УДОБНО ЛИ МОРЯКУ ПОД УДОБНЫМ ФЛАГОМ?

Одиссея моряков теплоходов “Чайка”, “Eastern Star”, “Uniоn Alexander”, “United Victory”, БМРТ “Мыс Скалистый” и многих других судов, арестованных в различных портах мира с российскими экипажами на борту, потрясла не только дальневосточный морской мир, но и стала предметом пристального внимания многих средств массовой информации. Однако мало кому известно, что практически во всех этих случаях участие в нелегкой судьбе российских мореплавателей принимала международная федерация транспортников, известная во всем мире по краткой, но выразительной аббревиатуре ITF (International Transport workers Federation). Что же такое ITF и почему ее самое известное требование по минимальной зарплате помнит практически каждый моряк в любом уголке земного шара? Сегодня на наши вопросы отвечает Петр Осичанский, президент ДВ ассоциации морских капитанов, инспектор ITF на Дальнем Востоке.

18 нояб. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №262 от 18 нояб. 1997

Одиссея моряков теплоходов “Чайка”, “Eastern Star”, “Uniоn Alexander”, “United Victory”, БМРТ “Мыс Скалистый” и многих других судов, арестованных в различных портах мира с российскими экипажами на борту, потрясла не только дальневосточный морской мир, но и стала предметом пристального внимания многих средств массовой информации. Однако мало кому известно, что практически во всех этих случаях участие в нелегкой судьбе российских мореплавателей принимала международная федерация транспортников, известная во всем мире по краткой, но выразительной аббревиатуре ITF (International Transport workers Federation). Что же такое ITF и почему ее самое известное требование по минимальной зарплате помнит практически каждый моряк в любом уголке земного шара? Сегодня на наши вопросы отвечает Петр Осичанский, президент ДВ ассоциации морских капитанов, инспектор ITF на Дальнем Востоке.

- Петр Иванович, и каков же этот минимум, который ITF установила для судов под “удобным” флагом?

- Я назову только две должности - матроса и капитана. Так вот, у матроса - 1107, а у капитана - 3475 долларов США в месяц по минимальным ставкам, а “стандартное” соглашение ITF предусматривает увеличение уровня зарплаты: капитан - 5830, матрос - 1806 долларов в месяц. Замечу, что стандартное соглашение подписывается по тем судам, против которых ITF уже применил свои акции.

- Однако наши отечественные судовладельцы, а также руководители многочисленных компаний, устраивающих моряков на суда под “удобным” флагом, считают, что даже минимальных ставок ITF сегодня выдержать не под силу ни одному из российских судовладельцев. Так ли это?

- Это широко распространенный миф, и его старательно внедряют в сознание моряков. На самом деле это не так. Тысячи судовладельцев по всему миру имеют флот под “удобным” флагом, платят своим морякам минимальные ставки ITF и делают это охотно. В противном случае рискуешь попасть под акцию, и тогда только стандартное соглашение спасет от простоя. Вот вам свежий пример. Японская судоходная компания “Vostok Shipping”, владеющая двумя судами под “удобным” флагом, еще только строила их, а уже вступила в переговоры с российским профсоюзом моряков для заключения соглашения. Сейчас одно из судов “Great Веег” уже работает на линии Япония – Восточный, и моряки там получают зарплату согласно ставкам ITF. На втором флаг будет поднят в мае следующего года, и моряки также будут получать установленный ITF минимум. Немецкие, скандинавские и другие европейские судовладельцы, а также японцы и американцы, как правило, соблюдают все требования ITF на своих судах, которые они эксплуатируют под “дешевым” флагом. Чего нельзя сказать о греческих, корейских и, к сожалению, российских судовладельцах.

- Почему же тогда наши, и не только наши, судовладельцы так безоглядно нарушают международные правила, если на самом деле ставки ITF для них вовсе не разорительны, как они это утверждают?

- По причине кажущейся безнаказанности. Если греки или корейцы не заплатят своим морякам, работающим у них на судах под национальным флагом, то моряки легко добьются своего через суд. Да и наши моряки через суд могут найти управу на местного судовладельца. В случае же с подставным флагом все далеко не так просто, и много воды утечет, пока моряк разберется в сложной системе “удобного” флага. Да и судовладелец к тому времени куда-нибудь исчезнет, разорится, и спрашивать порой не с кого. Но, повторяю, безнаказанность только кажущаяся. За 50 лет борьбы с “удобными” флагами ITF сумела создать достаточно надежную систему защиты интересов моряков.

