Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Гость «В»

Когда дело – труба

Моя приятельница обожает слушать саксофон. Решила я сделать ей приятное, взять напрокат саксофон и сбацать что-нибудь простенькое на день рождения. Где научиться? В музыкальную школу великовозрастных уже не берут. Оставалось одно: обратиться к дирижеру и руководителю народного оркестра духовых инструментов при РДК им. Арсеньева (п. Кавалерово, Приморский край) Юрию Морозову. А куда еще идти, как не к профессионалам-духовикам, если вы вдруг услышали «зов трубы»!
Моя приятельница обожает слушать саксофон. Решила я сделать ей приятное, взять напрокат саксофон и сбацать что-нибудь простенькое на день рождения. Где научиться? В музыкальную школу великовозрастных уже не берут. Оставалось одно: обратиться к дирижеру и руководителю народного оркестра духовых инструментов при РДК им. Арсеньева (п. Кавалерово, Приморский край) Юрию Морозову. А куда еще идти, как не к профессионалам-духовикам, если вы вдруг услышали «зов трубы»!

Берем всех!

Пришла я в морозовское «трубное царство» и прямо с порога бухнула: «Научите, хочу сыграть что-нибудь оптимистическое. Вы, слышала, всех берете, пионеров и пенсионеров. Со слухом у меня, правда, того...». Морозов оказался вылитым Карлсоном: такой же невысокий, симпатичный и в меру упитанный мужчина в расцвете лет. «У вас зубы не кривые?» – почему-то спросил он. Я на всякий случай улыбаться перестала: «Ну, не так, чтобы совсем!». «Кривозубым на духовых инструментах играть сложнее, им достаются клавишные и ударные», – пояснил Морозов и заметил, что обычно он берет на музыкальное воспитание всех желающих. С любыми зубами. Только вот научиться «дуть в трубу» совсем непросто: кроме желания нужно еще трудолюбие. И 5–6 лет занятий, после чего можно стать неплохим музыкантом-духовиком. А подготовка профи-духовика для симфонического оркестра займет все 10 лет. Между прочим, новобранцам не помешают крепкое здоровье, прощание с вредными привычками (курение) и наличие развитых грудных и брюшных мышц: для «дутья» в трубу (а духовые инструменты, по сути, это все трубы) требуется грудно-брюшное дыхание. В морозовском оркестре малого состава (а бывают еще среднего, большого и смешанного – все зависит от количества инструментов и подготовленных музыкальных кадров) курят только двое. Постоянный духовой «тренинг» приводит к снижению количества приступов у астматиков: техника игры связана с задержкой дыхания, что, как оказалось, полезно для страдающих бронхиальной астмой. Труд духовиков-профессионалов по энергозатратам и степени тяжести сравним с «пахотой» шахтеров, каменщиков, бетонщиков, не случайно пенсионный стаж духовиков государственных духовых или симфонических оркестров, театров музкомедии составляет всего 15 лет: через 15 лет работы они имеют право на получение пенсии. А в Великую Отечественную музыкантам-духовикам давали двойную продовольственную пайку: труба не любит доходяг, часами дуть в нее – это вам не хухры-мухры.

