Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Опасная зона

Тортуга дней моих суровых

На Тихоокеанском флоте готовятся к четвертому антипиратскому походу в Аденский залив. Как ожидается, он состоится уже в начале следующего года. И будет, как предполагают участники антипиратской миссии, одним из самых сложных. Вместо Сомали может возникнуть пиратская республика, и тогда патрулирование кораблями ТОФ Аденского залива будет проходить в очень тяжелых условиях.
На Тихоокеанском флоте готовятся к четвертому антипиратскому походу в Аденский залив. Как ожидается, он состоится уже в начале следующего года. И будет, как предполагают участники антипиратской миссии, одним из самых сложных. Вместо Сомали может возникнуть пиратская республика, и тогда патрулирование кораблями ТОФ Аденского залива будет проходить в очень тяжелых условиях.

В разных погодных и политических условиях

В 2008 году в Аденском заливе у берегов Сомали активизировались пираты. Они стали захватывать иностранные торговые суда так часто, что в июне того же года ООН приняла резолюцию, позволяющую иностранным военным кораблям преследовать пиратов в территориальных водах Сомали. Это государство практически без единой власти. Официально признанное мировыми державами правительство Сомали контролирует лишь столицу Могадишо. Восточное побережье Сомали облюбовало пиратское «братство», они базируются в мелких портах, куда и отводят захваченные суда. Остальная территория страны поделена этническими кланами на зоны влияния. Эксперты отмечают, что сейчас они разрознены, но с появлением силы, прежде всего экономической, они могут объединиться под пиратским началом. - В Аденском заливе в районе так называемого Африканского Рога Тихоокеанский флот нес три боевые службы по охране безопасности судоходства, - рассказывает заместитель командира бригады противолодочных кораблей ТОФ капитан 2-го ранга Валерий Самодаев. - Я участвовал в первом и третьем боевых походах. Мы были первыми на ТОФ, кто столкнулся с задачами по антипиратской деятельности. До нас в этих водах нес службу сторожевой корабль «Неустрашимый» Балтийского флота. Анализируя все три похода нашей бригады и опыт балтийских моряков, можно сделать вывод, что все боевые службы отличались - походы проходили в разных погодных и политических условиях. Третий поход ТОФ пришелся на июнь – октябрь, это период муссонных ветров, постоянная штормовая погода, при этом неимоверная жара - до плюс 57 в тени. Например, за ключом в карман полезешь, а взять нельзя, обожжешься. Но это было не самое трудное... Борьбу с пиратами в Аденском заливе ведет коалиция военно-морских сил 16 стран. К осени Евросоюз и НАТО стали активно наращивать здесь свое присутствие, заметно увеличилось количество военных кораблей. Это внесло сложности во взаимодействие, кроме того, спектр наших задач расширился. Надо учитывать, что, решая в данный момент общие задачи, мы все-таки находимся в разных военных блоках.

Тухлая рыба - прикрытие флибустьеров

- В какой-то момент политика поведения иностранных военных кораблей изменилась, - продолжает Валерий Самодаев. - Если до этого они осуществляли конвоирование караванов судов, то теперь корабли государств - членов НАТО разбили Аденский залив на участки, и отныне каждый отвечает за конкретный сектор. Если торговое судно даст сигнал «Пираты!», то дежурный корабль по данному сектору идет туда. В этом и заключается сложность - пираты носятся на пластиковых лодках со скоростью 30 узлов и выше, а корабли такой скоростью не обладают. Российские военные моряки применяют иной метод - высаживают группу на сопровождаемые суда для их охраны и обороны. С точки зрения защиты судоходства, это гораздо эффективнее. Капитану гражданского судна намного проще и спокойнее, когда помимо конвоя кораблей на борту находятся военные моряки. - У нас был конкретный маршрут: из точки А в точку В вести караван судов, по этому маршруту мы и ходили, - рассказывает Валерий Самодаев. - Вертолет использовали для ведения воздушной разведки. Обычно, увидев его, пираты прекращают преследование, пытаются уклониться от столкновения с военными и скрыться. Аденский залив - зона интенсивного рыболовства, причем частного маломерного флота. Рыбаки ловят тунца, акул. Торговое судно порой, завидев рыбацкую шхуну, на всякий случай, оповещает о возможном нападении. Бывало, что за сутки по нескольку раз на корабле объявлялась боевая тревога: запускаются все двигатели, набирается максимально возможный ход, поднимается в воздух вертолет. Видя, что у берегов Сомали наращивается военное присутствие, пираты стали маскироваться под рыболовные лодки. Вплоть до того, что когда вертолет нависает над подозрительной шхуной - они поднимают вверх и показывают заранее припасенную большую рыбину: дескать, мирные люди, рыбу ловим. Но нас, уже опытных антипиратов, не проведешь: настоящие йеменские или сомалийские рыбаки – это люди весом не более 40 кг, носят, как правило, национальную одежду - юбку-фута (кусок ткани, обернутый вокруг бедер). А вот пираты достаточно упитанные мужчины, крепкие на вид, одеваются на европейский манер - ходят в брюках, обуты в добротную, порой брендовую обувь. Да и лодки у них быстроходные, с мощными моторами, оборудованы современными навигационными системами. Как-то иностранное гражданское судно послало сигнал бедствия, капитан сообщил, что их борт обстреляли пираты. На БПК «Адмирал Виноградов» тогда выполняли профилактические работы, но корабль за 15 минут по боевой тревоге сумел сняться с якоря, а через 17 минут поднять в воздух вертолет. Гражданское судно, удирая от пиратов, развило скорость 24 мили в час. Кораблю его не догнать, но вертолет обладает большими скоростными характеристиками, потому прибыл к предполагаемому месту атаки корсаров раньше. Пулеметным огнем он остановил все подозрительные суда, которые там находились. Тем временем на быстроходных лодках подошли досмотровые группы, осмотрели шхуны и таким образом определили пиратов, маскировавшихся под рыбаков, - были обнаружены две лодки с корсарами. Все происходило недалеко от побережья Йемена, моряки вызвали береговую охрану, лодки были арестованы, там же в соответствии с законом производилось разбирательство. Кстати, Йемен сейчас претендует на то, чтобы антипиратский центр у берегов Африканского Рога был размещен на его территории.

