Мужики оказались “шустрыми”

Еще спит Щербаковка, маленькое село в Ольгинском районе. Отдыхают и рабочие вахтового строительного отряда Кавалеровского акционерного строительного общества. А Галина Кравченко в 5.30 уже на ногах. Она повар, ей надо кормить людей - 40 человек, вкалывающих на свежем воздухе. Накормить вкусно, чтоб не обижались. Работают-то мужики здорово. А вкусно у Галины всегда. Вот уже 2 года - столько времени она на вахте. Срок в этих условиях - уникальный... Тут много хороших работников назовут. И Михалева, и Анджиевского, и Панфилова, что на самой тяжелой технике. Но сначала обязательно скажут о поварах: о Галине Кравченко и Галине Боровик... Самое главное в этом деле, конечно, продукты. Их начальство добывает на всех уровнях. Ну а потом умелые руки, душа. И борщ, и салаты - все с выдумкой. Начал рассказ со столовой, потому что именно с организации питания и начинался Кавалеровский строительный десант в Щербаковке. Для жителей маленькой деревушки он оказался нежданным-негаданным. Разговоры между старушками пошли сразу: - Вот, понаехали. Теперь и пьянки, и драки... Шустрые больно... А им не шустрить никак было нельзя. Время - деньги. За деньгами и ехали, побросав семьи. Чтобы заработать и эти самые семьи обеспечить. Развернулись быстро. Купили пару домов, привезли вагончики. Потом - столовая. Кстати, недавно ее капитально отремонтировали, любо-дорого посмотреть. При столовой и погреб с запасами на зиму. Самое главное после столовой - электричество. Без него нет работы. А в Щербаковке его... не было. Формально оно, правда, было, да только от случая к случаю. Когда строители запустили свою дизельную электростанцию, энергии хватило и стройучастку, и селу. Зажглась в доме бабушки Сони Андрейчук (тоже сначала побаивалась пришельцев) настоящая “лампочка Ильича”. И щербаковский народ, не зная, кому платить, пользуется электричеством просто так. Пусть. Пусть хоть что-то в маленькой деревеньке будет, как завещал Ленин. Когда кое-кого из местных пригласили на работу, те поначалу заартачились: “Не надо нам этого. Женьшеня одного в лесу на “мильены” - прокормимся”. Но это было сначала. Сегодня и щербаковцы в “десанте” участвуют. Довольны. Довольны и тем, что хулиганства в селе практически не стало. Когда есть работа, не до баловства. Не вдруг, разумеется, появился в Щербаковке кавалеровский десант. Сколько было приложено усилий в поисках заказчика - одному богу известно да генеральному директору А. Чистякову. Никак нельзя было оставить без работы отличный, слаженный коллектив, который в самом Кавалерово, да и в других районах, построил за долгие годы немало: жилье, объекты промышленности, соцкультбыта. Не рассыпаться же, не сокращаться до одного названия, как произошло со многими. Усилия даром не пропали. Работу дал коллективу приморский комитет дорожного хозяйства. И остановился на кавалеровцах не случайно, наверное. Знали, что берут настоящих строителей, имеющих и опыт, и всю необходимую технику. На участке сегодня 9 большегрузных автомобилей, машина-”хозяйка”, заправщик, автобус, экскаваторы, бульдозеры, каток, кран для укладки перепускных дорожных труб. Их, труб то есть, здесь хватает. Только в самой Щербаковке уложено 5. И каждая - серьезное инженерное сооружение со сложным фундаментом, с большим объемом земляных работ. Уже потом, на подготовленное, кран осторожно опускает бетонное звено. Сколько их всего, таких сооружений? - 600 метров, - говорит начальник участка Александр Липский. - Тут арифметика простая: каждая по 50 метров... Но очень непросто дались эти трубы кавалеровцам, да и сама дорога. Практически всю жизнь они строили дома. Там блоки, монтаж, сварка. Тут же - профиль, взрывные работы, пескогравий, щебень, черное покрытие. Своя специфика. И неудивительно, что первые участки сдавались с шероховатостями, с переделками. Пришлось учить людей. Липский сам в первую очередь засел за специальную литературу. Это при том, что строит он всю свою жизнь. Эта жизнь и заставила по-новому подойти к делу. Сегодня кавалеровские строители с полным правом могут называть себя дорожниками. Не последнюю роль, наверное, сыграло и то, что сам генеральный директор Чистяков - дорожный строитель, потому и брался смело за эти объекты. Сегодня все, что планируется на щербаковском участке, выполняется точно в срок. Не узнать центральную улицу Щербаковки. За два с небольшим года сделаны отличное покрытие, тротуары, автобусные остановки, все как положено. И за селом трасса добротная, надолго. Тут в ходу слово “реставрация”, но уж какая это реставрация - новая дорога. А еще дорогу зовут “подходами”. Потому что она ведет к мосту. Объект комплексный. Мостовики чуть задержали строителей, но к 25 октября мост все же опробовали. Участок сдан. Заработаны деньги. - Кавалеровцы делают очень важное дело на трассе Находка-Лазо-Ольга-Кавалерово, - говорит ведущий инженер приморского дорожного хозяйства Нина Проскурякова. - Скажу только: каждый год минимум 5 мостов и многие километры полотна смываются паводками. На восстановление тратятся большие деньги. Но деревянный мост или наспех засыпанные промоины - лишь до следующей воды. Жаль, что не находится на дорогу денег, что давно уже написан приказ о приостановке работ на ДРСУ в Ольге, на 378-389-м, 338-343-м километрах и в Щербаковке в том числе. А к самим кавалеровцам претензий нет. Качество работ хорошее, инициативы достаточно. Они даже сами помогают снабжать стройку материалами по разным взаимным расчетам - хотят работать. ...У входа в управление АСО шумно. Рабочие ждут автобусов для поездки на очередную вахту. Как они сами-то? У них претензий ни к начальству, ни к организации нет. Правда, тут тоже задержка в зарплате, но выручают командировочные. Во-первых, это дело святое, их всегда оплачивают, а во-вторых, они довольно приличные. Вполне можно и семье на прокорм оставить. - Так и делаем, - говорит водитель Александр Мартынов. - На вахте есть все необходимое. Само собой для работы и для быта - и постельное белье в общежитии, и “видик”, и столовая. Так работать можно. А в разговорах нет-нет да и проскакивает словцо “прикроют”... О том приказе все знают. И работают на задел. На перспективу. Верят.