Миф об отсутствии слуха

Берут всех, а как же слух, способности? – спросите вы. У Морозова, за плечами которого культпросветучилище в Уссурийске, училище искусств в Хабаровске и Хабаровский институт культуры и искусств (он профессиональный дирижер духового оркестра и музыкант, умеющий играть практически на всех духовых инструментах, хотя предпочтение отдает трубе) на сей счет свое мнение: «Бывает скрытый, внутренний слух, который можно развить. Пришел к нам когда-то 14-летний подросток Рома Бухтояров – ну совсем был «деревянный»: ни слуха, ни чувства ритма. Как говорится, медведь на ухо наступил. Может, комплексовал. Зато было огромное желание научиться играть на баритоне – это разновидность трубы и один из главных инструментов в нашем оркестре малого состава. Рома, как многие пацаны, услышал нашу игру под Новый год на центральной площади, где мы играем обычно, сидя на кузове «КамАЗа» с открытыми бортиками. Услышал и заболел духовой музыкой: хочу играть! Я разрешил: приходи, помогай, инструменты вон носи, а играй на теноре-2 – тоже разновидность трубы, вспомогательный инструмент. Дам задание – Рома вместо двух часов неделю выполняет. Я уже и рукой махнул: что тут сделаешь, а у него вдруг через полгода второе дыхание открылось, откуда что взялось! Он играл по 3–4 часа в день, достал своей трубой всех соседей и маму, зато результат был просто ошеломляющий. Ушел в армию – соседи даже заскучали без Роминых «концертов». Рома разрушил сложившийся у меня стереотип подхода к ученикам: сейчас я знаю: не бывает людей с абсолютным отсутствием слуха...». Роман Бухтояров может сыграть теперь на баритоне все что угодно – эстрадные пьесы, классику, знаменитые довоенные танго и вальсы. В какой-то мере труба определила судьбу Романа, как и других учеников Юрия Морозова. Некоторые из них стали профессиональными музыкантами, окончили училище или институт искусств. Когда Романа призвали в армию, выбор для него, как и для других «морозовцев», был предопределен: только в духовой оркестр! (На сей счет у Ю.Морозова есть договоренности с дирижерами военных оркестров.) За Рому «дрались» владивостокский духовой оркестр военно-оркестровой службы ФСБ и оркестр учебного центра ФСБ в п. Приморском Хасанского района. Хасанцы перетянули. Отслужив 1,5 года, Бухтояров остался служить в оркестре солистом-баритонистом еще 1,5 года уже как вольнонаемник, по контракту. Более того, он замещал дирижера, в его отсутствие сам вел репетиции. За 3 года обучил ряд сослуживцев игре на баритоне. Сейчас Роман живет и работает во Владивостоке, играет в духовом оркестре ФСБ и губернаторском оркестре. Я решила испытать некогда «деревянного» Романа Бухтоярова во время одного из его приездов на малую родину, в Кавалерово. По моей просьбе Рома взял в руки баритон. Морозов сел за фортепиано. Пространство заполнили звуки какой-то удивительно знакомой, озорной мелодии: учитель и ученик сыграли фрагмент «Неаполитанского танца» из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро». Труба пела о радостях жизни, и верилось – даже самые «деревянные» из нас предназначены прежде всего для любви и творчества, способность которых и потребность в которых заложил в нас создатель... Не всем, конечно, дано написать «Лебединое озеро» или «Времена года», но, если душа поет, и простой плов приготовить и подать можно как шедевр гастрономического искусства.

«Эта музыка будет вечной...»

Сегодня у Морозова занимаются люди от 8 до 65 лет, более 20 детей и несколько взрослых. Нет возрастных ограничений: любовь к духовой музыке объединяет и зеленую молодежь, и людей зрелых. Одному из «старейшин», недавно перебравшемуся на жительство в Хабаровск, Владимиру Ивановичу Лободенко – за 60, а его музыкальный стаж – 45 лет. Играть в духовом оркестре он начал с 15 лет. Сначала в родном Шкотовском районе, потом – в Кавалеровском. 3 года играл во время службы в армии в Хабаровске. В 1970 году уже сложившимся музыкантом он пришел в морозовский оркестр. Освоил кларнет, корнет (трубу), но большую часть жизни остается верен баритону. «Менять инструмент нежелательно, – считает Владимир Иванович, – диаметры мундштуков – тех самых, через которые дуют в духовые инструменты, – разные, разные по объему и сами инструменты. Баритон не сравнишь с собственно трубой, которая в 4 раза меньше. При игре на разных духовых инструментах работают и развиваются разные группы лицевых и губных мышц. Хочешь чего-то добиться – выбери что-то одно...». Многими своими учениками гордится Юрий Морозов. Среди них – Дмитрий Филимонов, окончивший Хабаровский музыкальный колледж. Потом он поступил учиться во Владивостоке в академию искусств по классу тромбона. А начинал-то у Морозова. Как и Александр Хлус, который, пройдя морозовскую школу, учился затем в хабаровском колледже искусств и одновременно работал в Хабаровской филармонии, играл в симфоническом оркестре. В 2008 году Александр во Владивостоке стал лауреатом 6-го Международного конкурса музыкантов-исполнителей. Наградой ему стали денежная премия и поздравление от министра культуры. Саша мечтает в будущем поступить в Санкт-Петербургскую консерваторию. Некоторые непродвинутые обыватели воспринимают морозовскую команду как «похоронную». Да, «морозовцы» играют и на похоронах, и на свадьбах, но приглашают их выступать и на концертных площадках краевого центра и соседних районов. Кстати, на тех же свадьбах и праздничных гулянках все чаще звучит «химия» (определение Морозова), не «живая» музыка – компьютерная или издаваемая клавишным синтезатором. Но машина ведь и есть машина, она лишена фантазии и не способна передать тончайшие нюансы настроения, не умеет импровизировать, шутить, смеяться и плакать, как может это делать саксофон или труба в руках настоящего музыканта. Через музыку, слово, творчество только человек может прикоснуться к вечности. Кто, кроме дотошных историков, помнит сегодня правителей эпохи Моцарта или Баха? А их музыка до сих пор звучит и волнует нас... Хотя излюбленный репертуар кавалеровцев можно охарактеризовать как «ретро» – это довоенные вальсы, марши, танго, «морозовцы» не считают эту музыку анахронизмом. Если их выступления на площади во время празднования 1Мая, 9 Мая, Нового года всегда вызывают массовый интерес и скопление народа, а в толпе обязательно находится какой-нибудь очередной хлопец лет 10–12, который спрашивает, можно ли «записаться в оркестр», значит, эта музыка нужна, востребована, актуальна. Эти смешные, наивные довоенные танго и вальсы будут играть и через ...дцать лет...

