Когда "Жигули" были "крутыми"...

30 лет назад жители Владивостока Сергей Матвиенко и Юрий Гриванов совершили автопробег по маршруту Владивосток – БАМ – Владивосток на машине «ВАЗ-21011».

21 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2618 от 21 окт. 2009
584bea7da6f9e891993fcea04c09739b.jpg

30 лет назад жители Владивостока Сергей Матвиенко и Юрий Гриванов совершили автопробег по маршруту Владивосток – БАМ – Владивосток на машине «ВАЗ-21011».

Даже сегодня, когда авто-, мото– и велопробеги по дорогам России стали обыденностью, автовояж на БАМ 30-летней давности воспринимается не иначе как обречённая авантюра. Дело в том, что автомобиль «Жигули» 11-й модели, на котором наши земляки проехали за 17 дней, с 8 по 24 октября, 4712 километров по асфальту, грунтовке и бездорожью, не был зарегистрирован в ГАИ! У него не было даже технического паспорта!

Одержимые автопробегом

Прокатиться на машине от Владивостока до БАМа и обратно инженер Сергей Матвиенко, активист Приморского краевого клуба автомототуристов, задумал ещё в 1978 году. Его поддержал председатель клуба мастер спорта СССР по автомототуризму Юрий Гриванов. Кстати, один из зачинателей автомототуризма в Приморье. А почему бы и нет?

«Для дальневосточных автомототуристов особо остро стоит проблема выезда за пределы нашего региона в сторону запада: отсутствуют дороги на участке Шимановск – Чернышевск (около 1100 км). Поэтому, когда началось строительство БАМа, у нас появилась надежда, что вместе с железной дорогой построят и автомобильную. И мы наконец-то сможем путешествовать по стране, минуя неприятные процедуры добывания вагонов, погрузки-разгрузки и больших финансовых расходов на это».

Это цитата из маршрутной книжки автопробега Владивосток-БАМ-Владивосток.
Тридцать лет спустя эти строки кажутся наивными. Но не надо забывать, когда они писались. Время тогда было другое, и люди – тоже. В конце 70-х годов прошлого века наш «Союз нерушимый», которого сейчас нет, ещё верил громким лозунгам и в своё светлое будущее, а Байкало-Амурская магистраль тогда пафосно именовалась «стройкой века», на которую возлагались большие надежды. О БАМе пели песни, слагали стихи, а за активное строительство магистрали даже награждали медалями.

В те годы Сергей Матвиенко работал во Владивостокском автоэкспертном бюро, при котором функционировала автошкола, огороженная забором. А возле забора стоял бесхозный «жигуль» с добротным кузовом, с двигателем, со ступицами, но без выхлопного тракта, без колес, без всевозможных очень важных мелочей и, самое главное, без документов. На это раскуроченное авто и положили глаз наши путешественники.

Достать дефицитные по тому времени запчасти автотуристам помог тогдашний генеральный директор станции «Дальавтотехобслуживание» Григорий Станченко. Но документы на реанимированный «жигуль» выправить не удалось. А на дворе уже стояла осень 1979-го, надо стартовать, пока на БАМе не начались заморозки и не выпал снег.

И тогда одержимые автопробегом Матвиенко и Гриванов пошли на хитрость. Зная, с каким почтением и трепетом граждане Страны Советов относятся к бумагам с гербовой печатью, они выправили сопроводительные письма от Приморского крайкома КПСС, от Владивостокского горкома ВЛКСМ, от краевого совета ДОСААФ, а также сами себе выписали путевой лист на БАМ. Кроме того, в том месте, где на бамперах крепятся госномера, они прикрепили таблички с аббревиатурой ВДОАМ, что значит Всероссийское добровольное общество автомотолюбителей. Позже эта находчивость им здорово помогла. А кузов «Жигулей» украсили внушающими надписями «Спортивная», «Владивосток» и ещё номером «27». Почему именно «27»? До сих пор загадка.

Наша «крыша» – ВДОАМ!

Автомобиль «ВАЗ-21011» (бортовой № 27) стартовал из Владивостока 8 октября. До села Иннокентьевка, по прямой это в 47 километрах от Комсомольска-на-Амуре, путешественники добрались без приключений, а дальше был Амур-батюшка.

