Слёзы вместо спецэффектов

Борис Грачевский, известный всей стране как вечный юморист и создатель «Ералаша», первую в своей жизни полнометражную картину снял в 60 лет. Фильм «Крыша», который при мизерном, можно сказать, бюджете умудрился собрать невероятной силы актёрский состав -

15 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2615 от 15 окт. 2009
c97b479bc9543aaa3b4d2e2d1e94984e.jpg


Борис Грачевский, известный всей стране как вечный юморист и создатель «Ералаша», первую в своей жизни полнометражную картину снял в 60 лет. Фильм «Крыша», который при мизерном, можно сказать, бюджете умудрился собрать невероятной силы актёрский состав - Мария Шукшина, Валерий Гаркалин, Евдокия Германова, Лариса Гузеева, Анатолий Журавлёв, Ольга Прокофьева, вызывает неоднозначные реакции у зрителей. Кто-то плачет, кто-то возмущается…

В центре событий фильма – три девочки-подростка, родители которых заняты решением своих проблем и почти не замечают того, что происходит с их детьми. Мама одной из девочек - карьеристка и рвётся к власти любой ценой. Вторая готова бросить любящую семью ради внезапно вспыхнувшей страсти. Третья с утра до ночи зарабатывает деньги и почти не видит свою дочку…
Именно об этом хотел говорить со зрителем Борис Юрьевич – об ответственности взрослых за судьбы детей. И, возможно, поэтому наш разговор с режиссёром, начавшись с кино, перешёл на темы общечеловеческие…

- Как вам кажется, наступят ли в нашем кинематографе времена, когда снова начнут снимать добрые детские сказки, добрые умные фильмы для подростков?

- Думаю, нет, - спокойно говорит Борис Юрьевич. - В обозримом будущем никто не решится… Студия Диснея запустила несколько проектов на основе русских сказок, но насколько это будет умно и по-доброму? А в детское кино надо вкладывать миллионы и главное – не ждать, что они окупятся.
Кино сегодня поделилось на три части: фестивальное, для критиков и зрительское. И они живут все три параллельно, и никто не пытается соединить. Я картину снимал в классическом стиле. Есть у меня эпизод ссоры двух братьев, которые делят одну женщину. И вот один брат говорит другому: «Прости!» - и по лицу его катится слеза. Так вот эта слеза мне в тысячи раз дороже любых шикарных панорам и грандиозных спецэффектов.

- Тем не менее у вас в фильме много жёстких сцен…

- Да. Есть и драки, и замена одиночества однополой любовью, и любопытство девочки, у которой отросла грудь и она пытается понять, что с этим делать… Но во всём этом есть правда и чистота – в стопроцентном любопытстве, которое есть у каждой девочки, а не в любострастии, которое ей пытаются приписать. Мы знаем, о чём шепчутся девочки и мальчики в своих компаниях, просто никто об этом не говорил и не показывал. А мы с моим соавтором Ириной Бурденковой решили, что чем правдивее, тем лучше.

- В Интернете идёт дискуссия о том, почему бы не снизить возраст согласия до 13 лет и не считать, что секс с 13-летней «по взаимному согласию» - это педофилия…

- А я вам объясню, почему нельзя снижать. 13 – это возраст, когда тело умней головы. Вот когда они соединятся, тогда и наступает возраст согласия. Но чтобы в 13-летнем человеке тело и ум сошлись в гармонии, мы, взрослые, должны их поддерживать! Я считаю, что с ребёнком можно и нужно говорить на любую тему. Вообще на любую. Найдите правильную тональность – и не отсылайте отпрыска прочь. Иначе ваши дети будут совершать дурацкие поступки.

Только семья воспитывает ребёнка. Если что не так – валить вину можно на школу, на компанию плохую, но всё это глупости. На самом деле ответственна только семья, и в первую очередь – личный пример родителей. Ребёнок видит, что происходит в семье. И если затягивающийся сигаретой папа будет говорить: «Не кури!» - его словам грош цена. Я категорически против, когда детям наливают в рюмочку колу и в шутку чокаются. Пусть я консерватор, но в старые времена детям накрывали отдельный стол, и это правильно. Я не верю, когда матери говорят: не заметила, как сын стал конченым наркоманом. Это значит – не интересовалась сыном, не говорила с ним, не доверял он тебе… Посмотри на ребёнка! Это так важно!

В моей картине одна из героинь говорит очень важную, принципиальную вещь: «Знаете ли вы, с кем ваш ребёнок сидит за одной партой? Рассказывает ли он, что происходит в школе?». Если нет – вы начали терять своё чадо. Это – критерий доверия, понимания…
В разговорах с детьми, на мой взгляд, главное – и это требует огромных сил – уметь встать на место ребёнка. Не морализировать с высоты своего возраста, а влезть в шкуру 13-летней, вспомнить, как ты чувствовал себя в этом возрасте.

Я своих детей воспитывал именно так. Моя дочь знала, что может мне рассказать что угодно. И разговаривал с ней. Я понимал, что она идёт в мир взрослый, и потому завёл разговор о предохранении. Жена не хотела эту тему поднимать, пришлось мне. Ведь я её выпускаю в жизнь здоровую, так надо же научить ценить здоровье! Если я этого не сделаю – кто сделает?!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