Последние из могикан

«Мы могли бы, подобно немецким оркестрантам, которых встретили во Владивостоке на Днях мира на Тихом океане, куда нас тоже приглашали, исполнять и мировую классику, Вагнера и Шуберта, – говорит Юрий Морозов. – Но на наших во многом изношенных инструментах Вагнера играть сложновато. К тому же для этого необходим полный состав духового оркестра – весь набор инструментов и расширенный состав музыкантов. У нас же «средств производства» и духовиков хватает только для оркестра малого состава. В крае сохранились единицы самодеятельных духовых оркестров, причем во Владивостоке – ни одного, все – в провинции, в том числе в Кавалерово. Словом, мы последние из могикан! А когда-то духовых оркестров в крае было как грибов в лесу – несколько в каждом поселке и городе, только в нашем районе – 12. В школах и ДК наличие духового оркестра было делом привычным. За последние пару десятилетий оркестры зачахли и позакрывались, финансировать «духовое» направление перестали, инструменты посписывали как хлам. Мы с друзьями собирали этот «хлам», колдовали над реанимацией инструментов… Оркестр наш родился 55 лет назад, а я руковожу им 30 лет. Несколько лет назад оркестру присвоили звание народного...». Когда в Кавалерово отмечали 50-летие оркестра, финансовую помощь оказали ему ЗС ПК и кавалеровское ЗАО «АСО-1». На выделенные средства Морозов приобрел новые барабаны, флейту, два кларнета и два баритона. Его бывший ученик, ныне живущий в США, прислал из-за океана посылку на $10 тыс.: мундштуки, трости, детали для инструментов, ноты. Оркестранты радовались как дети. Хотя финансирование оркестра из районного, а ныне – из бюджета Кавалеровского городского поселения весьма скромное, Морозов не жалуется: говорит, спонсоры и помощники для его оркестра в районе всегда находятся. Охотно помогает райадминистрация. Главное сейчас – привлечение детей к духовой музыке. Есть потребность в обновлении и омоложении коллектива… Преподает Морозов и в кавалеровской школе искусств, где 6 лет назад открылось отделение духовых инструментов. …Устав, Морозов изредка в шутку объявляет музыкантам: «Все, ухожу в монастырь!». Но из года в год «монастырь» откладывается: настоящие капитаны свой корабль не бросают или покидают его последними...

Автор : Александра ЕГОРОВА

comments powered by Disqus
В этом номере:
Детский дом на палубе «Надежды»
Детский дом на палубе «Надежды»

Воспитанники детского дома № 1 г. Уссурийска в последнюю субботу января стали гостями Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского.

Горожане не уйдут от штрафов

Обязательное и неотвратимое взыскание наложенных штрафов за административные правонарушения — это не только фактор наведения порядка во Владивостоке, но и статья доходов в городской бюджет. Вот почему необходимо значительно повысить процент взыскания штрафов.

Кто хочет стать мэром?

Вечером в понедельник завершилось выдвижение кандидатов на предстоящие 14 марта муниципальные выборы в Артеме и ряде районов края. Конкурс на занятие должности мэра и депутатские мандаты оказался на удивление низким.

В крае ждут свиней-иммигрантов

Животноводческая мегаферма, построенная ООО «Зеленодольское» в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», готовится принять поголовье племенных свиней из Канады. Предприятие получило льготный кредит на покупку 1275 голов свиней.

Владивостоку начали обновлять морской фасад
Владивостоку начали обновлять морской фасад

Во Владивостоке началась реконструкция фасадов и кровли зданий МГУ им. адмирала Невельского, в состав которого включено 11 сооружений.

Последние номера
журнал