Любознательная мадемуазель

Катрин Денёв решительно настаивает на том, чтобы к ней обращались «мадемуазель». Впрочем, это понятно – знаменитая актриса не замужем, она независимая, сильная женщина. Женщина, которой нельзя не восхищаться, актриса, ставшая легендой при жизни... Поверит

23 сент. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2602 от 23 сент. 2009
46fff4643b4b7730ff738c03341a26c2.jpg

Катрин Денёв решительно настаивает на том, чтобы к ней обращались «мадемуазель». Впрочем, это понятно – знаменитая актриса не замужем, она независимая, сильная женщина. Женщина, которой нельзя не восхищаться, актриса, ставшая легендой при жизни... Поверить, что она приедет во Владивосток, было почти невозможно, и неудивительно, что на пресс-конференцию со звездой пришло столько прессы, сколько, наверное, никому доселе на кинофестивале не снилось…

Согласна быть злой королевой

Общаясь с журналистами, Катрин Денёв была эмоциональной – улыбалась, даже от души рассмеялась; но оставалась серьёзной, уважительной и знающей себе цену…

- Начиная карьеру в юном возрасте, вы точно знали, к чему шли? И фаталистка ли вы?

- Актрисой я стала случайно. Моя сестра, Франсуаза Дорлеак, снималась в фильме, и потребовалась девушка на роль её сестры. Так я попала в кино – не зная, куда иду… Сегодня я всегда точно знаю, чего хочу и чего не хочу, но никогда не могу быть уверена заранее в том, куда иду. Ведь знать будущее нам не дано. Я не уверена в том, что продолжила бы свою карьеру, если бы не встретила Жака Деми (режиссёр фильма «Шербурские зонтики». – Прим. авт.).
Что касается фатализма… Я редко сопротивляюсь судьбе, с другой стороны, как я уже говорила, я точно знаю, чего не хочу.

- Чего же вы не хотите?

- Сложно сказать… Если бы мне сказали: тебе было бы резонно и умно поступить вот так, но я бы этого не чувствовала, я бы не хотела так поступить. Не думаю, что буду так уж экстравагантна, если скажу, что я упряма и свои принципы и правила в жизни редко меняю. Если моя совесть говорит: так нельзя, я не сделаю.

- Вы работали с разными режиссёрами, включая таких, как Ларс фон Триер и Франсуа Озон, а с кем вам было комфортнее всего работать?

- Комфортно – это не самое важное для актёра. Куда важнее чувствовать себя свободным, чувствовать настоящее доверие со стороны режиссёра. Всегда хочется найти что-то новое, открыть для себя, делать что-то, чего ты ещё не делала в жизни. Я работала с режиссёрами, которые являются настоящими авторами картин, с теми, кто участвовал уже в написании сценария. Я была уверена в том, чего они от меня хотят, и в том, что они возьмут от меня то, что я могу дать.

- В какой из ваших ролей больше вас, чем вашей героини?

- В фильмах, говорящих о современности, например в «Метро»… Потому что я больше понимаю эти ситуации. С другой стороны, даже если я не идентифицирую себя с героиней, это сложнее, но интереснее играть.

- Вы когда-то играли в сказках, не хотели бы попробовать ещё?

- Я обожаю сказки, но какие роли мне могут сейчас предложить? Злую королеву в «Белоснежке»? Я была бы готова, но таких предложений не поступало…

- А есть ли какой-то эксперимент, на который вы не пойдёте?

- Предрассудков по отношению к характерам персонажей, которые мне предлагают сыграть, у меня нет, наверное, я бы на всё пошла, даже на совсем антипатичные роли согласилась. Играть неприятных людей сложно – ведь хочется, чтобы тебя любили…

- Почему вы согласились сыграть второстепенную роль в фильме «Восток-Запад»?

- Для меня «Восток-Запад» очень важная картина. У режиссёра Режи Варнье я снималась в главной роли в фильме «Индокитай». После фильма мы часто встречались, обсуждали кино и фильмы 50-60-х годов. В этих лентах было много второстепенных ролей, которые на самом деле таковыми считать нельзя, потому что они были сыграны известными актёрами и были крайне необходимы. К сожалению, сегодня, если человек исполняет несколько второстепенных ролей, ему тут же дают главные, называют звездой – и больше в маленьких ролях он сниматься не желает. И Режи сказал: а если я напишу сценарий, где для тебя будет «второстепенная» роль? Я сказала – да. И когда прочитала сценарий «Восток-Запад», поняла, насколько важна в фильме моя героиня.
Кстати. Я только что закончила сниматься – всего неделю – у Эрика Лартиго, он снял картину по роману Дугласа Кеннеди. И роль у меня тоже не главная.

- В фильме «Восток-Запад» ваша героиня спасает человека. Приходилось ли вам в жизни спасать кого-то, пользуясь своей известностью или не пользуясь ею?

- Действие фильма происходит в другие времена, сегодня в Западной Европе, к счастью, нет стран, где могли бы случиться подобные истории. Я много помогала людям, однако сказать, что кого-то спасла, – нет, это слишком высокое слово.

