Сергей Дарькин:

«Жизнь в крае продолжается, несмотря на кризис»

16 сент. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2598 от 16 сент. 2009
386e012efda129aee67276d141bf4dbf.jpg

– Год тому назад разразился мировой финансово-экономический кризис. Сейчас, в годовщину кризиса, как Вы оцениваете его влияние на экономику Приморья?

Кризисные явления проявляются в Приморском крае меньше, чем в других регионах. Край получает большую поддержку благодаря федеральным программам, в том числе – по развитию Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР. Главная причина того, что мы достаточно неплохо выглядим во время кризиса, – это наши инвестиционные программы, которые уже начали реализовываться в Приморском крае. Полным ходом идёт подготовка к саммиту АТЭС, кроме того, начинаются мощное строительство по другим проектам, реализация которых до 2012 года должна в полтора раза увеличить валовый региональный продукт. В Приморье заходит «Газпром», начинает варить газопровод, «Транснефть» заканчивает свой проект в Козьмино, скоро мы отгрузим первую партию нефти, «Роснефть» начинает строительство нефтеперерабатывающего завода.

Считаю, что привлечение инвестиций во время кризиса наиболее эффективно и оптимально. Мы готовились к подобному развитию событий, в предшествующие кризису годы я старался привлечь в край как можно больше эффективных инвестиционных проектов, и сейчас это работает.

Несмотря на меры, которые предпринимает правительство для защиты собственного производителя, например, введение пошлин на иномарки, в Приморском крае оборот малого и среднего бизнеса один из самых больших в стране – 22 процента, а налоговая нагрузка – одна из самых низких: предприятия малого и среднего бизнеса платят со 100 рублей 4 рубля налогов. Наша рыбная отрасль – первая по всей стране. В сельском хозяйстве прирост производства составил 104 процента. Кстати, недавно я подписал постановление о передаче новых квартир работникам села, что поможет нам закрепить нужных специалистов. Есть и резервы, например, игорная зона. Такая точечная эффективная работа позволила краю неплохо себя чувствовать во время кризиса.

– Недавно в Хабаровске состоялось совещание по вопросам борьбы с безработицей и ликвидации задолженности по зарплате с участием Генпрокурора РФ и полпреда Президента РФ по ДФО, на котором Приморье получило высокую оценку. А как оцениваете ситуацию Вы лично?

– Экономическая ситуация в крае, а значит, и социальная обстановка, остаются стабильными. В Приморском крае на 1 сентября задолженность по зарплате составила 27 миллионов рублей. Отмечу, что это самая низкая задолженность за все последние 15 лет, и это несмотря на кризис. Бюджетная сфера везде работает стабильно. У нас сегодня нет задолженности по зарплате ни в муниципальных, ни в краевых учреждениях.

– Тем не менее, на некоторых предприятиях проблемы отмечались – на Ярославском ГОКе, на предприятиях оборонного комплекса, где проходили акции протеста…

– Непростая обстановка была на Ярославском ГОКе, но долги по зарплате были выплачены. Мы продолжаем ежедневно отслеживать ситуацию, и должен отметить, что собственник предприятия принимает меры по сохранению производства, мы ему помогаем.

Сейчас руководство страны принимает самые жёсткие меры в этом направлении. Есть указ президента РФ, который гласит, что если собственник предприятия вовремя не выплачивает зарплату, то прокуратура имеет право через суд конфисковать имущество предприятия, продавать его и расплачиваться с работниками. Считаю это правильным.

Отмечу, что основная часть задолженности по зарплате в Приморье приходится на предприятия Минобороны. Сейчас мы вместе с министерством, руководителями предприятий и прокуратурой работаем над тем, чтобы зарплата работникам военных заводов выплачивалась своевременно.

– Насколько успешно реализуются планы по подготовке к саммиту АТЭС 2012 года?

