала норме соотношения мяса и жира и содержания белка. В сардельках вопреки этикетке обнаружился крахмал, а в рыбе – от 7 до 11 процентов глазури (замороженной воды) вместо нормативных 2–4 процентов. Серьезнее всего, по словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, увеличилось количество жалоб по поводу кредитов: здесь и обман с комиссиями, и требования досрочного погашения займа. Вот и Роспотребнадзор, проверяя в прошлом году банки, выявил рост количества нарушений законодательства о защите прав потребителей. Их количество увеличилось примерно в полтора раза – и это при сокращении общего количества проверок. Среди «отличившихся» в прошлом году и операторы сотовой связи. Одной из антикризисных мер сотовиков стали попытки навязывать платные услуги. Причем до поры до времени незаметно для клиента. Как известно, далеко не все читают SMS-сообщения, приходящие от собственных операторов. А зря: нередко можно пропустить информацию о том, что вас подключили к какой-либо услуге. Правда, бесплатной – но только на время. Через месяц за сервис начинают списываться деньги. Небольшие, поэтому не все клиенты навязанную услугу замечают. Среди таких «подарков» может быть прогноз погоды, подключение к интерактивным ресурсам и т.п. А один из операторов «большой тройки» попался на «самовольной» замене клиентам мелодий вместо гудка. По традиции, бесплатная услуга через месяц становилась платной. Оператор был уличен проверяльщиками в навязывании сервиса и вернул обратившимся клиентам деньги. Техобслуживание в 2009-м тоже стало источником вдохновения для нарушителей прав. Из-за падения продаж дилеры отыгрались на владельцах уже реализованных авто. Под угрозой лишения гарантии им навязывали ненужные операции. Отказаться от «крепостного» сервиса сложнее всего было взявшему машину в кредит. Ведь банк в случае «бунта» может обвинить в ухудшении свойств товара. А это грозит потерей автомобиля. Отстоять свои права можно: закон запрещает обусловливать гарантию на товар «обязательным приобретением других товаров и услуг». Ситуация с соблюдением прав конкретно москвичей также отнюдь не улучшилась, рассказали в Московском обществе защиты потребителей (МОЗП). В 2008 году помощи в «качании прав» попросили 38,5 тыс. жителей столицы. Итоги этого года еще подводятся, однако уже ясно, что число жалобщиков возросло. «Среди продуктов первые места по количеству претензий занимают мясо и молочные продукты», – говорит пресс-секретарь МОЗП юрист Анна Зыкина. Что касается непродовольственных товаров, то здесь лидируют мобильные телефоны. Владельцы мобильников чаще всего сталкиваются с отказом в обмене товара или возврате денег. Еще один повод для претензий – нарушение сроков гарантийного ремонта. Кстати, проблема действительно массовая: ежегодно в России ломается около двух миллионов мобильников, в то время как покупается примерно 20 миллионов. «Антигероями» прошлого года для московских потребителей также стали пылесосы. Их гражданам навязывали продавцы, наведывающиеся прямо в квартиры. Эти агрегаты удавалось всучить за 90 тыс. руб. за штуку и дороже, рассказывает Анна. Некоторые покупатели, правда, позже догадывались «вбить» свою покупку в интернет-поисковик. И убеждались, что переплатили в 10–15 раз... Больше народу в прошлом году стало жаловаться на реагенты, которые не только спасают от гололеда, но и портят обувь, а в ряде случаев – подолы шуб и дубленок. Среди самых насущных проблем москвичей в ушедшем году – отсутствие автозапчастей (для гарантийного ремонта), некачественная работа химчисток. Чаще стали обращаться и по поводу «липовой» задолженности по ЖКХ. В 50 процентах удается доказать, что долги незаконно приписали.

