Восток Цемент
Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Мегаполис

Маршруты проложат по уму

Владивостоку необходима новая непрерывная трамвайная линия «Сахалинская – Луговая – Баляева – Народный проспект» – это одно из предложений, сделанных специалистами Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, проводивших исследования пассажиропоток
Маршруты проложат по уму

Владивостоку необходима новая непрерывная трамвайная линия «Сахалинская – Луговая – Баляева – Народный проспект» – это одно из предложений, сделанных специалистами Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, проводивших исследования пассажиропотока во Владивостоке. Посчитав пассажиров по головам, а автобусы по номерам, участники проекта пришли к выводу, что некоторые городские маршруты надо изменить или закрыть, сократить количество рейсовых машин и возродить автобусы-экспрессы.

В последний раз разумность маршрутов пассажирских автобусов в краевой столице изучали в 1987 году. С той поры автомобильный парк вырос в десятки раз, а дорожная система города осталась неизменной, не считая появления Некрасовской развязки. Из-за пробок на дорогах в часы пик Владивосток стал некомфортным и для пешеходов, и для автомобилистов. Просто проектировщики не предполагали, что в городе в начале XXI века будет жить более полумиллиона человек. За два десятилетия изменился статус и вектор развития столицы Приморья – от закрытого города-крепости до центра международного развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эти факторы, а также подготовка столицы Приморья к 150-летию со дня основания и саммиту АТЭС-2012, потребовали кардинальных изменений в организации пассажирских транспортных перевозок.

Студенческий контроль

Тендер администрации Владивостока на проведение комплексного исследования пассажиропотока выиграл ВГУЭС.

– Этот проект был интересен нам и по масштабу, и по прецеденту, – отмечает директор Института международного бизнеса и экономики Владивостокского университета экономики и сервиса доктор экономических наук Александр Латкин. – Начали мы с того, что студенты 7 и 12 апреля с 5 утра до 12 ночи фиксировали время прибытия транспортного средства на остановку и количество пассажиров. Работа была организована в три смены, потому что ни один учетчик не выдержал бы почти сутки на маршрутах.

На втором этапе к работе подключились специалисты Института информатики, инноваций и бизнес-систем ВГУЭС для обработки полученных данных. Было собрано около 15 тысяч таблиц и более 1000 листов наблюдений за качеством обслуживания пассажиров. Для удобства контролеры разбил город на 16 транспортных районов, 59 микрорайонов. Отчет уложился в 5 томов, полный материал – 170 томов.

Машина давно не роскошь

– За последние 20 лет более 150 тысяч владивостокцев пересели на личные автомашины. Изменились и объемы перевозок: на троллейбусах сейчас ездит в 4,5 раза меньше горожан, на морском транспорте, – в 6 раз меньше, 85 процентов пассажиров предпочитают автобусы, – рассказал руководитель проекта, директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин. – На трамваях ездят лишь 10 процентов жителей, в основном это пенсионеры, которые могут простоять на остановке в ожидании вагона 20-30 минут. Но отчасти именно из-за этого транспорта создается сутолока на центральных улицах.
Автоперевозки во Владивостоке стали выгодным бизнесом, и число компаний–автоперевозчиков увеличивается. И еще одна важная деталь, всплывшая в результате исследования: когда транспорт был муниципальный, в городе действовало 42 автобусных маршрута, на которых работало около 300 автобусов. Сейчас количество коммерческих автобусов осталось прежним, а число маршрутов удвоилось.

Ученые пришли к выводу, что городские потоки организованы нерационально, примерно треть автобусов из центра можно убрать. «Надо переходить к транспортной схеме, характерной для крупных городов, когда до центра идут магистральные автобусы, а в спальных районах существуют локальные автобусные сети, – уверен Александр Латкин. – Сейчас же большинство маршрутов проложено по центру Владивостока, а добраться на окраины людям бывает сложно».

По мнению экспертов, большинство транспортных проблем в городе появилось из-за сложного рельефа и несоблюдения Генплана. Точечные застройки и отсутствие парковок для машин – бич приморского мегаполиса, осложняющего жизнь горожан.

Автобусы свяжут с космосом

Бегающие по маршрутам пассажирские автобусы частных автоперевозчиков физически и морально устарели. Да и к техническому состоянию некоторых из них у специалистов управления Госавтодорнадзора по Приморью всегда есть претензии. А маленькие японские микроавтобусы на маршрутах давно следует убрать, потому что они не только неудобны для пассажиров, но и опасны для перевозок, особенно зимой.

На эти аспекты исследователи не могли не обратить внимание мэрии. По их мнению, одним из условий, выставляемых автоперевозчикам, должно стать обновление автопарка и поддержание машин в чистоте. А заставит владельцев исполнять эти обязательные условия специальный рейтинг, который составлялся бы по совокупности показателей. И по его результатам распределялись бы между автокомпаниям маршруты. Самые выгодные – самым исполнительным. По тому же принципу работают в Хабаровске.

