«Транзит» не бессмертен

Очередной раунд противостояния между сотрудниками ГИБДД Приморья и водителями автомобилей на «транзитах» случился на днях во Владивостоке. На этот раз в качестве свидетелей происходящего на дорогах милиционеры привлекли журналистов, в том числе и корреспо

13 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2613 от 13 окт. 2009
a904acdac2b78bc8fe10265bca0d16c6.jpg

Очередной раунд противостояния между сотрудниками ГИБДД Приморья и водителями автомобилей на «транзитах» случился на днях во Владивостоке. На этот раз в качестве свидетелей происходящего на дорогах милиционеры привлекли журналистов, в том числе и корреспондента «В».

Профилактическое мероприятие, проведённое людьми в форме, выявило массовое пренебрежение к закону со стороны автомобилистов. Впрочем, последние себя виноватыми не считают.

По машинам!

В этот раз на помощь к представителям дорожно-постовой службы пришёл сам начальник УВД по Приморскому краю Андрей Николаев, чья принципиальная позиция в отношении транзитных номеров хорошо известна приморским автолюбителям.

– Я посчитал необходимым проведение этого мероприятия не с целью наведения террора или в погоне за какими-то показателями. В первую очередь я хочу узнать, почему водители автомобилей с «транзитами» или вовсе без номеров идут на нарушение закона, – подчеркнул начальник краевого УВД во время вечернего развода в городском ГАИ. – Для меня важны не столько количественные показатели, сколько качество вашей работы.

– Цель сегодняшнего мероприятия одна – провести своего рода опрос участников дорожного движения. Вежливо, тактично, в рамках правового поля. Поинтересоваться, почему не платят штрафы, в чём проблема поставить машину на учёт, сколько раз останавливали, знает ли он вообще о сроке действия «транзитов», – обратился с последним напутствием к подчинённым Андрей Николаев. – Пусть нарушители закона обязательно пишут объяснительные!

– Безопасность на дорогах сегодня самая актуальная тема, которая обсуждается даже на государственном уровне. Сегодня мы хотим разобраться с теми, кто систематически нарушает ПДД и Административный кодекс, не регистрирует машину, годами не платит транспортный налог, – рассказал о целях мероприятия и.о. начальника Управления ГИБДД Приморского края полковник милиции Александр Лысенко. – К тому же, ни для кого не секрет, что многие автомобили на «транзитах» часто используются при совершении преступлений, в том числе тяжких. Да и сами авто с транзитами вызывают большой интерес у угонщиков.

Итак, для проверки автомобильных номеров в ночь с пятницы на субботу контрольные посты сотрудников ДПС были развёрнуты сразу в нескольких точках краевого центра – от 19-го КП до выезда на горностаевскую трассу со стороны Фадеева. Указание останавливать авто без госномеров получили около 70 сотрудников ГИБДД. Помимо них к участию в операции привлекли сотрудников криминальной милиции – для того, чтобы в случае необходимости произвести досмотр автомобиля.

Дополнительной задачей была проверка нарушителей по базе данных на предмет неоплаченных штрафов, нахождения автомобиля или его водителя в розыске.

Естественно, что остановить и проверить все автомобили с транзитными номерами или вообще без номерных знаков сотрудники ДПС были просто не в состоянии – поскольку таких автомобилей на владивостокских дорогах, как обычно, было на порядок больше, чем дежурных инспекторов. Однако и тех, кого всё же остановили милиционеры, было более чем достаточно для понимания общей картины.

А картина эта оказалась не очень приятной. Большинство «транзитов» являлись просроченными, а за их владельцами зачастую числились грубые нарушения ПДД и десятки неоплаченных штрафов. При этом сами «клиенты» инспекторов ГИБДД искренне не понимали, зачем с ними столько возни.

– Это что, операция какая-то? Вы хотите выписать мне штраф? – спросил у инспектора водитель «Марка-2» с транзитными номерами, который остановили в районе остановки «ДВГТУ». – Я купил машину в прошлом месяце. Да, задний «транзит» не очень хорошо виден, но нужно просто присмотреться. Да, было одно нарушение – пересёк двойную сплошную, но это обстоятельства – срочно нужно было ехать. А вообще мы устали и спешим домой.

– Сколько раз с момента покупки автомобиля вас уже останавливали? – спросил представитель ГИБДД.

– Три раза. Но за «транзиты» штраф не выписывали.

– Почему до сих пор не поставили автомобиль на учёт? – продолжил свои расспросы инспектор.

– Срок действия транзитных номеров знаете?

– Просто через неделю после покупки машины в меня врезался один чёрт. Пришлось потратиться на ремонт. Теперь денег нет, чтобы авто на учёт поставить, – объяснил автолюбитель. После этого он уже собрался ехать дальше, но сотрудник ДПС напомнил ему, что по факту нарушения ПДД вообще-то составляется протокол. А ещё нужно будет написать объяснительную. Это заявление весьма огорчило водителя авто на «транзитах».

– А если вы нас просто отпустите, вам что-то будет за это, да? – намекнул он инспектору на возможные пути выхода из ситуации. Следующее предложение было адресовано уже к журналистам. – Пацаны, ну вы закройте глаза на то, что он меня отпустит, ладно? Просто ехать надо, серьёзно! Мне нужно две недели, и все проблемы с «транзитами» будут решены...

Разумеется, такие доводы на сотрудника ДПС не повлияли, и пачка протоколов и объяснительных стала толще ещё на один лист. Вообще, самым популярным объяснением в этот вечер были слова о том, что авто снято с учёта и выставлено на продажу, да вот покупатели не спешат. В этом случае инспектора ГИБДД советовали «продавцам» ставить машину на стоянку – всё равно она перестала быть необходимой, если решили продать. Либо снимать автомобиль с учёта только после появления покупателя. В ответ водители сетовали на длительность оформления документов и царящий в ГИБДД бюрократизм.

По словам гаишников, в этот вечер на каждый случай приходилось тратить 30-40 минут – осмотр автомобиля, проверка на нахождение в розыске, составление протокола, написание объяснительной требовали времени. Что касается наиболее «популярных» у нарушителей марок автомобилей, то лидерство в негласном рейтинге удерживали «Марки» и «Скайлайны».

Не было бы счастья...

Следующей остановкой в путешествии по ночному городу стало кольцо Багратиона. Будто по заказу, прямо во время проведения «антитранзитной» операции здесь произошло знаковое ДТП – два «транзитчика» нашли друг друга. Слава богу, пострадали в этом инциденте лишь автомобили. Спустя минут 15 на месте происшествия появились начальник краевого УВД Андрей Николаев и и.о. начальника краевого ГИБДД Александр Лысенко. Пока шёл процесс оформления ДТП, они пообщались с участниками аварии и инспекторами ГИБДД. Выяснилось, что у одного из участников аварии только за этот год накопилось 7 нарушений (правда, не оплачен был всего один штраф – прим. автора).

Учитывая, что «грехи» попавших в ДТП людей были не столь значимы, Андрей Николаев предложил им на следующее утро приехать на «Зарю» для регистрации автомобилей. А заодно привести с собой всех своих знакомых с аналогичной проблемой. Присутствующему рядом и.о. начальника краевого ГИБДД Александру Лысенко Андрей Николаев отдал распоряжение выделить несколько людей специально для регистрации этих автомобилей. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Диалог на 19-ом КП

Водитель «Мазды RX-8», остановленной в час ночи на въезде в город, оказался на редкость честным человеком. Его «транзит» был выдан 30 августа.

– Я прописан не во Владивостоке. Чтобы поставить машину по месту прописки, нужен не один день. А у меня работа здесь – сейчас горячая пора, времени совсем нет. Вот разберёмся… – объяснил он начальнику УВД по Прморскому краю, который к тому моменту переместился на КП-19.

– Ваша машина не стоит на учёте, следовательно, нет и техосмотра. А эксплуатация транспортного средства, не прошедшего техосмотр, запрещена. Разве вы не знаете таких вещей? – спросил у автолюбителя Андрей Николаев.

– Да знаю… Но моему начальству на это плевать. Категорически не хотят давать мне ни отпуска, ни отгула! – оправдывался тот.

– Хорошо, мы не будем изымать ваш знак, ограничимся протоколом. Считайте, что это предупреждение, с учётом того, что прошло мало времени. Думаю, что вы человек адекватный, и обязательно примете меры для исправления ситуации, – вник в положение водителя глава приморской милиции.

Впрочем, даже если бы «транзиты» были изъяты, водитель имел бы возможность доехать до места назначения. В выдаваемой владельцам авто копии протокола значилось требование не останавливать автомобиль в течение двух дней после снятия знаков. Плюс ещё 5 дней давалось на то, чтобы зарегистрировать авто. Сами изъятые «транзиты» вместе с протоколом отправлялись в то структурное подразделение, где они были выданы.

– Такого бардака с транзитными номерами, как в Приморье, нет больше нигде в России. Только во Владивостоке несколько десятков тысяч автомобилей на «транзитах», – прокомментировал итоги «антитранзитного» мероприятия Андрей Николаев. По мнению главного милиционера Приморья, большинство грубых нарушений ПДД совершаются именно на автомобилях с транзитными номерами или вовсе без оных. – Многими водителями не выполняются ключевые требования ПДД. Ну, скажите мне, как без номеров может работать такси? А ведь такие факты у нас есть! Сегодняшняя ситуация с номерами складывалась десятилетиями, и за один-два дня её не исправить. Однако, проанализировав результаты сегодняшнего мероприятия, мы сможем найти путь скорейшего решения проблемы. Мы руководствуемся только одним – желанием привести всё в соответствие с федеральным законодательством. Иначе безнаказанность порождает вседозволенность.

По словам начальника приморского УВД, борьба с «транзитами» будет продолжена в более широких масштабах. А это значит, что осень и зима для приморских автолюбителей будут как никогда горячими.

Автор: Записал Александр САЛКОВ