Вторая причина из области психологии. Чисто психологически судовладелец не может согласиться с тем, чтобы платить по ставкам ITF, когда есть люди, готовые работать за гораздо более низкую зарплату. Например, наш российский судовладелец всегда платил капитану 500-700 долларов, а теперь ни с того ни с сего - три с половиной тысячи. Это ведь в 5-7 раз больше! Почему? Только потому, что на его судне флаг “дешевый”? Трудно принять такую перспективу, вот и уклоняются они до поры до времени.

И, конечно же, большое значение имеют правовая культура, демократические традиции общества. Поэтому в тех странах, где давно научились уважать закон, у судовладельцев с ITF проблем нет. Страны же с недавним тоталитарным прошлым соблюдать международные правила общения не привыкли.

- В какой степени стремление судовладельца следовать политике ITF или, наоборот, нежелание платить нормальную заработную плату зависит от рентабельности работы его судна?

- Судовладелец, прежде чем поднять “удобный” флаг, просчитывает все: сколько он имеет на экономии налогов (а это основная причина поднятия такого флага), сколько ему придется платить по ставкам ITF, и т.д. То есть проводится обычный анализ, принятый в деловом мире. И такой анализ однозначно говорит в пользу “удобного” флага. Именно поэтому он принимает решение об эксплуатации своего судна под “дешевым” флагом.

Если же расходы по зарплате перевешивают все остальные преимущества “удобного” флага, у него всегда есть прекрасный выход уйти под свой национальный флаг. К сожалению, немало судовладельцев избирают третий путь - использовать “удобный” флаг как средство для получения сверхприбылей в ущерб интересам моряков.

- Каким образом ITF реализует свою политику?

- ITF, объединяющая более 5 млн. транспортных рабочих всего мира, каждодневно проводит работу по разъяснению своей политики, целью которой является абсолютное искоренение системы “удобных” флагов и установление минимальных международных стандартов. Для достижения этих целей ITF организует акции против “удобных” флагов. Неделя акций в этом году в мае прошла в Европе, а с 20 по 26 ноября 1997 года будет организована такая акция во всех крупных портах АТР. Это будет кампания забастовок против судов под “удобными” флагами. В акции примут участие лидеры и активисты основных профсоюзов моряков и докеров, а также инспектора ITF, работающие в странах АТР. Акция будет координироваться секретариатом ITF для того, чтобы суда, изменившие курс и таким образом избегнувшие акции, отслеживались, и докеры могли организовать забастовку против этих судов в любом порту АТР.

- Вы можете привести конкретные примеры, когда действия ITF были успешными и имели конкретный результат?

- В январе этого года японский инспекторат ITF провел акцию, в результате которой Дальневосточное пароходство выплатило членам экипажа т/х “Дальнегорск” зарплату в сумме 120 тысяч американских долларов. Пару месяцев назад норвежский профсоюз под угрозой задержки двух судов Приморского пароходства “Capella” и “Virgo” заставил судовладельца подписать соглашение по этим судам. К сожалению, Приморское пароходство заявило о себе на международной арене не только как динамично развивающаяся судоходная компания, но и как организация, вступающая в конфронтацию с профсоюзами. В настоящее время все суда Приморского пароходства открыты для акций со стороны профсоюзов всего мира, а это чревато большими финансовыми потерями.

Хотя мне как капитану, посвятившему морю немало лет, как человеку, знающему истинные размеры безработицы и реальную зарплату моряков в России, симпатична позиция Приморского пароходства, делающего и уже сделавшего много для достижения достаточно приличного уровня оплаты труда плавсостава, но искренне жаль, что в пароходстве не понимают или делают вид, что не понимают политику ITF.

- Существует мнение, что западные конкуренты руками ITF пытаются вытеснить Приморское пароходство с европейского рынка, что ITF вмешивается в дела российских судовладельцев, что это вообще наступление на русские интересы...

