Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Без политики

Режиссерское это дело...

7 декабря главному режиссеру театра ТОФ Станиславу Мальцеву исполняется 40 лет. Мужчины такие юбилеи традиционно не отмечают, а люди творческих профессий стараются не афишировать этот свой «серьезный возраст», но для корреспондента «В» сделали исключение. Тем более, мы со Станиславом знакомы очень давно, учились в одной школе, даже играли в школьном самодеятельном театрике. Тогда никого – ни педагогов, ни одноклассников – не удивляло решение Стаса поступать в институт искусств. Все понимали – это его дорога...
7 декабря главному режиссеру театра ТОФ Станиславу Мальцеву исполняется 40 лет. Мужчины такие юбилеи традиционно не отмечают, а люди творческих профессий стараются не афишировать этот свой «серьезный возраст», но для корреспондента «В» сделали исключение. Тем более, мы со Станиславом знакомы очень давно, учились в одной школе, даже играли в школьном самодеятельном театрике. Тогда никого – ни педагогов, ни одноклассников – не удивляло решение Стаса поступать в институт искусств. Все понимали – это его дорога... – Первым твоим театром – по окончании института искусств – был театр молодежи... – Да, в лучшие его годы, когда главным режиссером был Леонид Анисимов. Я участвовал в его знаменитом спектакле «На дне», сидел на репетициях. Именно в это время возникло мое понимание театра, сформировалась моя эстетика... – Наверное, именно тогда ты впервые подумал, что, возможно, ошибся в выборе отделения и нужно было сразу поступать на режиссерское? – Я никогда так не думал. Уверен: в обязательном порядке режиссер должен владеть профессией актера, чтобы понять, как функционирует актер изнутри. Без актерского образования я бы не понимал многих вещей, к тому же мне повезло – я учился у потрясающего актера и педагога Александра Запорожца, который дал нам не только навыки и школу, но и учил понимать театр объемно. Кто твой учитель в режиссуре? – Не могу назвать кого-то одного... У любого педагога есть режиссерские качества: например, у Александра Запорожца – умение работать с актером тонко и качественно. А на Высших режиссерских курсах я учился у Андрея Гончарова, сидел на его репетициях, у Бориса Голубовского... Это те мастера старой школы, которые владели методикой режиссуры и умели работать с актером, чего многие современные режиссеры, к сожалению, не умеют. – Справедливо ли утверждение, что театр ТОФ сформировался в его современном виде в тот момент, когда туда пришел ты и целый курс актеров – выпускников мастерской Александра Запорожца? – Справедливо. Это была уникальная ситуация для города, для региона: в страшные 90-е годы родился новый театр. Замечательный курс Запорожца весь остался во Владивостоке и в это же время сюда – без единого актера – переехал из Совгавани почти погибающий театр Тихоокеанского флота. Звезды сошлись – и появился театр, который знают уже не только в России, но и в мире, который имеет почетные призы, театр, который состоялся... – Сразу ли ты определил концепцию, каким должен быть театр ТОФ? – Нет. В самом начале четкого понимания не было, но был один ясный и принципиальный момент: людям надо давать надежду, всегда показывать свет в конце тоннеля. Это было важно в те страшные 90-е годы, но не менее важным остается и сейчас. Мы с самого начала занимались не самолюбованием, а действительно пытались помочь человеку разобраться в самом себе, облегчить ему духовную жизнь, дать радость... Театр ТОФ уже 15 лет дарит мне великое счастье и возможность работать с замечательными творческими людьми. Это большая редкость, когда 15 лет сохраняется костяк коллектива и люди по-прежнему остаются друг другу интересны. Кроме того, он позволил мне ставить те пьесы, которые были близки и интересны, не грешить против творческой совести. Сегодня театр ТОФ – факт культурной истории нашего города, это ансамбль ярких индивидуальностей... – Но ведь растить театр с нуля – огромная ответственность... – Да, это как отвечать за родных людей, за семью. Когда ты 15 лет говоришь с людьми на одном языке, то уже не можешь ни оставить, ни предать в трудный момент. Честно скажу – интересных предложений о работе за эти годы поступало немало. В том числе и таких: поехать куда-то на полгода поставить спектакль. Но если ты к этому театру прикипел душой, то бросить его на полгода просто невозможно... – Долго ли над вами висело клише «молодой театр»? – Долго. Нам всем уже за 30 было, а про нас все писали – молодые, начинающие... Актеры даже комплексовали, а я их успокаивал, говорил: ну ребята, это же прекрасно! С одной стороны, молодости многое прощается, а с другой – у других театров возникает ложное ощущение: они нам не конкуренты, потому что мы молодые. Молодость театра вообще определяется не возрастом, а неожиданностью каких-то ходов, репертуаром. Вот нас пригласили в Новосибирск на театральный фестиваль и опять говорят: нам рассказывали, что вы молодой интересный театр... Ну, я не стал их разубеждать (смеется). – Вы – флотский театр, а значит, в репертуаре обязательно должны были появляться спектакли на военную тему... – Да, такая квота существовала, но мы всегда находили достойный материал, который мог быть интересен и военным, и гражданским зрителям, потому спектакли получались достойными. «Билокси-блюз», «Чморик» и другие – они говорят об общечеловеческих ценностях через призму армейских отношений. У меня есть мысль поставить «Белую гвардию»... Но перекармливать зрителя одноплановым репертуаром не собираемся, ведем в этом смысле взвешенную политику. – Важны ли были для вас постоянные выезды на гастроли в отдаленные гарнизоны, военные городки? – Гастроли всегда важны, как бы не плакали актеры, что играть сложно. Мы привозили много впечатлений с Камчатки, мы никогда не забудем, как ходили на военном корабле в Магадан, Охотск. Это было даже своего рода проверкой на прочность коллектива, которую мы выдержали. И проверкой творческой – мы чувствовали свою нужность, ощутили, как хочет нас видеть зритель, как мы необходимы... – Ты никогда не думал о том, чтобы выйти на сцену как актер? – Да я выхожу иногда, очень редко – в «Талантах и поклонниках». По необходимости, а желания нет. Потому что хирург должен оперировать постоянно, иначе теряется навык. С актерством то же самое. Практика общения со зрительным залом теряется, этим нужно заниматься постоянно или не заниматься вообще. Кроме того, считаю, что играть в своих спектаклях не совсем правильно, потому что ты не видишь себя со стороны. Может быть, у другого режиссера – да... – Что в твоей жизни есть помимо театра? Бывает ли у режиссера свободное время? – Бывает. Но чаще всего оно опять посвящено театру. Летом я уезжаю на целый месяц на острова, но беру с собой кучу пьес, книг... Так что отдых – это способ отстраниться от театра физически, но метафизически он всегда во мне, со мной. Если же переводить разговор в личную плоскость... Этот год для меня очень значим – я нашел свою половинку, связал жизнь с любимым человеком. – Что бы ты пожелал самому себе? – Чтобы судьба дала мне возможность и дальше жить рядом с теми людьми, которых я люблю, и заниматься тем делом, которое я люблю. Очень надеюсь, что в перспективе (в личном смысле), если бог даст, у меня появятся наследники, дети. В творческом плане мечтаю прикоснуться к автору, о котором давно уже думаю... К Чехову. И еще. Моя главная мечта и пожелание – причем не только самому себе – чтобы театр флота оставался жив!

