По команде УФАС

Дважды отменявшийся правлением федеральной монопольной службы (УФАС) по Приморскому краю аукцион на выполнение работ по реконструкции объездной автодороги Снеговая Падь – Горностай перенесён на 30 октября. Будет ли на этот раз размещён столь нужный городу

30 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2624 от 30 окт. 2009
a36307c8b0359ace7d687fe75f1b42e1.jpg

Дважды отменявшийся правлением федеральной монопольной службы (УФАС) по Приморскому краю аукцион на выполнение работ по реконструкции объездной автодороги Снеговая Падь – Горностай перенесён на 30 октября. Будет ли на этот раз размещён столь нужный городу муниципальный заказ – сказать трудно, но уже сейчас очевидно, что драгоценное время строительного сезона нынешнего года практически упущено.

Ни в коей мере не подвергая сомнению высокую значимость деятельности УФАС в целом по созданию конкурентной среды и пресечению коррупции, следует признать всё же, что во Владивостоке это уважаемое ведомство сплошь и рядом вместе с водой выплёскивает ребёнка. Усердие, проявляемое по отношению к формальной стороне проведения аукционов, достойно лучшего применения: контроль нужен не только над организаторами аукционов, но и над участниками.

Основополагающий Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливает жёсткие рамки для любых закупок и выполнения работ на бюджетные деньги, и это вполне понятно в условиях бушующей в стране коррупции. С другой стороны, закон открывает широкое поле деятельности для разного рода недобросовестных дельцов, которые паразитируют на изобильной бюджетной ниве благодаря широким правам, предоставленным участникам аукционов – потенциальным подрядчикам и поставщикам. На руку им играет и полная открытость процедуры торгов: вся информация публикуется на официальных сайтах.

Наследники Остапа Бендера

Достаточно зарегистрировать фирму-однодневку, не имеющей никаких основных средств производства, кадров и капитала, чтобы стать участником аукциона и выиграть его, предложив максимально низкую цену. Либо шантажировать других участников конкурса угрозой сбить цену для получения своих отступных.

В случае выигрыша на аукционе открывается несколько возможностей. Проще всего получить 30-процентный аванс и скрыться в неизвестном направлении вместе с бюджетными деньгами (в прошлом году подобный случай бы при поставке топлива на острова в черте города). Можно «честно» признаться в своей неспособности выполнить полученный заказ, и тогда теряются уже не деньги, а время. В результате остаётся неисполненным государственное или муниципальное полномочие. Излишне напоминать, что все они, как правило, социального характера, поэтому в конечном итоге страдает население.

Такие случаи в городе были, но наиболее распространена другая схема. Получив благодаря демпингу, допустим, строительный подряд, фирма-однодневка, созданная специально под участие в конкурсах, подключает для выполнения заказа «профильных» субподрядчиков за ещё более низкую цену. Включая те фирмы, которые под принуждением отказались от участия конкурсе. Субподрядчик в принципе способен выполнить работу, но подобное посредничество «съедает» смету строительства, отчего страдает качество выполнения заказа. Согласитесь, что это недопустимо с учётом социальной специфики большинства объектов, на которых ведутся работы за бюджетные деньги, включая прежде всего благоустройство городских территорий.

И органы УФАС, и правоохранительные органы неоднократно извещались о том, что при проведении многих аукционов отмечались признаки ценового сговора участников процедуры размещения заказа. По данным управления муниципального заказа, за 9 месяцев текущего года всего было проведено 426 аукционов. При этом в 105 случаях при наличии нескольких участников поступало всего одно предложение о снижении цены контракта, в результате экономия достигалась минимальная – пол-процента от максимальной (начальной) цены. А в 83 случаях на аукцион явился всего один участник, который и получил контракт по начальной цене без всякой экономии для городского бюджета.

Но эти официальные данные – лишь вершина айсберга. По неофициальной же информации, полученной в результате анализа всех проведённых нынешней городской администрацией торгов (более 900), примерно 20 компаний-участниц проявили себя как нечистоплотные, если не сказать – мошеннические. Они воздействуют на других участников, принуждая их отказаться от участия в конкурсах, либо используют другие мошеннические схемы, включая вышеприведённые. По некоторым оценкам, доход от этой деятельности составляет около 10 процентов от суммы муниципальных заказов Владивостока, составляющей в этом году около 3 млрд рублей...

Буквоедство

Вместо того, чтобы внести махинаторов в реестр недобросовестных поставщиков, как просит о том управление муниципального заказа, УФАС торпедирует усилия мэрии, направленные на отсечение «бендеров местного розлива» от бюджетной кормушки. Упомянутый 94-й закон позволяет включать в конкурсную документацию дополнительные условия, предъявляемые к участникам аукциона. Например, выполнение работ собственными силами, без привлечения третьих лиц в качестве субподрядчиков. Или наличие определённого опыта в требуемой сфере деятельности, подтверждённое документально. А УФАС считает, что это ограничивает конкуренцию, и отменяет аукцион с требованием расширить круг работ, опыт проведения которых позволяет участвовать в конкурсе.

