«Линукс» на наши головы

На прошедшей неделе на базе Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования для учителей-информатиков прошел обучающий семинар с замысловатым названием «Внедрение и использование пакета свободного программного обеспечения в учебном процессе». Говоря проще, педагогов-предметников обучали работать на бесплатных компьютерных программах (основная – «Линукс»). C платными (той же популярной «Виндоус» от компании «Майкрософт») в школах решено покончить окончательно и бесповоротно: российские власти созрели до того, чтобы показать заморскому миллиардеру Биллу Гейтсу большой кукиш.

9 дек. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2646 от 9 дек. 2009
ceb4fb138dd73762963e07f5b827f891.jpg На прошедшей неделе на базе Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования для учителей-информатиков прошел обучающий семинар с замысловатым названием «Внедрение и использование пакета свободного программного обеспечения в учебном процессе». Говоря проще, педагогов-предметников обучали работать на бесплатных компьютерных программах (основная – «Линукс»). C платными (той же популярной «Виндоус» от компании «Майкрософт») в школах решено покончить окончательно и бесповоротно: российские власти созрели до того, чтобы показать заморскому миллиардеру Биллу Гейтсу большой кукиш.Проблема с программным обеспечением (ПО) в школах возникла несколько лет назад, когда продвинутое правительство страны поставило задачу оснастить все школы страны компьютерными классами и Интернетом. Когда это было сделано, правда, после многочисленных скандалов на тему откатов чиновникам от педагогики, «вдруг» выяснилось, что на поставленные компьютеры необходимо установить еще и соответствующее ПО. Причем лицензионное. Последовала длительная перепалка между регионами и федеральным центром по поводу того, кто должен оплачивать покупку программ. А деньги выходили весьма неслабые – на круг миллиарды народных рублей. Проблему решили, но, пока суд да дело, педагоги на местах оказались в щекотливой ситуации: с одной стороны, от них требовали учить детей работе на компьютерах (уроки никто не отменял), с другой – начались прокурорские гонения на учителей, которые устанавливали на новую технику (до кого она дошла) «левое» ПО. Так, уголовное дело против учителя-новатора Александра Поносова, которому за это дело чуть не дали реальный срок, прогремело на всю страну.В этом кризисном году, судя по данным федеральных СМИ, деньги на продление лицензий на забугорное платное ПО также выделялись с большим скрипом. Еще весной Минобразования РФ приказало переводить школьные компьютеры на так называемое открытое ПО. Или, другими словами, бесплатное. А поскольку отечественными разработками в этой сфере страна, снабжающая весь мир первоклассными математиками и программистами, сама похвастать не может, было рекомендовано использовать программу «Линукс» и некоторые другие бесплатные программы для работы в сети Интернет, с графикой, для прослушивания музыки, просмотра фильмов… Однако 1 сентября, как у нас водится, школы встретили со «старым» ПО. Наша административно-бюрократическая машина «тормозит» похлеще допотопного компьютера. Школам, правда, формально разрешили выбирать, какие программы они будут устанавливать на свои компьютеры, но все понимают, что бюджеты подавляющего большинства учебных заведений страны никакие «Виндоус» и иже с ними не потянут.Хуже того, выяснилось, что значительное число тех же приморских учителей информатики, окончивших вузы в 70-80-х годах прошлого века, серьезно отстают в своем познании компьютерных нововведений. В итоге выходило, что даже купленные и присланные в школы программы долго лежали мертвым грузом. На жалобные призывы учителей «прислать мастера» или хотя бы научить их устанавливать ту же «Виндоус» неизменно следовал окрик: вам надо, вы и учитесь! За свой счет. По словам одного знакомого учителя, ситуацию высокие педагогические власти решили просто: учителям на местах пригрозили… уголовными делами за фактическую растрату бюджетных средств. Дескать, вам доверили, а вы такое творите… После этого многим пришлось приглашать - иногда и за свой счет - в школы мастеров-самоучек, которые в силу своего разумения и опыта налаживали работу компьютеров. Особенно туго пришлось в приморской глубинке, где с трудом можно найти и трезвого тракториста, не говоря уже о компьютерщике. Позже в школах все-таки были замечены заезжие компьютерщики, но, по информации с мест, они преимущественно занимались подключением школ к Интернету.И вот свершилось! «Институт информационных технологий АйТи» провел конференцию-семинар по работе с открытым ПО. Правда, на дворе декабрь, ну да ладно… Казалось бы, долгожданное и благое дело. Однако, по отзывам учителей, эффект от такой учебы был, мягко говоря, небольшой. Помимо того что все обучение было сжато до нескольких часов, педагоги не смогли попробовать поработать с программой, так сказать, вживую. Так, один информатик из Уссурийска поведал корреспонденту «В», что новые программы учителям «презентовали» буквально на пальцах, в лучшем случае что-то показывая на интерактивной доске. В итоге уже после первого часа работы, по словам собеседника, многие просто запутались и откровенно досиживали отведенное время.Это не только приморская реальность. Понятное дело, что ни региональные, ни тем более местные бюджеты не резиновые и тратиться на многодневные семинары никто не будет. Поэтому вместо вымученных малоэффективных мероприятий более разумным было бы организовать обучающие курсы, например, через Интернет. Не помешало бы завести, к примеру, у нас на уровне края компьютерщика-консультанта, к которому информатикам из районов можно было спокойно обратиться с вопросами. И самое главное – не стоит ставить телегу впереди кобылы. Даже самой продвинутой. Понятно желание чиновников поскорее отчитаться «об успешном освоении и внедрении», а федеральным властям видеть под собой идущую в ногу со всем цивилизованным миром страну, но на деле все выглядит менее радужно. И только покупкой компьютеров, подключением Интернета, внедрением супермегапрограмм проблемы не решишь. Нужна система, в которой бы нашлось подобающее место и учителю. И желательно учебникам заодно сделать апгрейд, то бишь переписать их. Один знакомый продвинутый ученик из владивостокской гимназии как-то подметил, что 99 процентов информации из современного учебника по информатике 99 же процентами учеников никогда не будет применено в жизни. Из школы должны выходить грамотные пользователи, их еще называют «юзерами», а не недопрограммисты с задержками развития, как сегодня. А кому интересен двоичный код и язык программирования «бэйсик» – добро пожаловать в университеты или куда-то там еще. В итоге дети, активно осваивая компьютеры и просторы Интернета, фактически занимаются самообразованием, игнорируя скучнейший и нудный (хотя, казалось бы?!) школьный предмет. И надо сказать, многие в этом преуспели.Как рассказывают учителя, сегодня в школах совершенно обыденна ситуация, когда ученикам приходится объяснять компьютерные премудрости своим учителям. Это было бы смешно, если бы не было слишком печально. Существующая программа явно дает сбои.«Обратитесь к разработчику», пишет в таких случаях компьютер. Обращаемся.

Автор: Андрей НИКОЛАЕВ