21 нояб. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №26 от 21 нояб. 1996

Еще спит Щербаковка, маленькое село в Ольгинском районе. Отдыхают и рабочие вахтового строительного отряда Кавалеровского акционерного строительного общества. А Галина Кравченко в 5.30 уже на ногах. Она повар, ей надо кормить людей - 40 человек, вкалывающих на свежем воздухе. Накормить вкусно, чтоб не обижались. Работают-то мужики здорово.

А вкусно у Галины всегда. Вот уже 2 года - столько времени она на вахте. Срок в этих условиях - уникальный... Тут много хороших работников назовут. И Михалева, и Анджиевского, и Панфилова, что на самой тяжелой технике. Но сначала обязательно скажут о поварах: о Галине Кравченко и Галине Боровик... Самое главное в этом деле, конечно, продукты. Их начальство добывает на всех уровнях. Ну а потом умелые руки, душа. И борщ, и салаты - все с выдумкой.

Начал рассказ со столовой, потому что именно с организации питания и начинался Кавалеровский строительный десант в Щербаковке. Для жителей маленькой деревушки он оказался нежданным-негаданным. Разговоры между старушками пошли сразу:

- Вот, понаехали. Теперь и пьянки, и драки... Шустрые больно...

А им не шустрить никак было нельзя. Время - деньги. За деньгами и ехали, побросав семьи. Чтобы заработать и эти самые семьи обеспечить. Развернулись быстро. Купили пару домов, привезли вагончики. Потом - столовая. Кстати, недавно ее капитально отремонтировали, любо-дорого посмотреть. При столовой и погреб с запасами на зиму.

Самое главное после столовой - электричество. Без него нет работы. А в Щербаковке его... не было. Формально оно, правда, было, да только от случая к случаю. Когда строители запустили свою дизельную электростанцию, энергии хватило и стройучастку, и селу. Зажглась в доме бабушки Сони Андрейчук (тоже сначала побаивалась пришельцев) настоящая “лампочка Ильича”. И щербаковский народ, не зная, кому платить, пользуется электричеством просто так. Пусть. Пусть хоть что-то в маленькой деревеньке будет, как завещал Ленин.