– В те годы переправиться через Амур было очень сложно, – вспоминает участник автопробега Сергей Матвиенко. – Благо, что капитаны проходящих пароходов и барж косили шару. Они нелегально перевозили машины с одного берега на другой. На одной из таких барж мы благополучно добрались до Амурска. Откуда дальше рванули в сторону Комсомольска-на-Амуре.
Недалеко от Комсомольска автотуристов остановил инспектор ГАИ. Когда ему предъявили путевой лист с указанием маршрута «Владивосток – БАМ – Владивосток» и с «шапкой» ВДОАМ, он искренне удивился, откуда здесь спортсмены из Владивостока? Да ещё на машине без документов! Но докапываться до мужиков не стал, а отпустил, пожелав доброго пути! Сегодня такая милость не прокатила бы...

Между тем действия инспектора ГАИ вполне были предсказуемы: уже шестой год работало Всероссийское добровольное общество автомотолюбителей. ВДОАМ хоть и был общественной организацией, но очень влиятельной. В его рядах числились даже партийные и профсоюзные бонзы, а также высокие чины из силовых структур. В конце 70-х годов количество городских и районных советов ВДОАМ достигло 1700, а число членов общества зашкаливало за два миллиона человек. ВДОАМ поддерживал инициативы госавтоинспекции по решению проблем безопасности движения, а госавтоинспекция, в свою очередь, поддерживала начинания ВДОАМ*.

Верхом на самосвале

После Комсомольска-на-Амуре трасса к БАМу, это 60 км расквашенной грунтовки, шла через посёлок Хурмули. Собственно, это уже был первый населённый пункт восточной части БАМа. Въезд в Хурмули перегораживал шлагбаум, возле которого дремал киргиз с автоматом: в посёлке дислоцировались военные строители.

– БАМ там? – спросили часового путешественники, махнув рукой в сторону сопок.
– Там, там! Только ты туда не ходи. Там медведь! – киргиз плохо говорил по-русски.
Поначалу военный вообще не хотел пропускать чужаков, но партийные и комсомольские «верительные грамоты» с гербовыми печатями оказались сильнее приказа командира, и шлагбаум взлетел вверх. Добро пожаловать на БАМ! Далее были посёлки Харпичан и Берёзовка. По пути в Берёзовку наши путешественники посетили старинное нанайское село Кондон, которому уже 380 лет, где до сих пор живут староверы и где сохранилось железнодорожное полотно, уложенное ещё до Великой Отечественной! Для Матвиенко и Гриванова это было настоящим открытием.

– Мы тогда не представляли, что был ещё старый БАМ, который сейчас меняли. Его начинали строить до революции и продолжили – при «отце народов». Я видел рельсы с выбитой надписью «Завод имени товарища Сталина, 1931 год»! У меня было желание взять ножовку и выпилить кусок металла с этой надписью, – смеётся Матвиенко.

За Кондоном автотуристов поджидало очередное (и не последнее) препятствие – болотистая равнина, абсолютно непроходимая для «Жигулей». На помощь пришёл водитель «КамАЗа», предоставив свой самосвал в качестве парома. Он подъехал как можно ближе к краю насыпи, на которой стояла «легковушка», с «берега» на «КамАЗ» перебросили две доски... и «Жигули» преспокойно закатились в кузов. Дальше было 40-километровое путешествие по мелководью верхом на самосвале. При этом водитель не взял с владивостокцев ни копейки – в те годы на БАМе бескорыстная взаимовыручка была нормальным явлением. Люди ещё не были испорчены рублём, хотя деньги за работу получали большие.

Точно так же путешественники выкрутились при пересечении реки Амгунь. Только на этот раз Матвиенко, Гриванов и их авто пересекли водную преграду в кузове самосвала «Магирус». Спасибо военным! Впоследствии бамовцы неоднократно выручали Матвиенко и Гриванова. Их «Жигули» ремонтировали, им давали запчасти, масло, когда они пробили поддон картера. И всё практически безвозмездно. Путешественники разорились бы, если бы им за всё пришлось рассчитываться. Как-то у них полетел генератор, но они его отремонтировали сами.

