Автопарк на ладони

Они собираются у подножия ДК железнодорожников каждое первое воскресенье месяца. В отличие от остальных посетителей самого известного во Владивостоке книжного развала эти люди не суетятся в поисках нужной книги или кинофильма, а тихо, без эмоций общаются

16 сент. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2598 от 16 сент. 2009
c1df46d2422f4ebf3b657e8403a1e530.jpg

Они собираются у подножия ДК железнодорожников каждое первое воскресенье месяца. В отличие от остальных посетителей самого известного во Владивостоке книжного развала эти люди не суетятся в поисках нужной книги или кинофильма, а тихо, без эмоций общаются между собой, обсуждая понятные только им проблемы... с игрушечными машинками в руках.

Интерес к моделям возрастает

Нередко озвучиваются какие-то «туманные» цифры: 450, 500, 1000 и более. Непосвящённые, прислушавшись к разговорам этих «мутных» мужчин, наверняка подумают, что попали на «стрелку» коммивояжёров отечественных автозаводов или снабженцев местных автопредприятий.

- Кому нужен «КамАЗ»?
- Есть «решётка» на «Жигули», недорого!
- Меняю ГАЗ-53 «Хлебовоз» на «сто тридцатый» бортовой «ЗИЛ»!
- Ищу «зимнюю» резину на «УАЗ».

На самом деле эти люди не имеют никакого отношения ни к российскому, ни к зарубежному автопрому. И с психикой у них всё нормально. «Мутные» мужчины - коллекционеры моделей автомобилей. На первый взгляд их увлечение кажется несерьёзным.

- Не наигрались дяди в детстве в машинки, - ухмыльнётся иной скептик. И будет не прав.
Во всём мире коллекционирование моделей - очень распространённое хобби, на которое работают специализированные фирмы и издательства. К примеру, только в Москве и Московской области одержимых собирательством миниатюрных копий машин и техники, гражданской и военной, несколько тысяч человек, объединённых Московским клубом коллекционеров. Их еженедельное место встречи - кинотеатр «Спутник».

В нашем «маленьком» Владивостоке таких людей не более пятнадцати. Среди них есть патриоты, предпочитающие модели только отечественной военной техники или только отечественного автотранспорта. Причём не абы какие, а лишь изготовленные в «классическом» масштабе 1:43 к оригиналу, узаконенном в Советском Союзе ещё в 70-е годы прошлого века. Но есть и «всеядные» собиратели, коллекционирующие модели в масштабе 1:24 или 1:18, выпускаемые соответственно в Европе и в США.

В последнее время в России интерес к собирательству моделей отечественных машин подогрел специальный журнал «Автолегенды СССР», появляющийся в газетных киосках раз в две недели и мгновенно исчезающий. Потому как к каждому номеру прилагается модель описываемого автомобиля в масштабе 1:43. Первые номера журнала «Автолегенды СССР», издающегося с 2009 года, уже стали раритетом.

Найти недостающее звено

В «гараже» Андрея Голуба около восьмисот моделей машин, сходивших с конвейера автозаводов всех стран с 30-х по 80-е годы прошлого столетия. По его словам, в те годы автомобили были эстетичнее и красивее, чем нынешние.

- Страсть к автомобилям у меня наследственная. Мой дед был водителем. И я до сих пор хорошо помню, как в детстве ездил с ним на его «ЗИЛе». Когда я стал взрослым, у меня появилась голубая мечта - «Волга» ГАЗ-24. Но в советское время купить машину было нереально. Чтобы осуществить свою мечту, я пошёл в магазин «Подарки» (он располагался возле «Изумруда») и купил модели автомобилей «Москвич» и «Волга». Это были первые экспонаты моей будущей коллекции, они у меня до сих пор сохранились, - рассказал «В» Андрей Михайлович, коллекционер с 1982 года.

...Автохозяйство коллекционера Александра Иванова из Владивостока – это модели более двух сотен машин, в разные годы произведённых российским автопромом. Среди них изящные легковушки, авто представительского класса, мощные военные тягачи и грузовики, а также тяжёлые бульдозеры. Есть у него и «Лимузин-Берлин», выпущенный на знаменитом Русско-Балтийском заводе ещё до Октябрьского переворота 1917 года. Этот разномастный гараж занимает два стеллажа, у каждого вида транспорта своя полка. Только автобусно-троллейбусный парк Иванова насчитывает около 40 единиц техники - от автобуса «ЯМАЗ», выпускаемого в 30-е годы прошлого века, до «ЛАЗов», «ЛИАЗов», «ПАЗов» и конечно же «Икаруса». Эта машина хоть и импортная, но своё место в коллекции занимает по праву: она отбегала по российским дорогам много лет. И пользу социалистическому народному хозяйству принесла немалую. А самым первым экспонатом коллекции Иванова был миниатюрный «Москвич-408», он не дожил до наших дней.

На специальной полке припаркованы автомобили – «участники» съёмок в популярных советских кинофильмах. Например, есть у Иванова модель автобуса «Фердинанд», госномер Н6-88-38, прославившегося в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя».
Подле «Фердинанда» фигурки Глеба Жеглова и Володи Шарапова.