Именно так получилось в случае с аукционом по размещению муниципального заказа на реконструкцию автодороги Снеговая Падь – Горностай стоимостью в 250 миллионов рублей. В полупарализованном из-за дорожных пробок городе значимость этой объездной дороги объяснять никому не нужно. Кроме разве что сотрудников УФАС. Специфика реконструкции состоит в том, что новое дорожное покрытие должно быть цементобетонным, а не асфальтобетонным, к которому мы привыкли. А наши машины никак не могут «привыкнуть» из-за повышенной разрушаемости асфальта в условиях владивостокского климата и рельефа. Использование цемента вместо асфальта на новых дорогах – это политика краевой администрации, именно губернатор Сергей Дарькин распорядился о том, чтобы с 2009 года все строящиеся в крае новые дороги имели цементобетонное покрытие.

Вполне естественно в этой связи включение в конкурсную документацию требования о пятилетнем опыте строительства «бетонок». Также неудивительно, что в Приморье подобного практики нет ни у одной компании. К счастью, в конкурсе принимают участие сибиряки с необходимым опытом. Однако другой участник, представивший акт о вводе в эксплуатацию его силами дороги с грунтовым покрытием, обжаловал наличие этого требования в Приморском УФАС. Понятно, что пройтись по грунтовке грейдером и залить её бетоном – это несопоставимые по сложности и объёму задачи. Но орган антимонопольной службы всё же потребовал расширить круг работ, позволяющий претендовать на участие в торгах.

Это был аукцион, назначенный на 19 октября, а ранее Приморский УФАС отменил торги по этому же заказу, но на другом основании и по жалобе другого участника. Собственно жалоба была признана необоснованной, но в ходе «неплановой проверки» было обнаружено нарушение: в документации по аукциону «было установлено требование к документам, но параллельно не было установлено требования к участникам размещения заказа» (цитата из пресс-релиза УФАС). Говоря проще, аукцион отменили из-за того, что вполне законное требование всего лишь разместили не в той графе документа. И это причина для откладывания практически на год начала строительства столь нужной горожанам дороги?

Подобный пример далеко не единичен, более того, факты говорят о системном подходе. В нынешнем году было обжаловано 20 аукционов по размещению муниципального заказа, по результатам внеплановых проверок в 10 случаях торги переносились по требованию УФАС. Причиной повторного проведения аукциона по текущему содержанию инфраструктуры острова Русский лишь косвенно стала жалоба одного из участников. Её тоже признали необоснованной, но нарушением признана отправка обычного, а не заказного письма с уведомлением об отказе в участии в аукционе. Между тем, в 94-м Федеральном законе подобного требования не содержится – написано просто «уведомить».

Аукцион на замену пластиковых окон пришлось проводить повторно, что в техническом задании не было указано, какой толщины должен быть профиль. Подобного требования тоже нет в упомянутом законе, но УФАС решило, что это якобы не позволяет участнику посчитать цену контракта. А торги по поставке мясопродуктов переносились из-за установленного заказчиком требования об описании участником аукциона количества и ассортимента товара – якобы, это неправомерное требование, хотя в законе таких запретов нет.

Эту бы энергию, да в мирных целях...

В этих и многих других случаях решение вполне можно было принять в пользу администрации, считают в мэрии, поскольку всё это – технические ошибки, не имеющие ни тени корыстного умысла. Ошибки объяснимы огромным объёмом работы и критической степенью ответственности: полтысячи аукционов в год готовят всего лишь шестеро сотрудников управления муниципального заказа, которым грозит штраф 50 тысяч рублей за каждое нарушение.

Не знаю точно, есть ли в УФАС план по штрафам, столь методично и неразборчиво выполняемый. В любом случае, передаваемые им в доход государства суммы – это копейки по сравнению с убытками, которые терпит город из-за отмены и переносов аукционов. Несвоевременно производятся работы и выполняются муниципальные услуги по ремонту дорог, кровель, электропроводки, с большим опозданием закупаются медикаменты и питание для детских садов, прочие жизненно необходимые товары, необходимость которых порой неоценима в денежном выражении. И уж совсем несопоставимы суммы получаемых штрафов с тем ущербом, который наносят бюджету будущей столицы форума АТЭС мошенники из числа участников муниципальных аукционов. Вот бы кем заняться сотрудникам УФАС и иных компетентных федеральных структур вместо борьбы с ошибками в правописании…

Автор: Александр Анисимович