– Три года назад, когда я заявлял о перспективах проведения саммита АТЭС, о планах по строительству нефте– и газопровода, нефтеперерабатывающего завода и порта по отгрузке нефти, многие сомневались, что Приморский край станет точкой роста экономики всей страны, что будет осуществляться этот «первый эшелон» инвестиционных проектов. Сейчас можно выйти на улицу и посмотреть, что происходит во Владивостоке, в Находке.

Но есть ещё и «второй эшелон» инвестпроектов, говоря о котором я имел в виду индустриальную зону. Возле каждого крупного предприятия всегда появляется серия производств, которые могут эффективно работать на том сырье, которое он производит. Вторая очередь Находкинского НПЗ – это производство пластмасс и нефтехимии, шинное производство. Это малые, средние и крупные предприятия.

Ещё один важный проект «второго эшелона» – автосборочное производство компании «Соллерс». Первая очередь проекта – 15 тысяч машин год, в перспективе – до 150 тысяч. Сейчас правительство готовит постановление о снижении тарифа на перевозку автомобилей из западной в восточную часть страны и наоборот. То есть не только «Жигули» нам, но и приморские авто в европейские области будут возиться по льготным расценкам.

Изменение статуса края происходит сейчас, на наших с вами глазах. Каждый день что-то меняется. Например, скоро начнётся строительство современного полигона твёрдых бытовых отходов во Владивостоке с переработкой отходов, а это значит, нам предстоит научить горожан раздельному сбору мусора. Отсутствие полигона для твердых бытовых отходов – одна из главных проблем краевого центра, свалку на Горностае необходимо ликвидировать, есть идея о строительстве здесь завода по сжиганию мусора и производству электроэнергии. Но пока этот проект идёт сложно.

Сегодня ведётся активная работа по строительству во Владивостоке центральных очистных сооружений. Заканчивается проектировка очистных северного, южного и восточного районов. Решаются колоссальные инженерные задачи. Предстоит построить в центре города канализацию, которой здесь никогда не было!

– Как складываются взаимоотношения с подрядчиками на объектах саммита? Известно, что население острова Русский относится к развернувшемуся строительству довольно неоднозначно, есть жалобы жителей по ряду проблем. Что делается для их решения?

– Во-первых, мы убеждены, что всё здесь будет построено вовремя. А мост на остров Русский, надеюсь, откроем раньше срока. Из федерального бюджета на строительство объектов АТЭС в 2010 году запланировано выделить 105 миллиардов рублей, и ни копейки из этой суммы не «срезано».

Во-вторых, вопрос в том, что таких масштабных строек, как объекты саммита АТЭС, в нашей стране не было несколько десятков лет. Иногда на каких-то этапах работ возникают определенные сбои: возникают проблемы с передачей земельных участков, выявляются нюансы в проектах, не успевают сделать экспертизу – всё это сказывается на сроках. Наша задача – скоординировать работу, и мы этим занимаемся.

Проблемы на Русском есть, но все вопросы решаются. Мы активно и эффективно взаимодействуем с федеральными органами, Тихоокеанским флотом. Кстати, сейчас на Русском работают 5500 человек, из них половина приморцев, половина приезжих, только 5 процентов – иностранцы. Особо хочу отметить, что по нашим проектам все подрядчики – российские и приморские компании.

– В «тени» строительства мостов остаются другие достаточно масштабные инфрастуктурные проекты…

– Что сейчас делается? Мы поднимаем классность аэродрома. Здесь будет построено две хороших всепогодных полосы, современный аэропортовый комплекс. Приморцы и жители края смогут на высшем уровне получать услуги авиации. Это важно и для бизнеса. Один из идолов азиатской экономики – Лих Ван Ю, который вывел Сингапур на лидирующие позиции в Азии, считает, что аэропорт – это одна из точек, с которых начинается бизнес в стране.

Решен очень важный вопрос о строительстве объездной дороги «Аэропорт – Де-Фриз – Патрокл». Это мощная артерия, которая соединит отдалённые районы города, и мы на 20 лет вперёд решим проблему с пробками во Владивостоке. Это стратегически необходимый для города проект, который даст новые возможности для развития Де-Фриза, сделает ближе Уссурийск.