В законе нашлись лазейки

В России почти 80 процентов исков решаются в пользу потребителей. Но до суда мало кто доходит. «Около 90 процентов потребителей пытаются решить вопрос в досудебном порядке, – говорит Евгений Мясин. – В половине случаев это им удается. Почти все остальные сдаются, и лишь небольшая часть идет в суд». Стало ли легче потребителю отстоять свои права в последние годы? В МОЗП нам ответили: «Как было, так и осталось». По оценке Союза потребителей РФ, благодаря поправкам в законодательство о защите прав потребителей в 2004-м и в 2007 годах удалось заткнуть многие дыры в нем. Однако не все. «Если депутатов, которые пишут поправки, несколько десятков, то «специалистов», которые ищут в них лазейки, сотни и тысячи, – говорит Мясин. – После принятия поправок они и обнаружились». По его словам, одна из самых тяжелых для потребителя ситуаций, когда у фирмы, к которой имеются претензии, меняется юрлицо. «Например, была контора «Рога и копыта», – говорит эксперт. – После того как клиенты завалят ее претензиями и подадут в суд, она просто пройдет перерегистрацию и будет называться, например, «Копыта и рога». И к ней уже не получится предъявить претензии, даже если на руках у потребителя имеется положительное решение суда. Особенно этим грешат мебельные магазины. Люди судятся из-за этой лазейки годами». А вот еще одна лазейка: когда дело доходит до суда, оказывается, что у фирмы, к которой потребитель предъявил иск, ничего нет – ни денег, ни имущества. Суд принимает положительное решение в пользу истца, однако причитающегося тот получить не может. Весной СПРФ надеется провести через Госдуму новый пакет поправок. Так, правозащитники надеются устранить ряд коллизий в законе «О защите прав потребителей». Например, в статье закона «О защите прав потребителей», которая касается одной из самых проблемных тем – гарантийного ремонта. Согласно опросам с неоправданно долгим ремонтом или с необоснованным отказом в гарантийном обслуживании связано около 70 процентов всех споров с производителем и продавцом. По закону время, которое отводится на бесплатный ремонт при письменном соглашении, ограничено 45 днями. Но нередко продавец просто не фиксирует в договоре конкретный срок. И тут возникает коллизия: в суде он пытается доказать, что для ремонта 45 дней мало, а суд с этим иногда соглашается. И покупатель рискует не увидеть свою вещь куда дольше. С еще одной коллизией нередко сталкиваются владельцы мобильных телефонов. Закон не дает 100-процентной ясности в ответе на вопрос, в каком случае можно вернуть или обменять этот товар – при любом недостатке производственного характера или только существенном (то есть дефекте, который не устраняется или проявляется многократно)? Владельцев телефонов с несущественными недостатками продавцы зачастую отправляют в гарантийный ремонт. А по разъяснениям Роспотребнадзора, не должны. Однако это удается доказать только в суде, в который мало кто обратится из-за мобильника. *** И все же реального коллапса в сфере потребления в кризис не произошло, утешает правозащитник Дмитрий Янин. А ведь по итогам года предсказывали куда более серьезные проблемы. «Почти во всех регионах удалось избежать банкротства автодилеров и участников рынка туруслуг, – говорит правозащитник. – Однако в том, что всплеска претензий не случилось, виноват и тот факт, что потребитель стал меньше тратить. Не купил вещь – нет и возни с поломками и гарантийным ремонтом». «Реальные доходы снизились, и люди стали куда экономнее, – согласен Евгений Мясин. – Если в благополучные годы человек позволял себе выкинуть не самый дорогой некачественный товар и купить новый, то теперь предпочтет качать права».

Автор : Татьяна ЗАМАХИНА, специально для «В»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Детский дом на палубе «Надежды»
Детский дом на палубе «Надежды»

Воспитанники детского дома № 1 г. Уссурийска в последнюю субботу января стали гостями Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского.

Горожане не уйдут от штрафов

Обязательное и неотвратимое взыскание наложенных штрафов за административные правонарушения — это не только фактор наведения порядка во Владивостоке, но и статья доходов в городской бюджет. Вот почему необходимо значительно повысить процент взыскания штрафов.

Кто хочет стать мэром?

Вечером в понедельник завершилось выдвижение кандидатов на предстоящие 14 марта муниципальные выборы в Артеме и ряде районов края. Конкурс на занятие должности мэра и депутатские мандаты оказался на удивление низким.

В крае ждут свиней-иммигрантов

Животноводческая мегаферма, построенная ООО «Зеленодольское» в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», готовится принять поголовье племенных свиней из Канады. Предприятие получило льготный кредит на покупку 1275 голов свиней.

Владивостоку начали обновлять морской фасад
Владивостоку начали обновлять морской фасад

Во Владивостоке началась реконструкция фасадов и кровли зданий МГУ им. адмирала Невельского, в состав которого включено 11 сооружений.

Последние номера
журнал