В чем представители ВГУЭС и чиновник управления транспорта администрации Владивостока сразу же наши взаимопонимание, так это в том, что в пассажирских автобусах необходимы электронные терминалы для расчетов за проезд. Это позволит сделать перевозки удобными и финансово прозрачными. Машины должны быть оборудованы системами спутникового слежения – GPS, которые исключат самовольные сходы водителей с маршрутов и длительные простои в ожидании пассажиров. Эту работу мэрия наметила провести в течение 2010 года.

Кстати, к концу декабря выйдут на линии первые представители муниципального пассажирского автотранспорта – новенькие КАВЗы. Закуплено 30 машин. Автобусы, рассчитанные на 23 пассажира, и уже оснащены системой спутниковой навигации, которая позволит диспетчерской службе контролировать прохождение ими маршрутов и соблюдение графика движения.

Точку поставят в 2020 году

Проект изучения пассажиропотока во Владивостоке, задуманные мэрией, предназначался не для галочки и полки. В городском управлении транспорта заверяют, что выводы ученых будут использованы при разработке городской программы ремонта, реконструкции объездных трасс и дорог второстепенного значения, которые разгрузят магистральные улицы.
– Это только начальный этап разработки комплексной программы по развитию общественного транспорта Владивостока, – считает начальник управления транспорта Сергей Войченко. – В следующем году она будет продолжена. Но заниматься ею будут уже сотрудники администрации.

Программу развития мэрия обещает выдать в следующем году, а рассчитана она будет до 2020 года. Но уже сейчас понятно, что сданные к саммиту АТЭС мосты через бухту Золотой Рог и на остров Русский, и новые автомобильные развязки и магистрали, вновь перекроят транспортную сеть Владивостока. Значит, появится повод для очередного исследования. Тем не менее, рекомендации ученых начнут внедряться в систему организации пассажирских перевозок столицы Приморья уже в будущем году.

Справка «В»

В ходе исследования было опрошено 300 водителей автобусов и 1595 жителей Владивостока, обработано более 5000 предложений горожан по совершенствованию работы пассажирского транспорта.

Во Владивостоке и пригороде контролеры насчитали 291 остановку. Средняя длина перегона по автомаршрутам составляет 723 м, трамвая – 590 м, троллейбуса – 595 м. Пассажирообмен всех остановочных пунктов составил: в рабочий день – 782714 чел, в выходной – 462486 человек.

Кстати

Что наука подсказала
Советы ученых для совершенствования работы электротранспорта: расширение и обновление троллейбусного и трамвайного парка; восстановление движения троллейбусов в центральной части города; возвращение маршрут № 3 от «Семеновской» до остановки «Заря». После продления линии, разработать троллейбусный маршрут «Семеновская (Центр) – Клиническая больница». Восстановить движение электротранспорта в вечернее время.

Ученые рекомендуют так же изучить возможность создания скоростного трамвая, соединяющего Луговую и Центр, и рассмотреть вопрос о создании непрерывной трамвайной линии на направлении «Сахалинская – Луговая – Баляева – Народный проспект (до Некрасовского путепровода)».

Справка «В»

Жители Владивостока совершают от 462 тысяч поездок на общественном транспорте в выходные дни, до 782 тысяч в будни. В краевом центре зарегистрирована 21 частная автотранспортная компания, а также ОАО «Электротранспорт», в чьем ведении находятся трамваи и троллейбусы. ООО «Мортранс» перевозит пассажиров морскими катерами и паромами.

Самый большой пассажиропоток проходит через площадь Луговую – 102,8 тыс. поездок в сутки. В десятку многолюдных остановок вошли «Семеновская», «Центр», «Баляева», «Спортивная», «Некрасовская», 1-я и 2-я речка, «Проспект 100-летия Владивостока».

Автор : Татьяна НИКОЛАЕВА

comments powered by Disqus
В этом номере:
Третий мост

Генеральным строительным подрядчиком третьего из мостов, запланированных к вводу в строй во Владивостоке к саммиту АТЭС 2012 года, стала «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ЗАО «ТМК»), которая уже строит мост через бухту Золотой Рог.

Снежное дежавю
Снежное дежавю

Прошедший снегопад заставил приморцев забыть про то, что на календаре еще последний месяц осени. Осадки преимущественно в виде снега начались еще днем в пятницу, 13-го.

Операция «Преемник» по-октябрьски

Пронесшийся над Приморьем снежный шторм не смог сорвать явку на выборах главы администрации Октябрьского района. В районе, который традиционно славится высокой активностью избирателей, проголосовала ровно половина от всех, кто имеет право голоса.

Награды с выставки

Сегодня в 15 часов в мемориальном Доме-музее Арсеньева (ул. Арсеньева, 7-б) открывается выставка «Прежде думай о Родине…», посвященная 90-летию со дня рождения почетного гражданина Владивостока Константина Кравченко.

Премьерный показ «Нерпы»
Премьерный показ «Нерпы»

Государственные испытания атомной подводной лодка (АПЛ) «Нерпа» в Японском море начнутся в конце этой недели, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на представителя Амурского судостроительного завода, где построена субмарина.

Последние номера