Сто дней полпреда

Исполнилось сто дней с момента назначения полномочным представителем в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ивановича Ишаева. О своей работе, ситуации в регионе, перспективах он рассказал представителям центральных и региональных СМИ.

13 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2579 от 13 авг. 2009
c7b32235830e78b2252e02c3530173b4.jpg


Исполнилось сто дней с момента назначения полномочным представителем в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ивановича Ишаева. О своей работе, ситуации в регионе, перспективах он рассказал представителям центральных и региональных СМИ.

– Чуть больше трёх месяцев вы в новой должности. За это время успели объехать практически весь округ…

– Детально познакомиться с каждой территорией я просто обязан. В первую очередь старался посетить наиболее отдалённые: Магадан, Камчатку, Сахалин. Был уже в Приморье, в Еврейской автономной области. Везде обязательно встречаюсь с общественностью. Поскольку надо почувствовать и психологический климат, и проблемы, которые существуют. Люди, конечно, высказывают обеспокоенность кризисной ситуацией, но и разумные предложения по выходу из неё, что вызывает уважение. Тому, кто работает, хочется помогать.
Раньше я смотрел на многие вещи одними глазами, сегодня – другими. Более углублённое понимание вопросов появляется.

– Последнее время много дискутировали по поводу роли и места Дальнего Востока в стратегии развития страны. Сейчас «на выходе» – стратегия развития ДВ до 2025 года.

– Стратегия действительно доработана. Большинство руководителей территорий, полпредства учтены. Основные параметры, основные направления «ухвачены». И уже есть поручение премьера Владимира Путина – в кратчайшие сроки стратегию принять и утвердить. Какие приоритеты и долгосрочные цели в ней заложены?
Основная задача – закрепление и формирование постоянного населения на Дальнем Востоке. Причём речь идёт не о том, сколько нужно добавить: два или три миллиона человек. Людей здесь должно жить столько, сколько необходимо для развития региона, для соблюдения геополитических интересов России.
В этом смысле основное – это, конечно, структурная перестройка экономики. Всё больше мы идём теми путями, которые были заложены в первой программе развития Дальнего Востока – это интеграция в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Но интеграция в роли кого? В роли сырьевого придатка или равноправного партнёра? Вот здесь уже работа идёт, закладываются основные моменты. Строится ВСТО, в конечной точке которого запланирован крупный современный нефтеперерабатывающий завод. Аналогичные заводы в Хабаровском крае получат новое значение. Предполагается развитие территорий, обладающих углеводородами, в том числе Дальнего Востока, поскольку только сибирской нефти для выполнения международного договора не хватит.
Тот же подход и по газу. Есть намерение создать единую газовую систему, охватывающую весь Сахалин, Якутию, другие территории Дальнего Востока. Это изменит облик и экономику региона. На Сахалине уже работает завод по сжижению газа. Дальше речь идёт о развитии нефтехимии. Тот же подход и по экспорту лесопродукции в максимально переработанном виде.
Второе стратегическое направление – это комплексное развитие инфраструктуры – транспортной, энергетической – без чего приход бизнеса на дальневосточную землю маловероятен.
Третье – это социальное направление, без которого люди даже с высоким уровнем доходов не закрепятся на Дальнем Востоке. Это опережающее строительство жилья, создание высокотехнологичных центров в Хабаровском крае, Приморье, на Камчатке. Создание современных образовательных центров, в том числе федерального университета. Развитие зон рекреации – своеобразное «Восточное золотое кольцо». Для этого нужно развивать аэропорты, строить гостиницы, оказывать прочие услуги. В стратегии всё это прописано.

– Как решаются эти задачи?

– Есть потери и приобретения. Если мы посмотрим, какими были наши города 20 лет назад и сейчас, очевидны изменения в лучшую сторону. Структурная перестройка, особенно оборонной промышленности, остаётся особенно актуальной: практически ни одно предприятие не было перепрофилировано. Последнее время серьёзно продвинулись в плане развития производственной и социальной инфраструктуры.

– Как Дальний Восток справляется с кризисом? На общероссийском фоне наши показатели выглядят неплохо…
– Это так, но из-за чего? Потому что реализуются сахалинские проекты, идёт мощное вливание федеральных средств в Приморский край, на Чукотке развивается добыча драгметалла…
У некоторых территорий приличные бюджеты. На Сахалине – 60 миллиардов при населении 517 тысяч человек. 37 миллиардов на Камчатке. Это в четыре раза больше, чем в Хабаровском крае на душу населения.
Благодаря тому, что есть серьёзные заказы, сохраняется покупательная способность – это как-то инициирует внутренний спрос и поставку продукции на внутренний рынок.
Хотя по доходам даже успешные территории – такие, как Сахалин, Камчатка, в сопоставимых цифрах несколько «проседают». Доходы пока резко не упали, но с учётом роста цен, снижение уже намечается. Если мы удержим покупательную способность, то сможем удержать потребительскую экономику.
По безработице ситуация стабилизировалась. Сказывается сезонность в этих вопросах. Кроме того, было принято два удачных решения правительством: первое – организация общественных работ, причём крайне необходимых – благоустройство, подготовка к зиме. Второе, которое подняло определённую волну интереса, – это поддержка тарифов на авиаперелёты. Очевидно, что эти меры стоит расширять, поддерживая перевозки в рамках региона, поскольку полёт, скажем, от Охотска до Хабаровска стоит столько же, сколько от Хабаровска до Москвы. Мы посчитали – людей, которые имеют право воспользоваться этими возможностями, около двух миллионов. По лимитам мы уточняем данные – выбрано процентов на 80. Возможно, правительство изыщет возможность дополнительно финансировать эту программу, подключить к ней какие-то категории, которые сегодня «выпадают». Например сопровождающих инвалидов.
В то же время всё, что связано с машиностроением, сложной обрабатывающей промышленностью, – в провале. Заказчики, в том числе и государство, испытывают финансовые трудности. Вслед «падают» перевозки: транспорт – тоже в провале.
Весьма непростая ситуация в лесной отрасли. Японский рынок древесины мы потеряли на 60 процентов, а китайский – на 30. И беда не этого года, а в том, что контракты заключены на пять лет и мы уже не зайдём на эти рынки. Кроме того, наша продукция на 20 процентов дороже. Как сделать её дешевле? Снизить пошлины до уровня 2007 года, когда она составляла 7 процентов. Многие страны сегодня в связи с кризисом вообще сняли экспортные пошлины на древесину. Лишь бы продавался товар, была экономика у предприятия. А уж тогда будут налоги.

– Сегодня много надежд возлагается на инновационное направление…
– У нас есть предприятия, которые много делают в этом направлении. То же КнААПО. Если международная корпорация размещает у нас производство нового современного гражданского самолёта «Суперджет», значит, на Дальнем Востоке можно решать эти вопросы. Именно у нас разработаны уникальные подводные аппараты.
Идёт формирование региональной инновационной системы – центры трансфера технологий, коммерциализации.
У нас есть базовые ресурсные отрасли. Инновации должны идти туда. Там внедрять, внедрять и внедрять. У нас есть сложное производство, машиностроение, судостроение. Инновации нужны там.
Принято удачное решение о создании предприятий при вузах. Это позволит не только трудоустроить выпускников, которых пока не возьмут в большую науку или в производство, но и в какой-то мере внедрять разработки вузовской науки.

– Ваши ближайшие планы?

– То, о чём мы говорили, – подготовка к форуму, детальное изучение ситуации с объектами АТЭС, дальнейшие командировки по региону.

Автор: Сергей Абарок Александрович