Уссурийск бросает вызов «КамАЗу»

На производственной площадке авторемонтного завода ОАО «25 АРЗ» в год планируется выпускать 65 тысяч единиц дорожной и строительной техники. Это прежде всего 30 тысяч автомобилей грузоподъёмностью свыше 15 тонн и 5 тысяч грузовиков грузоподъёмностью от 3,

6 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2609 от 6 окт. 2009
09592cb4f38ce9e353b170e0985b6839.jpg

На производственной площадке авторемонтного завода ОАО «25 АРЗ» в год планируется выпускать 65 тысяч единиц дорожной и строительной техники. Это прежде всего 30 тысяч автомобилей грузоподъёмностью свыше 15 тонн и 5 тысяч грузовиков грузоподъёмностью от 3,5 до 15 тысяч тонн, а также 30 тысяч автомобилей грузоподъёмностью менее 3,5 тонны. Вся техника будет оснащена двигателями, которые удовлетворяют требованиям экологического стандарта «Евро-4».

Зачем они нам?

В России производством грузовых автомобилей занимаются 24 предприятия, но только четыре завода выпускают тяжёлую технику в количестве более десяти тысяч штук в год – ОАО «ГАЗ», ОАО «КамАЗ», ОАО «УАЗ», ОАО «Урал». В 2008 году они выпустили свыше 218 тысяч грузовых автомобилей, или 84 процента от всех производимых в стране грузовых автомобилей.
В странах с развитым автомобилестроением количество таких предприятий намного больше. По данным отраслевых СМИ, к примеру, в США 15 заводов выпускают около восьми миллионов грузовых автомобилей, в Японии 13 заводов производят около двух миллионов грузовиков, почти столько же грузовой техники сходит с конвейеров 15 автопредприятий в Китае. При этом в ближайшие несколько лет спрос на внутреннем рынке России на грузовые автомобили может составить: в 2010 году – до 470 тысяч единиц, в 2015-м – до 500 тысяч единиц, в 2020-м – до 550 тысяч единиц.

Сегодня 80 процентов большегрузного автопарка страны старше десяти лет, хотя, по расчётам специалистов, любой автомобиль вырабатывает свой ресурс за семь-восемь лет. Мало того, и сама техника уже не отвечает нынешним требованиям заказчика. Так, «КамАЗ» выпускает машины с двигателями экологического стандарта «Евро-2» разработки 70-х годов, а Урал – 50-х годов прошлого века. Российский автопром не торопится переходить на новые, более экологически чистые двигатели стандарта «Евро-4». При том что сегодняшние заказчики, закупающие технику, выдвигают серьёзные требования к продукции по комфортности управления, эффективности и экологичности. Очевидно, что отечественные производители пока не могут удовлетворить спрос на грузовую технику ни по количеству, ни по ассортименту.

«Ветер с востока»

–ООО «Мао Моторс» намерено создать предприятие по производству современных грузовых автомобилей и специальной строительной и дорожной техники в Приморье, – рассказывает заместитель директора Приморского представительства «Ассоциации строителей России» Александр Стаценко. – В российский холдинг входят несколько заводов в разных частях страны. Раньше компания занималась продажей грузовиков, теперь создаёт сборочные производства в стране.

На территории авторемонтного завода в Уссурийске планируется собирать грузовики компании Dongfeng («Ветер с востока»), входящей в первую пятёрку автопроизводителей Поднебесной.

Dongfeng специализируется на выпуске всех видов коммерческого транспорта, легковых автомобилей, запасных частей и автомобильного оборудования. В числе стратегических партнёров фирмы – японские и американские автомобильные компании. Все новые модели автомобилей, выпускаемые с 2004 года, разработаны инженерами Dongfeng в тесном сотрудничестве со специалистами конструкторских центров зарубежных коллег.

В первое время в Уссурийске планируется выпускать три разновидности седельных тягачей с колёсными формулами 8х4, 6х6 и 6х4, оснащённых двигателями разработки 2008 года – «Евро-4».

Московский выбор


Для размещения автопроизводства администрацией Приморского края были предложены 18 площадок. Технические специалисты ООО «Мао Моторс» выбрали три и осмотрели их. В Уссурийске – это бывший военный авторемонтный завод ОАО «25 АРЗ» и комбайноремонтный завод. Во Владивостоке – ОАО «98 АРЗ». По техническим параметрам больше всего подошёл уссурийский авторемонтный. Там есть помещения, которые позволяют разместить технологическую конвейерную линию, длиной около 300 метров, склады для комплектующих деталей, а также оборудовать стоянку для хранения готовой техники на территории предприятия.

– Сейчас здесь работает около 300 человек, – рассказывает Александр Стаценко. – Когда сборочное производство выйдет на полную мощность, потребуется 4,5 тысяч рабочих. Но эта проблема решаема, – считает Александр Стаценко. – Налаживать сборочное производство в Уссурийске будут специалисты ООО «Мао Моторс», имеющие немалый опыт работы в российских автомобильных компаниях – таких, как КАМАЗ, Урал. Кроме того, в Уссурийске есть два профтехучилище, которые готовят необходимые рабочие специальности.

Специалисты не сомневаются, что ООО «Мао Моторс» остановит свой выбор на территории ОАО «25 АРЗ». Тем не менее, составлены технические паспорта на все три завода, и отправлены в Москву – окончательное решение будет принято там.

Справка «В»

Новый автозавод планирует выпускать:
самосвалы грузоподъёмностью более 20 и более тонн;
автобетоносмесители;
автопоезда (трубоплетевозы, лесовозы);
автоцистерны для перевозки продуктов;
спецтехнику для нефтегазового комплекса;
шасси для заводов спецтехники.
Кстати, форма собственности автозавода – совместное предприятие (СП) с участием китайского капитала. Доля собственности: 51 процент – российская сторона (территория, инфраструктура), 49 – китайская сторона (технологии, оборудование, оборотные средства).

Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»