«Хиросима» уже не опасна

На Дальневосточном заводе «Звезда» завершилась утилизация двух многоцелевых атомных подводных лодок – последних из демонтированных по контракту с МИД Японии. Всего при финансовой помощи соседней страны за несколько лет было разделано пять старушек-субмари

26 нояб. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2639 от 26 нояб. 2009
0af6d6f5df393f1f93ecda58fc8e0fe7.jpg

На Дальневосточном заводе «Звезда» завершилась утилизация двух многоцелевых атомных подводных лодок – последних из демонтированных по контракту с МИД Японии. Всего при финансовой помощи соседней страны за несколько лет было разделано пять старушек-субмарин в Приморье и еще одна – на Камчатке.

Но это еще не конец федеральной целевой программы по утилизации АПЛ, отправленных в годы разоружения в отстой. Хотя он уже виден. В эти дни в Большом Камне находится делегация из Канады во главе с генеральным директором программы «Глобальное партнерство» министерства иностранных дел и международной торговли этой страны Троем Люляшником. В прошедшую пятницу состоялось подписание контракта с канадской стороной о демонтаже доставленных с Камчатки двух «Щук» и выгрузке отработавшего ядерного топлива из реакторов одной из двух подводных лодок, ожидающих решения своей судьбы на полуострове. Планируется, что полный их демонтаж будет также осуществлен на «Звезде» в рамках следующего контракта с МИД Канады.

Остается не решенной самая сложная проблема – по утилизации двух подлодок, на которых произошли аварии в печально памятном 1985 году.

Владимир Путин поставил задачу завершить утилизацию переживших катастрофы субмарин к саммиту АТЭС – до июня 2012 года.

– Изъявляют ли желание принять участие в решении этой проблемы наши иностранные партнеры? – поинтересовались мы у начальника управления утилизации завода «Звезда» Александра Киселева.

Александр Михайлович рассказал, что этот вопрос не раз обсуждался на международных конференциях, семинарах Контактной экспертной группы по международным проектам в области обращения с радиоактивными отходами в РФ, работающей под эгидой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Очередной такой семинар намечен на май будущего года и состоится во Владивостоке. Не исключено, что именно к этому сроку появится ясность, какой из вариантов по переведению аварийных АПЛ в безопасное для экологии состояние будет выбран и какую роль возьмут на себя участники международной программы «Глобальное партнерство».

Между тем нынешней осенью специалисты завода «Звезда» провели уникальную операцию по выгрузке отработавшего ядерного топлива из реакторов еще одной аварийной подлодки, которая в 2004 году была отбуксирована с военной базы на предприятие. Речь идет о заказе № 541, именовавшемся заводчанами «Хиросимой». Авария на подлодке случилась в 1979 году. В результате ЧП реакторная выгородка и трюм были загрязнены радионуклидами.

Пять лет назад АПЛ была разрезана на три блока. Два концевых сразу же демонтировали, а энергоблок поместили на несколько лет в охраняемую зону строгого контроля. Для проведения операции № 1 (так специалисты называют потенциально опасную работу по выгрузке из реакторов отработавшего ядерного топлива) понадобилась электрохимическая дезактивация реакторного отсека и дополнительные меры по защите персонала.

О том, как была проведена недавняя сложная операция, подробно написала заводская газета «Звезда», – сейчас, в отличие от советских времен, секрета из этого не делается. Работа по своей ответственности, трудоемкости, потенциальному риску достойна не просто благодарности, а правительственных наград. Всего на счету специалистов берегового комплекса завода уже 38 освобожденных от ядерного топлива реакторов.

Справка «В»

В Августе 1985 года на судоремонтном заводе в Чажме произошла авария на атомной подводной лодке при перегрузке реактора. В том же году ЧП сучилось на АПЛ № 610. Здесь была повреждена активная зона реактора, разгерметизирован первый контур, сильно загрязнены радионуклидами внутренние помещения реакторного отдела. К счастью, эта авария не повлекла человеческих жертв, и не произошло выброса радиоактивности в окружающую среду, как при взрыве в Чажме. Но на обеих аварийных подводных лодках, находящихся в бухте Павловского, радиационная обстановка по сегодняшний день остается тяжелой.