- Да, я слышал об этом, но согласиться с таким мнением не могу. Борьбу с “удобными” флагами ITF начала 50 лет назад, тогда Приморского пароходства и в помине не было. Это во-первых. А во-вторых, когда 15 лет назад был подписан Парижский меморандум, то на самом высоком уровне, министерском, на суда разослали разъяснение, смысл которого сводился к тому, что все это - провокация против советского морского флота. А сейчас уже 6 лет как этого флота не существует, а Парижский меморандум живет и развивается. Более того, пять лет назад был подписан Токийский меморандум, Россия активно участвует в его работе, а в этом году Владивосток даже удостоился чести принимать его у себя. И сегодня уже никто не заблуждается по поводу этих меморандумов, главный смысл которых - это контроль за техническим состоянием флота, безопасностью мореплавания, а вовсе не дискриминация каких-то государств.

Что касается ITF, то у этой организации один интерес - интерес отдельно взятого моряка. И то, что политика ITF не устраивает судовладельцев, - это нормально, ненормально, когда наоборот. Возможно, ее политика и требует корректировки, но делать это должны только национальные профсоюзы, и уж никак не судовладельцы. А объявлять покушение на свои узкие корпоративные интересы ни много ни мало как наступлением на национальные интересы - это старо.

- “Удобный” флаг - это возможность для наших моряков заработать. Там ведь даже самые низкие ставки все равно выше тех, которые могут предложить наши судовладельцы на судах под российским флагом. В итоге вся эта борьба против “удобных” флагов вольно или невольно бьет по интересам моряков.

- Интересы моряков - это не сиюминутная выгода, это долговременная перспектива. Исходить надо из этого. Да, сегодня матросу выгодно получать 400-500 долларов на судне под “удобным” флагом и не жаловаться на отсутствие контракта. Но ведь он не застрахован от плохих условий проживания, задержек, а часто и невыплаты зарплаты, которая к тому же в 3-4 раза меньше минимальных ставок, установленных ITF. А какие у него есть гарантии в случае гибели судна, травматизма, смерти и т.п.?

Разве можно ради 400-500 негарантированных долларов в месяц поступаться истинным благополучием семьи, настоящими социальными ценностями? Долговременная перспектива как раз и заключается в том, чтобы в каждом рейсе моряк имел контракт, а судно было покрыто соглашением. Моряк должен быть уверен, что его доставят домой из любой точки земного шара, и не через 16-18 месяцев, как в случае с “Чайкой”, а через полгода и полностью выплатят зарплату. Семья должна быть уверена, провожая сына или мужа в рейс, что они вернутся живыми-здоровыми, с деньгами и в разумные, принятые во всем цивилизованном мире сроки. Истинный интерес российского моряка еще и в том, чтобы получать зарплату, соответствующую его образовательному и профессиональному уровню. Наши моряки, и это широко известно, ценятся во всем морском мире гораздо выше тех же филиппинцев или корейцев, но получают ниже первых и гораздо меньше вторых. Когда говорит безработица, голоса разума не слышно. Но нельзя же замораживать ситуацию навечно!

Вот здесь и должен сказать свое слово закон. Наш российский закон как на федеральном, так и на региональном уровне. Тем более что международная поддержка обеспечена.

- Другими словами, вы хотите сказать, что ситуация с “удобными” флагами не так безнадежна и какие-то законные варианты ее решения есть?

- Я бы обозначил проблему гораздо шире. Речь должна идти не только об “удобных” флагах, но и о российском тоже. Например, задержанный на Тайване многострадальный “Мыс Скалистый” имеет российский флаг. Кроме того, наши моряки могут быть приглашены на работу на суда зарубежных компаний, эксплуатирующие флот под своим национальным флагом. Поэтому решать надо не проблему флага, а проблему трудоустройства моряка. На региональном уровне должны быть законы, запрещающие моряку выходить в рейс без контракта, а судовладельцы и компании, занимающиеся кадровым набором экипажей (а их всех вместе только в Приморском крае около 300), должны иметь соглашения или коллективные договоры с одним из профсоюзов. А контролировать есть кому - те же профсоюзы, рострудинспекция, транспортная прокуратура, наконец.

В более широком плане решать нужно еще одну, на мой взгляд, самую главную проблему – проблему возрождения российского флота. Но эта задача - на десятилетия, а то, о чем мы говорили выше, требует немедленного вмешательства. Хочу надеяться, что акция, проводимая ITF в странах АТР 20-26 ноября, поможет морякам глубже осмыслить свои проблемы, а профсоюзам активизировать свои действия в защиту реальных интересов моряков и рыбаков.

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, “Владивосток”