Когда кое-кого из местных пригласили на работу, те поначалу заартачились: “Не надо нам этого. Женьшеня одного в лесу на “мильены” - прокормимся”. Но это было сначала. Сегодня и щербаковцы в “десанте” участвуют. Довольны. Довольны и тем, что хулиганства в селе практически не стало. Когда есть работа, не до баловства.

Не вдруг, разумеется, появился в Щербаковке кавалеровский десант. Сколько было приложено усилий в поисках заказчика - одному богу известно да генеральному директору А. Чистякову. Никак нельзя было оставить без работы отличный, слаженный коллектив, который в самом Кавалерово, да и в других районах, построил за долгие годы немало: жилье, объекты промышленности, соцкультбыта. Не рассыпаться же, не сокращаться до одного названия, как произошло со многими.

Усилия даром не пропали. Работу дал коллективу приморский комитет дорожного хозяйства. И остановился на кавалеровцах не случайно, наверное. Знали, что берут настоящих строителей, имеющих и опыт, и всю необходимую технику. На участке сегодня 9 большегрузных автомобилей, машина-”хозяйка”, заправщик, автобус, экскаваторы, бульдозеры, каток, кран для укладки перепускных дорожных труб.

Их, труб то есть, здесь хватает. Только в самой Щербаковке уложено 5. И каждая - серьезное инженерное сооружение со сложным фундаментом, с большим объемом земляных работ. Уже потом, на подготовленное, кран осторожно опускает бетонное звено. Сколько их всего, таких сооружений?

- 600 метров, - говорит начальник участка Александр Липский. - Тут арифметика простая: каждая по 50 метров...

Но очень непросто дались эти трубы кавалеровцам, да и сама дорога. Практически всю жизнь они строили дома. Там блоки, монтаж, сварка. Тут же - профиль, взрывные работы, пескогравий, щебень, черное покрытие. Своя специфика. И неудивительно, что первые участки сдавались с шероховатостями, с переделками. Пришлось учить людей. Липский сам в первую очередь засел за специальную литературу. Это при том, что строит он всю свою жизнь. Эта жизнь и заставила по-новому подойти к делу. Сегодня кавалеровские строители с полным правом могут называть себя дорожниками. Не последнюю роль, наверное, сыграло и то, что сам генеральный директор Чистяков - дорожный строитель, потому и брался смело за эти объекты.

Сегодня все, что планируется на щербаковском участке, выполняется точно в срок. Не узнать центральную улицу Щербаковки. За два с небольшим года сделаны отличное покрытие, тротуары, автобусные остановки, все как положено. И за селом трасса добротная, надолго. Тут в ходу слово “реставрация”, но уж какая это реставрация - новая дорога. А еще дорогу зовут “подходами”. Потому что она ведет к мосту. Объект комплексный. Мостовики чуть задержали строителей, но к 25 октября мост все же опробовали. Участок сдан. Заработаны деньги.

- Кавалеровцы делают очень важное дело на трассе Находка-Лазо-Ольга-Кавалерово, - говорит ведущий инженер приморского дорожного хозяйства Нина Проскурякова. - Скажу только: каждый год минимум 5 мостов и многие километры полотна смываются паводками. На восстановление тратятся большие деньги. Но деревянный мост или наспех засыпанные промоины - лишь до следующей воды. Жаль, что не находится на дорогу денег, что давно уже написан приказ о приостановке работ на ДРСУ в Ольге, на 378-389-м, 338-343-м километрах и в Щербаковке в том числе.

А к самим кавалеровцам претензий нет. Качество работ хорошее, инициативы достаточно. Они даже сами помогают снабжать стройку материалами по разным взаимным расчетам - хотят работать.

...У входа в управление АСО шумно. Рабочие ждут автобусов для поездки на очередную вахту. Как они сами-то? У них претензий ни к начальству, ни к организации нет. Правда, тут тоже задержка в зарплате, но выручают командировочные. Во-первых, это дело святое, их всегда оплачивают, а во-вторых, они довольно приличные. Вполне можно и семье на прокорм оставить.

- Так и делаем, - говорит водитель Александр Мартынов. - На вахте есть все необходимое. Само собой для работы и для быта - и постельное белье в общежитии, и “видик”, и столовая. Так работать можно.

А в разговорах нет-нет да и проскакивает словцо “прикроют”... О том приказе все знают. И работают на задел. На перспективу. Верят.

Автор: Анатолий БОНДАРЕНКО, специально для “В”