Флот должен остаться в России

Когда в июне 1996 года бывший генеральный директор “Востоктрансфлота” Владимир Мистюк сложил с себя полномочия, на эту должность был избран Виктор Остапенко. Нужно сказать, что руководство он принял не в самое лучшее время для флота. На тот момент 38 процентов акций были в руках иностранных фирм. Весь флот находился под управлением американской компании “Трансоушен экспресс”, деятельность которой, вопреки противодействию бывшего руководства “ВТФ”, поставило предприятие в предбанкротное состояние: зарплата не выплачивалась около 2 лет, долги по налогам составляли более 20 миллиардов рублей, задолженность по судоремонту исчислялась миллионами долларов... И вот эту ситуацию предстояло изменить.

18 нояб. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №262 от 18 нояб. 1997

Когда в июне 1996 года бывший генеральный директор “Востоктрансфлота” Владимир Мистюк сложил с себя полномочия, на эту должность был избран Виктор Остапенко. Нужно сказать, что руководство он принял не в самое лучшее время для флота. На тот момент 38 процентов акций были в руках иностранных фирм. Весь флот находился под управлением американской компании “Трансоушен экспресс”, деятельность которой, вопреки противодействию бывшего руководства “ВТФ”, поставило предприятие в предбанкротное состояние: зарплата не выплачивалась около 2 лет, долги по налогам составляли более 20 миллиардов рублей, задолженность по судоремонту исчислялась миллионами долларов... И вот эту ситуацию предстояло изменить.

Прежде всего нужно было вернуть флот в Россию с тем, чтобы самим управлять им. Это требовало больших финансовых затрат и времени. Но тем не менее к марту 1997 года весь флот у “Трансоушен” был изъят. Что сразу же сказалось на материальном положении моряков. Им были увеличены оклады, ликвидирована задолженность по зарплате, частично погашены долги по налогам и судоремонту.

Результаты были бы еще лучше, если бы не противодействие иностранных акционеров, которые продолжали скупать акции.

Нейтрализовать деятельность иностранцев можно было только одним - предложить нашим людям на более выгодных условиях продавать свои акции нам, чтобы все они остались в компании.

Для этого были открыты несколько пунктов по скупке акций. Но поскольку материальное положение нашего предприятия было еще тяжелым, пришлось привлечь к этому надежного, как тогда казалось, партнера в лице Анатолия Милашевича - директора московской фирмы “Партнерство”, который, покупая акции, обещал их владельцам переоформлять их на “Востоктрансфлот”. В этом же он уверял и Остапенко, который рекомендовал акционерам обращаться к нему.

Но как только в его руках оказались 18 процентов акций, за 10 из которых он успел расплатиться, из партнера Милашевич превратился в противника. Просчитав как математик, что если войдет в сговор с американцами, то сможет завладеть контрольным пакетом, он начал свою игру. С этого момента остальные акционеры для него уже не представляли интереса, и несмотря на заключенные с ними договоры, платить он им не стал. Тем не менее на эти 8 процентов акций Милашевич через своего представителя В. Князева потребовал передаточных распоряжений, которые давали ему право голосовать ими на собрании. Но поскольку за них так и не было заплачено (с февраля и до сих пор), голосовал он ими незаконно. Мало того, еще и владельцев этих акций обманул, уверяя, что совершает покупку для “ВТФ”, а на самом деле используя их в своих корыстных интересах. Люди ведь продавали акции, желая помочь родному предприятию.

Однако Милашевича уже ничто не могло остановить. Войдя в сговор с иностранными держателями акций, он разработал целый план захвата “Востоктрансфлота”. Начал с того, что заверил, будто американцы, устав бороться за контрольный пакет, предлагают вариант: ввести в совет директоров трех своих представителей в обмен на имеющийся у них пакет. И готовы на имя генерального директора, то есть Остапенко, выдать безотзывные доверенности. Этот вариант показался вполне приемлемым.

В августе Милашевич доложил, что доверенности уже у него. Тогда согласно договоренности, но, как теперь выяснилось, незаконно в бюллетень для голосования были внесены еще три кандидата в члены совета директоров - представители иностранных компаний. Тогда думалось, что трое из девяти не могли бы существенно влиять на политику компании. Однако на собрании вдруг выяснилось, что доверенности оформлены вовсе не на имя генерального директора и использовались против него.

Таким образом, в совете директоров оказалось не 9, а всего 7 человек, из которых только 2 представителя “ВТФ” (В. Остапенко и Ж. Попова), 3 иностранца и 2 москвича - представители того самого ЧИФ “Партнерство”. В результате и. о. генерального директора был избран Алексей Дмитренко - один из москвичей, а сам Милашевич - председателем совета директоров.

Сейчас эта пришедшая к власти компания объявляет о новом внеочередном собрании акционеров с целью избавиться в руководстве и от последних представителей “ВТФ”. Тогда им ничто не помешает перевести все управление в Москву, а флот вновь передать какой-нибудь “Трансоушен”. Это может грозить только одним - уничтожением предприятия и окончательной потерей нашего флота для России.

Выступая на последнем собрании АСК “Востоктрансфлот”, Виктор Остапенко сообщил, что Милашевич не раз советовал ему “выйти из игры”, предлагая разные варианты, в том числе отправиться представителем компании за границу. Однако он считает ответственным себя за сложившуюся ситуацию и считает долгом чести бороться до конца за коллектив, который ему верил и вместе с которым он был так предательски обманут.

Ситуация сложилась очень серьезная, но не безвыходная. Полагаем, что шанс исправить ее еще существует.

Поскольку совет директоров был сформирован с нарушением закона, итоги августовского собрания являются тоже незаконными. А значит, для решения судьбы “Востоктрансфлота” нужно вернуться к точке отсчета до 28 августа - дате последнего собрания. Необходимо также разобраться с акциями, а бывшим владельцам, так и не получившим за них деньги, потребовать их возврата. И объявить новое собрание согласно решению совета директоров от 31 января 1997 года, что будет соответствовать закону.