Лет до ста без старости

В гражданскую войну резал колёса японским самолётам, в советское время учился в двух вузах – ДВГУ и ДВПИ, работал преподавателем, трудился на Дальзаводе, стоял у истоков атомного судоремонта и успевал побеждать во всесоюзных шахматных турнирах. Сегодня от

26 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2586 от 26 авг. 2009
cd4dffff1d0b7f9b870b384c49ca7bb8.jpg

В гражданскую войну резал колёса японским самолётам, в советское время учился в двух вузах – ДВГУ и ДВПИ, работал преподавателем, трудился на Дальзаводе, стоял у истоков атомного судоремонта и успевал побеждать во всесоюзных шахматных турнирах. Сегодня от зари до зари пропадает на даче: выращивает овощи, цветы и ещё воспитывает внука…

Это всё о нём – жителе Владивостока Иване Фёдоровиче Волошине. В прошлое воскресенье ему стукнуло 99!
День как день… С утра дачные заботы – и это успеть, и то поделать…

К обеду пожаловали гости – многочисленная родня, коллеги – ветераны судоремонтных предприятий, представители родного Дальневосточного политена, общественность…

У стола хлопочут дочери Тамара и Ольга. Иван Фёдорович зорко следит за сервировкой: «Не забудьте огурчики мои, малосольные, по своему рецепту делал, да рыбки подрежьте… Зелени, зелени – побольше на стол»…

Иван Фёдорович – живая история ХХ века. Свидетель, а чаще всего непосредственный участник великих, без преувеличения, эпохальных событий. Прекрасно помнит ещё царское время – как уходили солдаты на фронт первой мировой, помнит Гражданскую войну – как родной Спасск переходил то к красным, то к белым…

Для нас штурмовые ночи Спасска – нечто из далёкой-далёкой, уже, наверное, окаменевшей истории, а для него, 10-летнего мальчугана живые картины – как наяву! Прекрасно помнит свой первый «взрослый» поступок – как с друзьями по двору бегал на аэродром, где стояли японские самолёты, и, улучив момент, срезал резину с колёс.

– Никак, Иван Фёдорович, вклад в революцию?
– Да ну вас, – смеётся, – резина на рогатки шла…

Шутки шутками, а на его глазах рождалась новая страна, разворачивались знаменитые сталинские пятилетки, строились заводы, на приморских полях появились первые тракторы…
После школы уехал во Владивосток, в 29-м поступил в Дальневосточный университет (тогда именовался ГДУ) – на педагогический факультет. После окончания работал преподавателем. Но его тянуло к технике, и в 30-е вновь засел за учебники – поступил на механический факультет политехнического института…

Десятки лет отдал судоремонтной промышленности, сначала – Дальзаводу, на котором трудился технологом в самые звёздные годы предприятия – военные.

– Работали для фронта, – вспоминает он, – все 24 часа… Масштабы военных заказов не рассекречены до сих пор, но тот факт, что в 45-м, победном, Президиум Верховного Совета СССР закрытым указом наградил завод высшей советской наградой – орденом Ленина, говорит о многом…

В середине 50-х Волошин переехал в Большой Камень – на заводе «Звезда» начиналось освоение атомного судоремонта, работал технологом. Во всех атомных «щуках», побывавших на большекаменских стапелях, частица его инженерной мысли…

Есть у Ивана Фёдоровича ещё одна, но пламенная, как говорил поэт, страсть – шахматы.
Мудрёной игрой увлёкся в детстве, в Спасске. Азы постигал в доме культуры гарнизона – у командира кавалерийского эскадрона Синилова. Между прочим, будущего генерала, коменданта Москвы.

Бравый кавалерист увидел в головастом юноше не только шахматные задатки, но и подал идею учиться.

Талант быстро окреп, и уже спустя несколько лет Волошин – первый шахматист не только в Приморье. Побеждает в дальневосточных чемпионатах, а в 1947 году его имя прогремело на всю страну.

По инициативе Всесоюзной шахматной федерации был организован радиоматч Владивосток – Ленинград. Событие для тех лет уникальное – как шахматное, так и техническое – ранее подобные мероприятия на такие расстояния не устраивались.

Ленинградцев вёл один из лучших мастеров СССР Толуш. Иван Фёдорович обыграл лидера, вдохновлённые товарищи сумели устоять, ничья – 4:4!

Край охватил шахматный бум – рождались секции, открывались кружки. Общественность уговорила Волошина вести секцию самых продвинутых вундеркиндов в городском доме пионеров.

Там и сделал Иван Фёдорович своё главное открытие – у него брал уроки будущий первый на Дальнем Востоке гроссмейстер Александр Зайцев.

Сам также, используя отпуска, выкраивал время для поездки на турниры. Звёздный миг – Спартакиада народов РСФСР в Ленинграде. Его партия признаётся лучшей и включается в антологический сборник наряду с творческими достижениями – не поверите! – Ботвинника, Смыслова, Спасского, Таля…

Расставляем шахматы и переигрываем ту самую историческую партию.
Гости (два президента федерации: Дальневосточной – Валерий Петухов и Приморской – Вячеслав Цинцадзе) не скрывают восхищения – такая партия украсила бы любой современный турнир.

…На посошок поднимаем по рюмке, а на языке так и вертится вопрос: как сохраниться до таких лет?

Понятно: конструкция, гены. Но у кого их нет, этих генов?
– Какие тут секреты, – пожимает плечами ветеран, – правильный образ жизни – вот и весь секрет. Не чураться физического труда, каждый день – гимнастика, при первой возможности купание в море и максимум движения.

Ещё совсем недавно, уже за 90, Иван Фёдорович запросто со своей Седанки в город ходил пешком.

Ну и, конечно, питание. Только – экологически чистое и только – со своего огорода…
Тут же за столом строятся планы. Ректор ДВГТУ Анвир Фаткулин ждёт ветерана на вузовские мероприятия, шахматный актив не прочь увидеть гостем на дальневосточном первенстве…
Иван Фёдорович охотно «за», но просит войти в положение. Нет-нет, не в возрасте дело. Просто, в хозяйстве дел невпроворот, да и воспитанием внука занят, кстати, названного в честь дела. Мать – на работе, а мальчик ещё только в 5-м классе – кому как не деду ставить парня на ноги…

Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