Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Главное

Вместо «японок» оседлаем «приморцев»

Правительство России продлило действие высоких ввозных пошлин на импортные автомобили ещё на девять месяцев. Этот документ опубликован в официальной газете российского правительства и начал работать с 12 октября нынешнего года. Впрочем, это решение не ста

Правительство России продлило действие высоких ввозных пошлин на импортные автомобили ещё на девять месяцев. Этот документ опубликован в официальной газете российского правительства и начал работать с 12 октября нынешнего года. Впрочем, это решение не стало неожиданностью для дальневосточников. Повышенные вывозные пошлины на древесину, к примеру, продлевались по такой же схеме в течение семи лет.

За этот год, по данным Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), в Приморье было ввезено в десять раз меньше автомобилей, на Сахалине ввоз сократился в семь раз. В итоге перечисления ДВТУ в российскую казну уменьшились, по приблизительным подсчётам, в семь раз. В целом по России в июне 2009 года импорт подержанных легковых автомобилей упал в 14 раз, ввоз новых машин – в четыре раза.

Автодилеры приказали долго жить

Напомню, правительственное постановление об увеличении пошлин на импортные автомобили вступило в силу 12 января 2009 года. Выросли ввозные ставки на легковые и грузовые автомобили, и был снижен с семи до пяти лет возраст, после которого машина считается подержанной. Одновременно на такой же срок были введены и новые таможенные ставки на автомобильные кузова. Источник во Владивостокской таможне подсчитал для «В», как изменилась плата, к примеру, на одну из популярных у среднего класса моделей японских машин – «Тойота-Королла» 2003 года выпуска. Прежде пошлина составляла 91 тыс. руб., после нововведения в доход государства за такую же машину приходится платить 150 тыс. руб.

Эти два документа подписали приговор «градообразующей» отрасли Приморья. Даже по официальным данным, представленным администрацией Приморья, в крае работу потеряли 68 тыс. человек. По подсчётам лидера Общества защиты автомобилистов Приморья Дмитрия Пенязя, только во Владивостоке до введения новых пошлин около 100 тысяч человек были заняты в автомобильном бизнесе. С ним согласен и другой активист автомобильного движения – Константин Шатоба: «Автомобильный бизнес – это не только «Зелёный Угол», пострадали судоходные компании, морской торговый порт, железнодорожники, экспедиторские компании, сервисные предприятия и даже сеть закусочных, разросшаяся вдоль дорог от Владивостока до Сибири».

Чиновники объяснили непопулярный для жителей Дальнего Востока и Сибири шаг необходимостью поддержки отечественного автопрома. Как изменилась ситуация за год работы новых пошлин, подсчитали в Минпромторге: в первом полугодии 2009 года собираемость в казну выросла на 3,5 млрд рублей.

Тем не менее, по данным этого же ведомства, производство автомобилей в России снизилось в 2,1 раза. «АвтоВАЗ» стал настоящим ярмом на шее страны, то просящий кредиты, то грозящий многочисленными сокращениями работников. Предложенные правительством «нулевой» железнодорожный тариф на доставку отечественных машин в наш регион и льготный автокредит не заставили дальневосточников полюбить «Лады».

Соллерс – значит искусный алхимик

Отняв полюбившиеся «японки», приморцам предложили собственное автосборочное производство, которое пытается запустить ОАО «Соллерс» в корпусе № 14 «Дальзавода». Собственная причальная стенка и железнодорожный узел рядом – факторы, послужившие выбрать Владивосток из 35 предложенных в регионе площадок. На пресс-конференции гендиректор компании Борис Шевцов был полон оптимизма: «В регионе живет избирательный покупатель, привыкший к качественным автомобилям, при этом лояльно настроенный на корейские бренды. Цена новых дизельных внедорожников с 7-ступенчатым «автоматом» Ssang Yong – от 550 до 900 тыс. рублей».

– Кризис рано или поздно завершится. И сейчас выдался как раз тот случай, когда вчера было рано, а завтра будет поздно, – считает профессор Института менеджмента и бизнеса Дальневосточного государственного университета Тагир Хузиятов. – Наш внутренний рынок насыщен автомобилями не более 50 процентов, при этом половине из них больше 10 лет, а трети больше 15 лет. А уровень автомобилизации страны не достиг европейского: менее 200 машин на тысячу человек. Эти факторы говорят о том, что у производства есть перспективы.
Представители компании «Соллерс» отдают себе отчет в том, что необходимо время для того, чтобы привыкшие к японским машинам дальневосточники, полюбили корейские внедорожники.

– Пройдет год, и наши машины примут: система скидок, качественный сервис и гарантия – будут оценены, – уверен гендиректор «Соллерс» Борис Шевцов. – Исследования показали, что региональный рынок емкий, наши специализированные машины пригодятся при строительстве объектов саммита АТЭС, при прокладке инфраструктуры, в энергетике, в лесном хозяйстве и т.д. Потребность только в тяжелых грузовиках – более тысячи в год. А качество нашей сборки будет лучше корейской – гарантирует специальное оборудование.
Менеджмент компании при этом не скрывает, что к концу года «Соллерс» ожидает падение продаж на 40 процентов.