С другой стороны, если говорить о спасении… Я принципиальный противник смертной казни и потому всегда подписываю петиции против смертной казни, например в США. К сожалению, далеко не всегда получается спасти. И раз уж мы заговорили об этом… На будущей неделе я собираюсь принять участие в демонстрации в поддержку нобелевского лауреата Аун Сан Су Чжи, которая содержится в Мьянме в тюрьме. Мы будем требовать освобождения Аун – жертвы произвола и насилия власти. И буду принимать участие впредь. Я знаю, что Мьянма – потрясающе красивая страна, но ни за что туда не поеду до тех пор, пока там творятся такие вещи. Предложения и приглашения были, но я от них всегда отказывалась.

Мадам Денёв на кухне

Наверное, невозможно задать вопрос, который бы звезда масштаба Катрин Денёв ещё не слышала от журналиста. И тем не менее актриса отвечала без тени скуки, без кривляния и каких бы то ни было симптомов «звёздной болезни» - какой урок для многих российских «звездулек»…

- Элизабет Тейлор сказала: «Лучший возраст для женщины – 50 лет, жаль, что понимаешь это в 70». Есть у вас своя версия лучшего женского возраста?

- Можно было бы считать, что самый лучший возраст – от 18 до 25. На самом деле это не так, потому что очень часто это время сложных любовных историй, каких-то даже трагических моментов. Самый лучший возраст зависит от того, чем ты занимаешься, есть ли у тебя дети или нет. Если у женщины ребёнок появляется в 40 лет, безусловно, она будет считать, что это её лучший возраст.
Что касается женщин и в большей степени актрис, процесс старения для них очень сложный. Поэтому надо жить сегодня как можно больше, как можно глубже – для того, чтобы потом не жалеть о том, что ты чего-то не видела.

- Мужчина должен родить сына, построить дом и посадить дерево. А женщина?

- То же самое… Причём родить можно и дочку, не только сына. И посадить можно много деревьев – например при появлении каждого ребёнка.

- Есть ли у вас в жизни кумир, человек, которым вы восхищаетесь?

- Я восхищаюсь многими людьми, например американской актрисой Луизой Брукс. У неё был очень сильный характер, за который - особенно на фоне киносистемы США тех лет – ей пришлось очень дорого заплатить.

- В России вышла книга «Красавица навсегда», посвящённая вам. Как вы относитесь к названию книги и лёгким ли было сотрудничество с автором?

- Сотрудничества не было. Было одно большое интервью, а затем он решил написать обо мне книгу, сочтя, вероятно, что меня хорошо знает…
Что касается названия, оно мне не нравится. Я с ним не согласна. Красавица навсегда – это сказка, это невозможно. Но можно быть красивой духовно, а главное в том, что красота – далеко не всё…

- Вы написали книгу. Довольны ли результатом?

- Это не была книга в прямом смысле. Я вела конспекты, когда снималась в кино, в основном вне Парижа. Вечером, оставаясь в гостинице одна, я кое-что записывала. И вот меня попросили опубликовать эти заметки. Так что книга получилась о кино, а те, кто ожидал интимных откровений, были разочарованы, потому что интимное я оставляю закрытым.

- Какое место занимает чтение в вашей жизни? И могут ли звёзды вашей величины пропагандировать чтение?

- Боюсь, от такой пропаганды не будет большого эффекта. Мы живём в эпоху, когда главенствуют видео, Интернет… Сейчас мир связан с изображением, а не со словом. Я воспитывалась по-другому, но тогда жизнь была другой. Должна признаться, что книг читаю теперь меньше, чем раньше, зато смотрю много хорошего кино и читаю много прессы. Да, мне жаль, что молодёжь читает всё меньше, но я очень надеюсь, что литература в конце концов сможет занять своё законное место.

- Любите ли вы ходить в театр?

- Да, хотя никогда в жизни не играла в театре. С восторгом посмотрела в Париже спектакль «Танец», который поставил албанский хореограф, новую постановку «Вишнёвого сада», это одна из моих любимых пьес, я слежу за всеми её постановками. И никогда не надоедает. Я бы хотела сыграть в пьесе Чехова, я его очень люблю. И вообще мне нравится русская литература, в ней такие страстные и сложные персонажи… Русским актрисам везёт – такая богатая литература!

- Вы готовите?

- Я живу нормальной жизнью, поверьте. И люблю готовить, особенно когда живу в нашем деревенском доме, для семьи, друзей, самой себя. Моя дочь Кьяра, между прочим, отказывается есть любое сырное суфле, если его готовила не я.

- А если бы не стали актрисой, то кем?

- Археологом. Я даже своих детей пыталась поставить на этот путь, но, увы, они предпочли актёрство.

- Есть ли у вас жизненный девиз?

- Быть любопытной и открытой. Если я согласилась на поездку во Владивосток, то только потому, что никогда здесь не была и мне было интересно увидеть место, которое для французов находится на конце континента. Всем желаю быть открытыми и всегда открывать для себя что-то новое. И я не жалею о том, что сюда приехала.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