Война и мир Виктора Сидоренко

Осколки немецких снарядов напоминают участнику войны Виктору Сидоренко о Курской дуге. – Эта битва мне снится каждую ночь, – рассказывает ветеран. С той поры минуло 66 лет…

25 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2585 от 25 авг. 2009
37958f245330cafdd090798ea4e77587.jpg


Осколки немецких снарядов напоминают участнику войны Виктору Сидоренко о Курской дуге. – Эта битва мне снится каждую ночь, – рассказывает ветеран. С той поры минуло 66 лет…

Начало…

Виктор Павлович родился в селе Копанки Ровенского района Белгородской (в то время Воронежской) области, что находится в 40 километрах от города Россошь. Он мечтал стать учителем, как директор их сельской школы, который вёл историю и географию. Да так получилось, что зачислили его на ветеринарное отделение Россошанского птицетехникума.
– В начале лета 1941 года нас, 16-летних подростков, отправили на строительство аэродрома под Россошь, – вспоминает он. – Сейчас понимаю, что мы готовились к войне. Здесь я и получил боевое крещение: первые бомбы с вражеских самолётов на аэродром упали через три дня. Испугавшись бомбёжки, мы все разбежались по домам. Вскоре нас снова собрали и отправили в район города Валуйки Харьковской области рыть окопы и возводить укрепления.
– В нашем селе не было телефона, – продолжает Виктор Сидоренко, – и меня назначили связным. По распоряжению военкома дежурил на телефоне, потом сообщал информацию селянам, а заодно доставлял почту. Жилья в то время не было, вот и приходилось спать в сарайчике, в сене рядом с лошадью, на которой приезжал в Копанки.

Его знало всё село. Как только связной появлялся, односельчане с тревогой спрашивали: «Витя, какую весть принёс – хорошую или плохую?». Время было такое. Он доставлял и похоронки, и письма с фронта.

В 1942 году немцы прорвали оборону, и молодёжь эвакуировали. Правда вновь пришлось рыть окопы, а в ноябре, когда ему исполнилось семнадцать лет, пришла повестка. Сидоренко поступил в Симферопольское пулемётно-миномётное училище.

– Правда, окончить его мне так и не удалось, – рассказывает Виктор Павлович. – Через два месяца должны были присвоить офицерское звание, но меня в составе 380-й Орловской гвардейской дивизии отправили воевать.

Так он оказался на Центральном фронте, которым командовал Константин Рокоссовский.
Сюда он попал со своим односельчанином Стефаном Стасенко. Оба были пулемётчиками.

Здесь решалась судьба страны

В то время на фронте сложилась тяжёлая обстановка.
– После сражения под Прохоровкой мы добивали немцев. К тому времени у меня были свои счёты с фашистами. Они разрушили моё село. Отец ушёл на фронт, а мать с тремя детьми осталась в оккупации.

Он был молод, но страха перед противником не было. Говорит, что когда ходил в штыковую атаку, то представлял, что колол те самые учебные чучела.

– Это – враг, и его надо уничтожать, – думал я. – И если не я его, то он убьёт меня.
Станковый пулемёт «Максим» весил более 60 килограммов. Он разбирался на три части: ствол, станок, который надевали на плечи, и щит. Трое несли его, а четвёртый – две коробки с патронами. Дивизию перебросили на один из важных участков фронта. Можно представить, каково с таким грузом за плечами совершать броски по нескольку десятков километров.
– В училище я неплохо освоил технику, но, что такое «вилка», не знал, испытал это на себе. Когда третий вражеский снаряд разорвался в полутора метрах от нашего расчёта, то пулемёт взрывной волной перевернуло. Досталось обоим, но больше всего Стефану. Его унесли санитары, а я ещё ходил в штыковую атаку. (Это потом, после боя, он узнал, что пулемётные огневые точки враг старался уничтожить первыми.) Я чудом выжил. Когда вечером того же дня подошло подкрепление, передал пулемёт (если бросишь материальную часть – расстрел) и отправился в сопровождении санитаров в медсанбат.

– Врачи обнаружили осколки, но оперировать было нельзя – они находились рядом с сосудами головного мозга, – уточнила медик и его спутница жизни Нина Фёдоровна. – Раны только залечили.

– Меня оставили в прифронтовом лазарете, а Стефана отправили в тыл, – продолжил супруг. – Я не раз пытался отыскать друга, но вскоре узнал, что он так и не оправился от ран и скончался. Забегая вперёд, скажу, что после войны я вернулся в село, и ещё у околицы меня встретили его родные. Мать Стефана крепко обняла, а потом спросила: «Куда ты дел моего сыночка?». Что можно было ответить матери?

На линии огня

После лечения Виктор Сидоренко попал в 129-ю Орловскую дивизию. В июне – августе 1944 года участвовал в Белорусской наступательной операции «Багратион». Освобождал Минск.
– К тому времени я был старшиной роты, – продолжает рассказ ветеран. – Сначала мы стояли на шоссе Бобруйск – Минск, а потом переправились через реку Березину. На противоположном берегу огонь был со всех сторон. Чтобы не попасть под гусеницу немецких танков, мне и однополчанам пришлось укрываться под подбитым «Тигром», а потом выскакивали из-под него и вели огонь по пехоте врага.

Их много раз поднимали в атаку, а в одну из них пуля угодила в левый бок Виктора Сидоренко…

Очнулся только на пятый день в полевом госпитале под Бобруйском. После второго ранения снова попал в боевую часть и дошёл до Сандомирского плацдарма. А в декабре 1944 года его направили в Танковое училище в Куйбышев (ныне – Самара).

– В колхозе я работал прицепщиком и водил трактор поэтому и согласился. Но когда приехал в Куйбышев, вновь попал в пехотное училище. Куда денешься? – шутит он. – Я хорошо помню город. Здесь проходил первый Парад Победы, и наше училище принимало в нём участие.
Через год курсанта Сидоренко направили в Могилёвское военно-пехотное училище, после окончания которого он и был направлен в Дальневосточный военный округ. Так и попал в Приморье. Обосновался в Хороле, где и встретил Нину Фёдоровну. 23 февраля они отпраздновали 60-летие совместной жизни.

У Сидоренко много наград, но среди них есть и медаль от Мао Цзэдуна за службу в Дзиньджоу (рядом с Порт-Артуром). Ветерана поздравляют с Днём Победы не только Дмитрий Медведев, но и президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Пять лет тому назад он прислал юбилейную медаль, как и в этом году. Но пока очередная награда не дошла до героя.

Справка «В»

Операция на Курской дуге продолжалась 49 дней – с 5 июля 1943-го по 23 августа 1943 года. По своему размаху, привлекаемым силам и средствам, результатам она являлась одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. В ходе зимнего наступления Красной армии и последовавшего контрнаступления Вермахта на Восточной Украине в центре фронта образовался выступ глубиной до 150 и шириной до 200 километров, обращённый в западную сторону, так называемая Курская дуга.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА