Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Без политики

Во Владивостоке замаячил призрак оперы

В большом зале Приморской филармонии состоялась премьера оперы Моцарта «Волшебная флейта». Эта постановка – результат трёхлетней работы большого интернационального творческого коллектива.
Во Владивостоке замаячил призрак оперы

В большом зале Приморской филармонии состоялась премьера оперы Моцарта «Волшебная флейта». Эта постановка – результат трёхлетней работы большого интернационального творческого коллектива.

Кто вы, герр Щварц?

Началось всё в 2005 году. Именно тогда во Владивосток приехали солистки Штутгартского оперного театра Катриона Смит и Хелена Шнейдерман, а также Серджио Морабито - режиссёр этого известного в Европе открытостью и любовью к экспериментам театра. Владивостокским слушателям они подарили несколько концертов, а заодно познакомились со студентами и преподавателями академии искусств.

- Именно тогда, - говорит Петер Шварц, руководитель проекта «Волшебная флейта во Владивостоке», - и возникла идея – почти безумная, фантастическая и такая привлекательная: поставить во Владивостоке оперный спектакль силами творческих коллективов двух стран. Почему именно «Волшебная флейта»? А это название появилось как-то само собой. И всем понравилось.

Разумеется, в том же 2005 году «В» рассказал читателям и о будущей постановке, и о Петере Шварце. О его нежном отношении к России и Владивостоку, о трепетной любви к музыке. Тогда казалось, что воплотить в жизнь проект будет не так сложно – идею Петера поддержали в академии искусств, с пониманием отнеслись в Германии. Катриона Смит с восторгом согласилась петь, а в Москве, в театре «Новая опера», режиссёр Алексей Вэйро дал согласие осуществить постановку. И даже приехал во Владивосток, провёл кастинги, студенты академии искусств стали учить партии… А потом проявились все сложности, какие только могли быть – от поиска финансов до такой, типичной для провинциальной России, проблемы, как отсутствие не только в оркестре, но и во всём крае двух фаготов… Робин Энгилен, дирижёр, до сих пор вспоминает, как поразился, когда узнал, что партию второго фагота будет играть виолончель…

Проект «Волшебная флейта во Владивостоке» воплощался в несколько этапов. Осенью 2007 года режиссёр и сценограф проекта посетили Владивосток, познакомились с исполнителями, был проведён мастер-класс по актёрскому мастерству.

В прошлом году в краевой центр приезжала Катриона Смит, вместе с солистами филармонии и студентами академии искусств, Тихоокеанским симфоническим оркестром она исполнила арии из оперы, и, кстати сказать, этот концерт был одним из главных музыкальных событий года.

Петер Шварц – главная, наверное, движущая сила проекта. Три года на его вере, энтузиазме и неутомимых поисках партнёров, спонсоров, меценатов держалось всё. Сегодня он уже с улыбкой рассказывает, как практически никто во Владивостоке (из тех, к кому обращались за помощью или финансовой поддержкой) не верил в возможность постановки, но на вопрос, а нет ли желания взяться за новый проект, отвечает: «Всё возможно! Будет жалко не воспользоваться возможностью такого успешного совместного сотрудничества».

Это круче прыжка с парашютом!

Проект «Волшебная флейта во Владивостоке» - грандиозный эксперимент. Он всколыхнул и заставил иначе взглянуть на вещи очень многих – от солистов до оркестрантов, которые, кстати сказать, впервые после открытия Большого зала филармонии оказались в оркестровой яме.
И поначалу, как говорит дирижёр Робин Энгилен, были весьма этим недовольны. Но с каждой репетицией музыканты убеждались: и звук хорошо идёт, и места всем хватает, и исполнителей слышно.

Алексей Вэйро, режиссёр театра «Новая опера», вспоминает, что сразу же согласился принять участие в такой, на первый взгляд, авантюре, как постановка оперного спектакля в каком-то далёком Владивостоке, да ещё силами солистов из разных стран…

- Для меня это было как прыжок с парашютом. Ощущение риска, какой-то авантюры – это очень здорово, я считаю, и для театра это одно из важнейших чувств, которое помогает в творчестве.

- Вы приступили к репетициям месяц назад. Любой знаток вам скажет – собрать оперу за месяц невозможно.

