Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Здоровье

«Хиросима» уже не опасна

На Дальневосточном заводе «Звезда» завершилась утилизация двух многоцелевых атомных подводных лодок – последних из демонтированных по контракту с МИД Японии. Всего при финансовой помощи соседней страны за несколько лет было разделано пять старушек-субмари
«Хиросима» уже не опасна

На Дальневосточном заводе «Звезда» завершилась утилизация двух многоцелевых атомных подводных лодок – последних из демонтированных по контракту с МИД Японии. Всего при финансовой помощи соседней страны за несколько лет было разделано пять старушек-субмарин в Приморье и еще одна – на Камчатке.

Но это еще не конец федеральной целевой программы по утилизации АПЛ, отправленных в годы разоружения в отстой. Хотя он уже виден. В эти дни в Большом Камне находится делегация из Канады во главе с генеральным директором программы «Глобальное партнерство» министерства иностранных дел и международной торговли этой страны Троем Люляшником. В прошедшую пятницу состоялось подписание контракта с канадской стороной о демонтаже доставленных с Камчатки двух «Щук» и выгрузке отработавшего ядерного топлива из реакторов одной из двух подводных лодок, ожидающих решения своей судьбы на полуострове. Планируется, что полный их демонтаж будет также осуществлен на «Звезде» в рамках следующего контракта с МИД Канады.

Остается не решенной самая сложная проблема – по утилизации двух подлодок, на которых произошли аварии в печально памятном 1985 году.

Владимир Путин поставил задачу завершить утилизацию переживших катастрофы субмарин к саммиту АТЭС – до июня 2012 года.

– Изъявляют ли желание принять участие в решении этой проблемы наши иностранные партнеры? – поинтересовались мы у начальника управления утилизации завода «Звезда» Александра Киселева.

Александр Михайлович рассказал, что этот вопрос не раз обсуждался на международных конференциях, семинарах Контактной экспертной группы по международным проектам в области обращения с радиоактивными отходами в РФ, работающей под эгидой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Очередной такой семинар намечен на май будущего года и состоится во Владивостоке. Не исключено, что именно к этому сроку появится ясность, какой из вариантов по переведению аварийных АПЛ в безопасное для экологии состояние будет выбран и какую роль возьмут на себя участники международной программы «Глобальное партнерство».

Между тем нынешней осенью специалисты завода «Звезда» провели уникальную операцию по выгрузке отработавшего ядерного топлива из реакторов еще одной аварийной подлодки, которая в 2004 году была отбуксирована с военной базы на предприятие. Речь идет о заказе № 541, именовавшемся заводчанами «Хиросимой». Авария на подлодке случилась в 1979 году. В результате ЧП реакторная выгородка и трюм были загрязнены радионуклидами.

Пять лет назад АПЛ была разрезана на три блока. Два концевых сразу же демонтировали, а энергоблок поместили на несколько лет в охраняемую зону строгого контроля. Для проведения операции № 1 (так специалисты называют потенциально опасную работу по выгрузке из реакторов отработавшего ядерного топлива) понадобилась электрохимическая дезактивация реакторного отсека и дополнительные меры по защите персонала.

О том, как была проведена недавняя сложная операция, подробно написала заводская газета «Звезда», – сейчас, в отличие от советских времен, секрета из этого не делается. Работа по своей ответственности, трудоемкости, потенциальному риску достойна не просто благодарности, а правительственных наград. Всего на счету специалистов берегового комплекса завода уже 38 освобожденных от ядерного топлива реакторов.

Справка «В»

В Августе 1985 года на судоремонтном заводе в Чажме произошла авария на атомной подводной лодке при перегрузке реактора. В том же году ЧП сучилось на АПЛ № 610. Здесь была повреждена активная зона реактора, разгерметизирован первый контур, сильно загрязнены радионуклидами внутренние помещения реакторного отдела. К счастью, эта авария не повлекла человеческих жертв, и не произошло выброса радиоактивности в окружающую среду, как при взрыве в Чажме. Но на обеих аварийных подводных лодках, находящихся в бухте Павловского, радиационная обстановка по сегодняшний день остается тяжелой.

comments powered by Disqus
В этом номере:
Мост удлинили приписки

Прокуратура Уссурийска обвиняет в халатности руководителя одного из отделов департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края Александра Шувалюка.

Ожившая фабрика
Ожившая фабрика

Сегодня в поселке Светлогорье ждут гостей из краевой администрации и федерации профсоюзов Приморья. Повод для некогда проблемного горняцкого поселка по-настоящему радостный. Во вторник на Лермонтовском горно-обогатительном комбинате была запущена машина,

Тапер сыграет на смерть лебедя

Завтра, 27 ноября, в Музейно-выставочном центре на ул. Петра Великого, 6 в рамках культурно-образовательного проекта «Синематека» покажут фильмы Евгения Бауэра «После смерти» (1915), «Умирающий лебедь» (1916).

Первую нефть в Козьмино купили финны

НК «РОСНЕФТЬ» подвела итоги тендера по продаже в порту Козьмино первой нефти нового сорта с условным названием «ВСТО», поставляемой по магистральному нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан».

В архив пойдем с путеводителем

Во Владивостоке издан первый том «Путеводителя по фондам Государственного архива Приморского края». В нем представлены сведения о 1280 фондах, охватывающих период с 1885 по 2008 год.

Последние номера