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Тепловой удар

Приморский край на 14-м месте среди регионов России по степени подготовки к зиме. Такую оценку работе краевых и местных властей дал вице-премьер правительства России Дмитрий Козак на федеральном селекторном совещании.

Здесь будет снова сад
Здесь будет снова сад

Служба судебных приставов по Первомайскому району освободила помещение, которое давно уже забыло детский смех. В Управлении Федеральной службы судебных приставов России по Приморью объяснили этот шаг пониманием серьезности и безвыходности ситуации с детскими садами, сложившейся в краевом центре.

Дешево и мобильно
Дешево и мобильно

Программа социальной поддержки населения «Город для людей» продолжает успешно действовать. Все больше предпринимателей и товаропроизводителей принимают в ней участие. Сегодня для удобства горожан во всех районах Владивостока продукты с минимальной торговой наценкой не выше 10 процентов реализуются уже со 100 автофургонов, сообщили в управлении торговли и услуг администрации Владивостока.

В субботу опять начнется…

Циклон с Желтого моря идет на Приморье. В предстоящую субботу синоптики обещают сильный снегопад, метель, штормовой ветер, гололед и снежные накаты.

Спортсменов зовут на скалы, борьбу и за доски

Обширна программа спортивных мероприятий на предстоящие дни в столице Приморья.

Последние номера