Или ещё один экспонат - бежевая «Волга» ГАЗ-21, госномер 28-70 ОГО. Прототип этого авто снимался в кинокомедии «Бриллиантовая рука». Рядом с ней ярко-красный «Москвич-408», на котором разъезжал шеф контрабандистов из этого же фильма и из которого вывалился Семён Семёнович Горбунков. Кстати, «Москвич» попал к Иванову без верхнего багажника и без «родной» оптики. Что, естественно, снижало его коллекционную стоимость. На помощь пришёл Андрей Голуб, он спаял багажник и отлил оптику.

«Автопарк» Иванова не самый большой во Владивостоке, но, по его словам, у него нет желания увеличивать свою коллекцию. Тем более что сейчас это не проблема. Были бы деньги - и тебе прямо с завода пришлют хоть тысячу машинок. Одна машинка обойдётся от 100 до 300 рублей. Но если модель сделана в спецмастерской да ещё в ограниченном количестве, то тогда её стоимость возрастает в десятки раз.

Сегодня в России работают целые заводы, штампующие тысячи разнообразных автомоделей. Но истинных коллекционеров этот ширпотреб не устраивает. Наиболее дотошные сами изготавливают детали и модели машин, до которых почему-то не доходят руки заводских специалистов. В этом деле утёрли всем нос расторопные китайцы, они изготавливают на заказ любую модель в заданном масштабе и окраске, соответствующей оригиналу. И качество исполнения очень высокое.

- Во Владивостоке есть специалисты, которые из разрозненных деталей собирают модели на высочайшем уровне. Что касается конверсии, то есть переделки заводского варианта модели в коллекционную, когда что-то добавляют или, наоборот, убирают лишнее. Этим занимаются почти все коллекционеры. Кто-то прилепит зеркальце, кто-то докрасит недостающую полосу, кто-то из грузовика сделает цистерну. Потому что заводы выпускают не все модели машин, которые когда-то сходили с конвейера, а конверсия позволяет восполнить недостающее звено, - рассказывает Александр Иванов.

С косяками дороже

Иванов признаётся, что для полного счастья ему не хватает около 30 моделей отечественных легковых автомобилей, выпускавшихся в 70-е годы прошлого века. К примеру, у него нет «олимпийского «рафика», это одна из дефицитнейших и дорогих моделей. Её коллекционная стоимость - одна тысяча долларов. Не хватает также правительственного «ЗИЛ-115». Нет обыкновенного 412-го «Москвича», нескольких «Руссо-Балтов» и одной из самых редких моделей - «Волги» ГАЗ-3102 с номером А-38. По непроверенным данным, их было выпущено от 100 до одной тысячи штук.

- Эти модели невозможно заказать! Их уже не выпускают. А те, что остались, либо хранятся у коллекционеров, либо где-то валяются в гаражах, - рассказывает Иванов.
Но голубая мечта Александра - так называемый номерной Саратов. Это машинки отличного качества, выпускаемые в Саратове с 1975 по 1986 год. Каждая модель имела порядковый номер: А-1, А-2 и т.д. Но в начале 90-х годов качество металла резко пошло на убыль. И большинство миниатюрных машин, выпущенных в эти годы, не сохранилось до наших дней, их уничтожила «цинковая чума»...


Между тем в его автохозяйстве есть несколько редкостей, способных украсить любую коллекцию. Например, модель «Запорожца» ЗАЗ 968 под номером А-16. В России после вышеупомянутого «олимпийского «рафика» это самая дорогая модель. Есть несколько дефицитных «Москвичей» с ошибочными номерами. То есть на машине должен быть выбит номер А-4, а по какой-то причине штамповщик поставил А-6. Эта оплошность подняла стоимость модели в несколько раз.

Но такими опечатками дорожат не все коллекционеры. Многие вообще собирают машинки определённой модели, но с различными надписями. К примеру, на «УАЗе» одной и той же модели могут быть надписи: «Почта», «Скорая помощь», «Хлеб», «Меха» или «Реанимационная». Обычный человек на эти тонкости тюнинга не обратит внимание, а для коллекционера конкретная «профориентация» машины - бальзам на душу.

Чтоб не пропасть поодиночке!

Что касается коллекционеров автомоделей, то не за горами холода, и они уже задумываются, где будут встречаться зимой. На улице под открытым небом - холодно.

- Есть идея создать клуб любителей автомоделей во Владивостоке подобно Московскому. Это, во-первых, способствовало бы более тесному общению увлечённых людей. Во-вторых, давало бы нам более широкие возможности для пополнения коллекций. У многих коллекционеров наверняка есть редкие дубликаты, которые днём с огнём не могут найти их коллеги. А клуб помог бы им выгодно реализовать «своё сокровище» или совершить равноценный обмен, - убеждён «завгар» Иванов.

Коллекционеры говорят, что могли бы регулярно организовывать выставки своих коллекций, например, к Дню автомобилиста или к Дню Победы. Как это делает известный на всю страну Владивостокский музей автомотостарины Николая Шульжицкого. Подобные экспозиции были бы интересны, например, сотрудникам ГИБДД, студентам технических вузов, школьникам, а также жителям и гостям Владивостока, интересующимся техникой. Для этого необходимо лишь соответствующее охраняемое помещение. Пока же у них одна надежда на гостеприимный ДК железнодорожников - авось не выгонят.

Автор: Сергей КОЖИН