- Знаете, я в первые дни во Владивостоке чуть ли не от каждого слышал: «Алексей, но ведь это невозможно». А я уверен – возможно, особенно при желании всех участников проекта. Кроме того, эта постановка – грандиозный эксперимент, не классический оперный спектакль.

- Я знаю, что сценически спектакль решён необычно…

- Да, условно, можно сказать. Мы как бы показываем: на сцене не актёры, которые перевоплотились в своих персонажей, а актёры, которые играют! У нас нет кулис, мы видим, как человек готовится на выход, когда он отыграл – нам видно, как он отдыхает. У нас – эксперимент, потому и на сцене много условностей.

- Легко ли вам было работать с Катрионой Смит?

- Более чем. У неё совершенно нет звёздности в худшем смысле слова, она не изображает приму, готова идти на эксперименты с режиссёром и дирижёром. Очень лёгкий и простой человек.

- Открыли ли вы для себя во Владивостоке исполнителей, которые могли бы работать и на московских сценах?

- Очень нравится, как работают Эльдар Тетакаев (Моностатос), Анна Проскурякова (Памина). Они сделали большой шаг вперёд, впрочем, я могу сказать так обо всех участниках спектакля.
Казалось бы, можно спокойно выдохнуть: три года работы не прошли даром, билеты на оба спектакля «Волшебная флейта» проданы – в зале аншлаг, какого ещё не было. Но у проекта «Волшебная флейта во Владивостоке» есть и глобальный смысл.

- Воплощение в жизнь оперного спектакля силами филармонии, училища, академии искусств, известного режиссёра, оперных звёзд такой величины, как Катриона Смит, это по сути и есть создание оперного театра во Владивостоке, - сказала Алла Смородинова, проректор по творческой работе и зарубежным связям академии искусств. – На самом деле говорить: «Театр оперы и балета во Владивостоке будет построен к 2012 году» - неправильно. Будут построены стены. А театр нужно создавать уже сейчас. И проект «Волшебная флейта во Владивостоке» показывает, как это можно сделать. Наш проект не только аккумулировал весь предшествующий опыт постановки во Владивостоке оперных спектаклей, но и стал новым этапом развития оперной культуры в городе.

Справка «В»

В постановке «Волшебной флейты» во Владивостоке приняли участие руководитель проекта Петер Шварц, режиссёр Алексей Вэйро, дирижёр Робин Энгилен, художник по костюмам и сценограф Ольга Васс, художники-осветители Ханнес Зеземанн и Ханс Фрюндт, хореограф Виктория Волкогонова, хормейстеры Лариса Швейковская и Татьяна Лупач. Солисты: Катриона Смит, Вольфганг Мирлах, Джозеф Шнурр, Сергей Плешивцев, Анна Проскурякова, Наталья Брылёва, Надежда Бобовская, Эльдар Тетакаев.

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

В этом номере:
«Транзит» не бессмертен
«Транзит» не бессмертен

Очередной раунд противостояния между сотрудниками ГИБДД Приморья и водителями автомобилей на «транзитах» случился на днях во Владивостоке. На этот раз в качестве свидетелей происходящего на дорогах милиционеры привлекли журналистов, в том числе и корреспо

Прилетел. Увидел. Пожурил

Вчера во Владивостоке побывал председатель правительства России Владимир Путин. В аэропорт московский спецрейс прибыл после полудня. А вечером премьер улетал в Пекин, поэтому график визита был расписан буквально по минутам.

Взойти на престол
Взойти на престол

В минувшее воскресенье прошло освящение великим чином храма священномученика Евсевия Самосатского в Марфо-Мариинской женской обители.

В одну думу можно войти дважды

В воскресенье, 11 октября, во Владивостоке состоялись выборы депутата городской думы по 6-му округу. Менее 10 процентов первореченцев решили судьбу одного мандата. Из трёх выдвинутых кандидатов с большим отрывом победил уже избиравшийся здесь ранее Павел

Не обижайте арендаторов

ОАО «Международный аэропорт Владивосток» наказан за создание дискриминационных условий. Приморское УФАС оштрафовало аэропорт на сумму, превышающую 300 тысяч рублей.

Последние номера