– Кризис – подходящее время для выхода на новый рынок, – считает гендиректор ОАО «Соллерс Дальний Восток» Василий Бойцов. – Люди отложили деньги и ждут: считают, сравнивают и выбирают.

Кто на новенького?

Стоило правительству закрыть дверь перед подержанными «японками», как в Приморье пошли производители с отвертками. Пока «Соллерс» на первые транши Внешторгбанка готовит производственную площадку, крупнейший в России поставщик китайской спецтехники – группа компаний «Мао Моторс» намеревается без государственных денег и налоговых льгот наладить собственную сборку строительной техники в Уссурийске (см. «В» от 6 октября с.г.). «Мао Моторс» в свою очередь жаждет насытить региональный строительный рынок качественными грузовиками.

И все же строительство автопроизводства в крае – проект, скорее, политический, нежели экономический, и среди экспертов нет единодушия в этом вопросе. Директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский не видит у него перспектив: «В регионе два миллиона человек – это очень маленький рынок сбыта. Если машины будут реализовываться в России, то их стоимость возрастет за счет транспортных расходов. Край находится рядом с крупнейшими мировыми автопроизводителями, в китайском Чань-Чуне создается новый автомобильный центр, в котором к 2015 году выпуск может составить более 10 миллионов автомобилей известных брендов. До него от Владивостока всего 100 километров».

– Производители будут продвигаться осторожно, прощупывая рынок и потребителей вплоть до Восточной Сибири, – не соглашается Тагир Хузиятов. – В том направлении налажены логистические и транспортные схемы.

По его мнению, молодой китайский автопром идет к нам с собственными брендами, а это значит, что продукция будет дешевле, и, конечно, востребованной. Еще до введения заградительных пошлин на импортные авто китайская строительная техника была популярна у покупателей Дальнего Востока и Сибири.

Но пока одни спорят о перспективах местного автопроизводства, вторые везут конвейер из Набережных Челнов или присматривают бывшие военные заводы для площадок, третьи собирают подписи под обращения правительству и призывают в очередной раз на Всероссийскую акцию протеста. А для нас, автолюбителей, теперь важно определиться: мы с кем?

Кстати

Губернатор Приморья Сергей Дарькин побывал на строительства автозавода «Соллерс» во Владивостоке. Глава края не смог удержаться и проехал на внедорожнике Ssang Yong и УАЗ «Патриот» которые будут выпускаться на приморском конвейере.

– УАЗ был первой машиной, на которой меня учил ездить отец, – вспомнил Сергей Михайлович. – Понятно, что отставание от зарубежных автомобилей есть, но на этих машинах хорошая подвеска, они вполне комфортные.

Губернатору понравился и внедорожник Ssang Yong. По его мнению, строительство в крае автозавода позволит активизировать малый бизнес, привлечь его к производству автомобильные компоненты. Будет выполнена важнейшая антикризисная задача стимулирования малого бизнеса, увеличения внутреннего спроса и создания новых рабочих мест. Кроме этого, «Соллерс» планирует локализовать производства, а это значит, что в Приморье появится ещё 15-20 сопутствующих предприятий – по производству сидений, стекол, других комплектующих.

Справка «В»

СОЛЛЕРС – означает искусный, ловкий, а в старину так называли алхимиков. Уже 10 лет ОАО «Соллерс» выпускает в России лицензионные корейские автомобили. Автозаводы в Елабуге и Набережных Челнах, выпускают около 300 тысяч авто в год. В Приморье компания планирует наладить полноценное автопроизводство. Но пока обещают дать работу 225 рабочим на сборочном конвейере, который будет запущен 29 декабря. При выходе завода на проектную мощность – 25 тыс. автомобилей в год, – работу здесь найдут 2,2 тыс. рабочих.

Автор : Татьяна НИКОЛАЕВА

В этом номере:
Вместо «японок» оседлаем «приморцев»

Правительство России продлило действие высоких ввозных пошлин на импортные автомобили ещё на девять месяцев. Этот документ опубликован в официальной газете российского правительства и начал работать с 12 октября нынешнего года. Впрочем, это решение не ста

Живи и помни

Вчера, 15 октября, у мемориала памяти сотрудников органов внутренних дел прошли торжественные мероприятия, посвящённые дню памяти сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга.

Иранцы, гоу хоум!

В Ннаходке задержаны четверо граждан Ирана, которые планировали незаконно пересечь госграницу и на одном из судов уплыть в Японию.

Врачи будут принимать допоздна

По решению краевых властей отныне поликлиники во Владивостоке и во всем Приморье будут работать до 20.00.

Врачи будут принимать допоздна

По решению краевых властей отныне поликлиники во Владивостоке и во всем Приморье будут работать до 20.00.

Последние номера