Раньше проекты по строительству этой дороги были очень дорогие, поэтому федеральный центр их отвергал. Мы смогли найти вариант по удешевлению проекта на 20 миллиардов рублей. Федеральный бюджет будет финансировать строительство дороги, но и мы взяли на себя обязательства вложить 8 миллиардов рублей из краевого бюджета.

– Каким Вы видите приморский бюджет следующего года?

– Бюджет на 2010 год сейчас находится в стадии разработки. В связи с кризисными явлениями в экономике мы приняли специальный краевой закон «Об особенностях составления рассмотрения и утверждения бюджета 2010 года», согласно которому проект бюджета будет внесён на рассмотрение законодательного собрания не позднее 10 октября. По прогнозу, в текущем году ожидается рост доходной части бюджета. Небольшое, но стабильное увеличение доходной части краевого бюджета сохранится и в 2010 году. Это позволяет нам уверенно смотреть в будущее, в том числе – в вопросе исполнения социальных статей.

Тем не менее, влияния мирового кризиса избежать не удастся. Предполагается сокращение субсидий и дотаций из федерального бюджета. Федерация передаёт краю часть полномочий, в том числе – по обеспечению лекарственными средствами и по организации летнего отдыха детей. Мы готовы их исполнять, а также оставляем все социальные полномочия, которые сейчас есть у края.

– Несмотря на все финансовые трудности последнего года, в крае развивается хоккей, вводятся в строй спорткомплексы и крытые катки. Как Вы считаете, скоро ли в Приморье будет команда мастеров, способная играть в КХЛ?

– Уже в этом году в крае появится своя хоккейная команда, которая будет называться «Приморье» и располагаться в Уссурийске. В этом деле мы изначально будем опираться на собственные силы.

Скажу без ложной скромности, что администрация края и я лично делаем многое для улучшения ситуации в городах и районах края, в том числе в вопросах развития спорта. Недавно сдан ледовый дворец в Большом Камне, заканчивается строительство бассейна в Партизанске, 31 декабря сдадим ледовый дворец в Чугуевке. Все пять многофункциональных спортивных комплексов, которые мы запланировали начать строить в следующем году, будут построены. У нас на самом деле много проектов реализуется именно в глубинке.

В Приморье развивается не только хоккей. Как известно, во Владивостоке был проведён финал чемпионата России по пляжному волейболу, наши девочки заняли третье место. Только что завершился чемпионат России по парусным гонкам. На очереди – международный теннисный турнир, бадминтонный турнир «Russian Open». Владивосток становится мощным центром притяжения спорта, местом поведения престижных международных состязаний.

– Скоро начнётся очередной кинофестиваль «Pacific Meridian». Оправдала ли себя эта Ваша идея за прошедшие годы?

– Мы делаем всё возможное, чтобы максимальное количество приморцев принимало участие в фестивале. Церемонии открытия и закрытия из года в год получается всё более интересными и массовыми. В этом году будет в два раза больше наших любимых актеров театра и кино, которые поедут с гастролями по всему краю. У касс кинотеатров же наблюдается ажиотаж по поводу билетов.

В целом отмечу, что фестиваль состоялся, стал значимым событием не только в России, но и в мире. В ближайшее время получим все необходимые рейтинги, чтобы это был фестиваль класса «А». Смешение азиатской и европейской культур – это XXI век, это будущее.

Кроме того, у нас возобновляется фестиваль телевизионных фильмов «Человек и море», 10 сентября состоится открытие нового театрального сезона, а через 2 года, надеюсь, откроется сезон нашего нового театра опера и балета. Немаловажно, что улучшена работа Дальневосточной академии искусств, мы помогаем нашим писателям и художникам: культуру необходимо развивать, хранить и беречь.

Автор: Александр Карташов Анисимович