Из корсаров – в биржевые маклеры

Аденский залив, связывающий Красное море и Индийский океан, называют зоной активного судоходства. Через него осуществляется около 10 процентов мировых морских перевозок и проходит до трети от всей транспортировки нефти танкерами. Однако сейчас он является одним из самых опасных для судоходства мест. В последнем, ноябрьском докладе генерального секретаря ООН Пан Ги Муна отмечалось, что нападений пиратов становится больше. И только благодаря международным усилиям по противодействию морскому разбою количество захватов торговых судов в этом районе снизилось. Всего, как указывается в докладе генсека ООН, в водах Аденского залива с начала года были захвачены 34 судна, взяты в заложники 450 моряков. С начала 2009 года, по данным международного трибунала ООН по морскому праву, у берегов Сомали было совершено более 359 пиратских нападений. - В нашем последнем походе число пиратов в Аденском заливе сократилось - их деятельность была смещена в Красное море, - отмечает Валерий Самодаев. - Это связано с муссонами. Но мы ушли, муссонные ветры закончились, и сомалийские корсары после временного затишья вновь начали захваты судов. Буквально через две недели после нашего ухода было атаковано и захвачено пиратами судно. Его капитан был ранен и впоследствии скончался. Недавно, 29 ноября, сомалийские пираты захватили свою самую крупную добычу – греческий супертанкер «Маран Cентаурус», перевозивший нефть на 150 миллионов долларов. При этом стоимость самого супертанкера составляет около 50 миллионов долларов. То есть они, видя, что военное присутствие нарастает и в бизнесе назревают проблемы, стали действовать жестко, их аппетиты выросли. Видимо, экипажи кораблей ТОФ, что выйдут на патрулирование этого района в 2010 году, столкнутся с новыми, более сложными задачами. Возможно, не за горами объединение пиратов и враждующих между собой группировок Сомали в единое государство. Местные пираты учредили биржу, на которой торгуются акции 72 флибустьерских компаний. Если верить информационному агентству Reuters, биржа расположена в сомалийском порту Харадхер, а ее учредителем стал некий Мохаммед, в прошлом пират. Акции могут купить не только местные жители, но и любой инвестор, и не только за деньги. Можно заплатить оружием или судовым оборудованием. Видимо, ценные бумаги пользуются спросом, специалисты отмечают, что стоимость выкупа судов и членов экипажей из пиратского плена резко возросла в последнее время. Этот финансовый институт, как полагают биржевые маклеры, может послужить некой базой для экономического объединения Сомали. Финансисты, как и предрекали эксперты, нашли общую платформу, интересную всем кланам независимо от их веры и интересов.

Автор : Александр КАРАСЁВ «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Снег снегу рознь

Первый снегопад в Приморье, к счастью, не стал бедствием для копытных животных, однако охотпользователям надо быть готовыми к новому удару стихии.

Китайский курс «Надежды»

Парусное учебное судно «Надежда» МГУ им. адмирала Невельского приняло участие в праздновании 600-летия самого крупного в Китае рыбного порта Шэнжамэн. На празднике было зачитано поздравление главы Владивостока Игоря Пушкарева жителям китайского района Путо.

Хористы впали в «Вечное детство»

Во Владивостоке в третий раз прошел традиционный фестиваль хоровой музыки «Вечное детство», организаторами которого выступили Владивостокское музыкальное училище, Приморское отделение Российского фонда культуры и творческое объединение «Жемчужина Приморья».

Умирая, назвал имя...

В Артеме на проходной птицефабрики от ножевых ранений умер человек.

Слишком мягкий приговор

Приморский краевой суд отменил приговор Советского районного суда Владивостока в отношении бывших работников Седанкинского дома-интерната для ветеранов.

Последние номера