Бюджетные чтения: компромисс возможен

Внеочередная сессия Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК), состоявшаяся 3 ноября, ознаменовалась принятием в первом чтении проекта краевого бюджета 2010 года. Впереди – ключевое для распределения финансирования по статьям и разделам бюджета в

5 нояб. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2627 от 5 нояб. 2009
a53174a5fd0fe647fb84b00f7626e7fd.jpg

Внеочередная сессия Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК), состоявшаяся 3 ноября, ознаменовалась принятием в первом чтении проекта краевого бюджета 2010 года. Впереди – ключевое для распределения финансирования по статьям и разделам бюджета второе чтение.

Как уже сообщал «В», в этом году в нестабильных условиях мирового кризиса российские парламенты – как федеральный, так и региональные, на месяц позже обычного приступили к рассмотрению бюджетных законопроектов. Своеобразным камертоном для ноябрьской внеочередной сессии ЗС ПК стали слова спикера Виктора Горчакова, который в ходе своего традиционного брифинга перед открытием заседания сказал: «Главный вопрос, ради которого мы собрались – обсуждение проекта краевого бюджета на 2010 год. Его контрольные параметры уже известны. Сегодня состоится только первое чтение законопроекта, но многие депутаты уже ставят вопросы, относящиеся к процедуре второго чтения в плане корректировки ряда статей. Было достигнуто принципиальное соглашение с губернатором Приморского края в том, что некоторые статьи предложенного им бюджета претерпят изменения со стороны депутатского корпуса. Думаю, что по большинству спорных вопросов будет найден компромисс».

Проект бюджета-2010 был внесён в Законодательное собрание 10 октября, и в течение месяца различные особенности неоднократно комментировались как в СМИ, так и представителями депутатского корпуса Приморья. Главная особенность состоит в том, что основополагающий финансовый документ края разработан, во-первых, с учётом кризисного социально-экономического прогноза, во-вторых – с учётом необходимости софинансирования строительства ряда объектов, прежде всего инфраструктурных, в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012 года.

Несмотря на то, что финансово-экономический привел к значительному сокращения доходной части в проектах большинства региональных бюджетов, в Приморье, как предполагается, доходы в 2010 году должны вырасти более, чем на 2 миллиарда рублей. В то же время разработчик бюджета – исполнительная ветвь власти, не отрицает принятие пессимистического сценария при его разработке. Минимизация расходов по целому ряду целевых краевых программ не могла не вызвать у депутатского корпуса целый ряд замечаний и предложений, прежде всего по вопросу реализации социально значимых статей бюджета.
В частности, представитель Уссурийска депутат Эдуард Алексеев обратился за разъяснениями по финансированию бесплатного питания для школьников 1-4 классов в приморских школах. Первый вице-губернатор Александр Костенко пояснил, что данное полномочие должно находиться в ведении муниципалитетов, но есть поручение губернатора о софинансировании этих затрат.

Депутат Галина Медведева заострила вопрос о продолжении реализации на территории края программы по капитальному ремонту многоквартирных домов. По словам Костенко, федеральным Фондом реформирования ЖКХ для Приморья на 2010 год предусмотрено 1,5 млрд рублей на вторую очередь этой успешно действующей в крае программы.
Анализируя проект бюджета на 2010 год, краевые депутаты обращали внимание на большом объёме финансирования статей, связанных с подготовкой к саммиту АТЭС 2012 года. Однако первый вице-губернатор заверил участников внеочередного заседания: «Финансирование саммита никоим образом не сказывается на социальных программах».

Более того, Костенко заявил, что рост доходной части краевого бюджета более чем на 2 миллиарда рублей позволит обеспечить рост финансирования публичных обязательств края по социальным расходам на 14 процентов к уровню 2009 года. По его словам, общие социальные расходы составят 12,962 млрд рублей, или 18,4 процента от всех бюджетных затрат. Отдельно в бюджете прописаны публичные нормативные обязательства – это те социальные расходы, которые будут выполнены в полном объеме в любом случае, даже если какие-то статьи краевого бюджета придется секвестрировать. Они составят 8,3 миллиарда рублей или 11,8 процента бюджета. В эту сумму входят, в частности, выплаты и компенсации «краевым льготникам» – труженикам тыла, ветеранам труда, репрессированным лицам, а также социальная помощь малообеспеченным приморцам и прочие подобные затраты. Для сравнения: в прошлом году в главном финансовом документе Приморья на «социалку» направлялось 11,3 миллиарда рублей, что составило 16,05 процента всех расходов.

Что касается финансирования программы «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР», согласно которой выделяются деньги на строительство объектов саммита АТЭС, то на эти цели в бюджете-2010 предусмотрено более 14 миллиардов рублей. При этом практически все объекты имеют первостепенное значение для развития города и края в целом, для улучшения условий жизни населения, включая новые дороги, очистные сооружения, университет на острове Русском. Во внимание также било принято, что сейчас в проекте бюджета не полностью прописаны дополнительные финансовые поступления из федерального бюджета. Их внесут в краевой закон после получения точной информации о размерах субсидий и субвенций из Москвы. Как правило, они имеют тенденцию к росту, и в течение бюджетного года размеры социальных обязательств края только увеличиваются.

В итоге продолжительного обсуждения (не только на сессии, но и на заседаниях комитетов) проект бюджета-2010 был принят в первом чтении единогласно. Депутаты внесли ряд предложений о поправках, которые, по их мнению, необходимо внести в законопроект. Работа над ними продолжится в течение ноября. Как отметил Виктор Горчаков, в процедуре второго чтения ряд статей главного финансового документа претерпит изменения.
В частности, депутаты, выразив согласие с тем, что оплата труда краевых и муниципальных чиновников в 2010 году расти не будет, настаивают на индексации зарплаты работников социальной сферы.

В числе семи вопросов повестки внеочередной ноябрьской сессии было и принятие в трёх чтениях изменений в закон «О краевой целевой программе «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» на 2008-2011 годы». В программу были включены дополнительные средства – 59 миллионов рублей, выделенные на прошлом заседании ЗС ПК на закупку техники для обслуживания дорожно-уличной сети Владивостока. Кроме того, было определено, что заказчиком по реконструкции дорожной сети на острове Русском на сумму 190 миллионов рублей выступает администрация краевого центра.

Комментируя итоги сессии, председатель комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Галуст Ахоян отметил: «Бюджет 2010 года можно назвать бюджетом развития – более 50 процентов расходов направлено на различные инвестиционные проекты. Но разговоры о том, что социальная составляющая при этом как-то ущемлена – это не более, чем спекуляция. Допустим, строятся очистные сооружения во Владивостоке – разве это не общественно важный проект? К тому же федеральный бюджет и его расходы могут пересматриваться исходя из социально-экономической ситуации. Я оптимист, и думаю, что из кризиса мы выйдем и начнём расти. Соответственно, будут увеличены и федеральные трансферты».

Справка «В»

Основные параметры проекта бюджета Приморского края на 2010 год:
доходы – 62,2 млрд рублей;
расходы – 70,5 млрд рублей;
дефицит – 8,2 млрд рублей.

По сравнению с 2009 годом бюджет увеличен на 1,123 миллиарда рублей, собственные доходы должны вырасти на 2,231 млрд рублей. Безвозмездные перечисления из федерального бюджета уменьшились на 1 млрд руб. и пока составляют 30 млрд руб. Консолидированный бюджет края предположительно составит 92 млрд руб.

Автор: Александр Анисимович