Кстати, в те годы на БАМе было много импортной техники, в основном японской: самосвалов, бульдозеров, экскаваторов и т.д. Всё самое лучшее и самое надёжное везли сюда. Но если техника ломалась, её не ремонтировали, а бросали: дешевле было доставить новую. Матвиенко рассказывал, что они много раз встречали на обочинах ржавеющие машины. Страна не считалась с затратами на Всесоюзную ударную стройку.

По словам Матвиенко, БАМ тогда был территорией социальных контрастов. Люди работали на самой современной технике, а жили в продуваемых палатках, землянках, железных бочках-балках. Тем не менее у них был патриотизм и была цель.

– В то время БАМ ещё строился, ещё забивались «золотые» звенья и была эйфория от созидания чего-то грандиозного, – говорит Сергей Матвиенко. – Когда мы ехали вдоль магистрали, то встречались и разговаривали со строителями. Они нам рассказывали о себе, о «стройке века», мы им – о Владивостоке, о Приморье. Конечно, мы узнавали много нового. Это было настолько увлекательно и интересно!

Невозможное – возможно!

Однажды им пришлось форсировать реку Амгунь, которая многократно пересекала БАМ, по железнодорожному мосту старой постройки. Потому как иной дороги не было.
– Мы же были молодые. Мне тогда исполнилось 25 лет, можно сказать, активная жизнь только начиналась. И нам надо было только вперед! – рассказывает Матвиенко. – И вот я заезжаю сначала на насыпь, потом по деревянному настилу на мост, а вокруг никого нет! Нет даже охраны. А ведь это военный объект. Мы умудрились как-то там развернуться и поставить два колеса, переднее и заднее, на рельс. Таким образом, левая сторона машины оказалась на рельсе, а правая на настиле. А мост длиной примерно триста метров. И эти триста метров мне надо было проехать так, чтобы не упасть налево. Иначе я бы сломал о рельс передний рычаг. И на этом можно было бы путешествие закончить.

Мост они благополучно проскочили. Правда, один раз «жигуль» всё-таки соскочил с рельса направо, но машину вновь поставили на рельс. Сегодня Сергей Матвиенко называет эту переправу «натуральной фантастикой», а себя и своего друга – «авантюристами».

...В середине октября на БАМ пришли морозы под 40 градусов. Ночью не спасали ни шубы, ни спальники, чтобы не замёрзнуть, туристы-авантюристы готовили чай на бензиновом примусе. Иногда отогревались в посёлках, разбросанных вдоль всего БАМа, где их встречали чуть ли не хлебом-солью. Нежные «Жигули», пусть и в грязи, среди тайги, камней и бездорожья, для бамовцев были как чудо, как инопланетный корабль.

Путешествие на БАМ Матвиенко и Гриванова прервалось по техническим причинам в восьми километрах от городка Февральска. Машинное масло, которое они брали где только можно, оказалось с водой. И однажды ночью вода «прихватила» шестерню привода масляного насоса. Из-за чего утром, когда машину попытались завести, у шестерёнки, которая вставляется в распределитель зажигания, срезало шлицы. А без трамблёра машина самостоятельно двигаться не может. Это знает каждый водитель. Пришлось обездвиженные «Жигули» отбуксировать в Февральск, где не было нужной запчасти, но зато был мостостроительный отряд...
– Мы объяснили начальнику отряда, кто мы такие и что у нас случилось, – говорит Матвиенко. – И он тут же распорядился предоставить нам бортовой

«ЗИЛ-130»! На котором нас бесплатно довезли до ближайшей станции технического обслуживания, до Благовещенска! А это 500 километров в одну сторону! Мы добирались больше суток. На СТО мастеровые смотрели на нас квадратными глазами, когда мы им показали на карте наш маршрут. Мужики не представляли, как можно на «Жигулях» проехать по БАМу! Там ведь нет дорог. А у нас даже лонжероны багажника согнулись!

После ремонта автотуристы-авантюристы повернули домой, благополучно прибыв во Владивосток 24 октября. Это был самый первый автопробег Сергея Матвиенко, но не последний. Были и более протяжённые маршруты. Только тридцать лет спустя он называет путешествие на БАМ «самым памятным».

Автор: Сергей КОЖИН