Вагончик тронется...

Анонс «круглого стола» на «трамвайную» тему и призыв задавать вопросы специалистам вызвали бурную реакцию у наших читателей. Телефон, факс и электронка передавали мнения и всё новые вопросы. Мало того, неожиданно выяснилось, как велико число желающих ли

12 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2578 от 12 авг. 2009
edcbe5f2e0092ca96c53ca8187ad1335.jpg


Анонс «круглого стола» на «трамвайную» тему и призыв задавать вопросы специалистам вызвали бурную реакцию у наших читателей. Телефон, факс и электронка передавали мнения и всё новые вопросы. Мало того, неожиданно выяснилось, как велико число желающих лично прийти в редакцию и выплеснуть по этому поводу всё, что на сердце накипело.

Практически всё, высказанное вами, дорогие читатели, было озвучено в ходе «круглого стола» «Трамвай и транспортное движение во Владивостоке». Ответы наших гостей – перед вами.

«Семёрочка» не вернётся?

– Впервые трамвай хотели убрать с улиц Владивостока ещё в 1938 году, – удивил собравшихся заслуженный строитель РФ, почётный архитектор России, член-корреспондент РААСН, профессор, член градостроительного совета Валентин Аникеев. Он подробно остановился на оригинальных идеях упорядочения транспортного движения разработчиков генпланов Владивостока, принятых в разные годы. Которые, к сожалению, так и остались на бумаге.

В 1974 году был разработан план переноса трамвайных путей на Корабельную набережную, мимо Матросского клуба, в обход сухого дока, по Дальзаводской улице, через Экипажную, между госпиталем и Судпромстроем, с выходом на Луговую. Все согласования были получены, кроме директора Дальзавода Юрия Удовиченко, который категорически отказался пропустить трамвай по территории завода – между котельной и стадионом «Авангард» – это коридорчик 18 метров.

Валентин Аникеев и его коллега Виктор Криницын, главный архитектор ОАО «Приморгражданпроект», разрабатывали транспортную составляющую Генплана Владивостока 2008 года (Аникеев – ещё и двух предыдущих Генпланов!). Они убеждены:
– Трамвайное движение эффективно, когда оно направляется по обособленному полотну. Если рельсы на проезжей части – минусов гораздо больше, чем плюсов.
Нужно убирать трамвай с проезжей части от 3-й Рабочей до вокзала и от вокзала до Луговой.
Почему? По нагрузке даже в час пик он используется не более чем на 20-30 процентов. Оставить его стоит только на участке Луговая – Сахалинская.

– Но ведь по Светланской он ходит только до 9 утра!

– А кто-нибудь обсчитывал пассажиропоток?
– В том-то и дело, что последний раз пассажиропоток в городе серьёзно исследовали в 1982 году, – сообщил Сергей Войченко, начальник управления транспорта администрации Владивостока. –
Сегодня экономисты как раз выполняют обследования и расчёты пассажиропотока во Владивостоке. Данные обработают в ближайшие месяц-полтора. Будут даны рекомендации по всем видам городского транспорта и по маршрутам.

Я согласен с профессором Аникеевым по схеме движения трамваев. Реализовать преимущества трамвая можно только в двух случаях: когда появится обособленная линия и если будет минимальное пересечение с другими магистралями. Так, как это сделано в других городах.
– Маршрут № 7 закрыли окончательно?

– Да, маршрут № 7 закрыт, и связано это с его большой аварийностью: сходы трамваев были в ноябре, декабре, апреле, и совсем недавно. Автобусы вполне могут осуществить перевозки от вокзала до Луговой по Светланской без трамвая, как и по Алеутской вместо трамвая № 7. Маршруты Сахалинская – Баляева и Баляева – 3-я Рабочая остаются.

Раз миллион, два миллион…

– За последние 10 лет не было никаких финансовых вливаний в трамвайный транспорт Владивостока, – рассказывает директор ОАО «Электротранспорт Владивостока» Лилия Козлова . – Своими силами мы сделали капитальный ремонт трамвайных путей на участках маршрута № 6. Согласна, что 7-й маршрут действительно сегодня вызывает опасение, поскольку там нужен капитальный ремонт, который сами мы не потянем. На километр трамвайного пути идёт около 10 млн руб., то есть, на ремонт нужно 70 млн, а завтра может быть ещё больше. Кроме того, нужен новый подвижной состав. Сейчас на ходу 40 вагонов, последний трамвай мы покупали в 1998 году. Сейчас трамвай стоит дорого – около 10 млн, но он себя постепенно всё равно окупает.
Несмотря ни на что, городская власть идёт нам навстречу: во Владивостоке самая низкая в РФ стоимость проезда в трамвае.

– Право на льготы имеют сейчас 150 жителей Владивостока, – сообщил Валерий Феданов, начальник управления по исполнению программ по поддержке населения администрации Владивостока, – из них 80 тысяч получают компенсацию на транспорт из бюджета края и федерации. Но есть люди, которые не имеют никаких льгот. И сегодня администрация города выделила 60 млн руб. для компенсации на проезд в автобусах для студентов, школьников из малообеспеченных семей, пенсионеров, не имеющих льгот. Город добровольно принял на себя эти обязательства.

Было решено предоставить бесплатный проезд в трамваях и троллейбусах пенсионерам и ветеранам – всего 50 тысяч человек. Выдача удостоверений проходит с декабря, но пришли за ними только 26 тысяч человек. Когда мы спрашиваем: «Что бы вы предпочли: бесплатный билет на трамвай или компенсацию на проезд на автобусе?», выбирают автобус.

Глас народа…

Яков Кан – председатель Совета ветеранов и Владимир Легецкий – председатель Совета ветеранов ДВМП, всерьёз обеспокоены:

– Для нас, ветеранов и пенсионеров, важно нормально жить сегодня. Прекрасного завтра многие просто не дождутся. Обычная пенсия – 4,5 тысячи рублей. Пенсионеры экономят каждую копейку. Вот закрыли 7-й маршрут – и ветераны не могут попасть в поликлинику Фрунзенского района, доехать до вокзала. Потому что за проезд теперь надо выложить 22 рубля. Вы предлагаете закрыть трамвай ещё и на Светланской. Нельзя с этим вопросом торопиться, пока не будет разработана альтернативная система перевозки людей старшего поколения. Ветеранов во Владивостоке 87 тысяч. Состоялся президиум городского совета ветеранов, на котором была принято решение: предложить администрации Владивостока принять к сведению, что все ветеранские организации против отмены трамваев, и провести референдум среди населения Владивостока по этому вопросу. И разработать такую систему, чтобы ни один пенсионер не пострадал.

...И депутата

– Пробки у нас создают автобусы!– уверен депутат городской думы Александр Юртаев.– Иной раз между двумя остановками можно насчитать от 15 до 20 автобусов. Кто создал такую ситуацию? Безусловно, не нынешняя администрация – ей досталось это наследство. Складывается впечатление, что предыдущие градоначальники сознательно вели трамвайный транспорт к уничтожению. Продвигало это дело автобусное лобби.

10 лет в трамвайный транспорт никто не вложил ни копейки – ни в приобретение, ни в ремонт. И кто-то наивно надеялся, что само всё рассосётся? Почему раньше было два маршрута автобуса из центра в сторону бухты Тихой, плюс ходил трамвай – и всё было более-менее нормально, а теперь 23 маршрута едут по центру города, а трамвай не ходит. Пробки дикие, а мешает движению, оказывается... снова трамвай, который выпускают на линию до 9 часов! Абсурд какой-то! Городу нужна программа развития Владивостока. Если мы уберём трамваи из Владивостока – это будет город Глупов, не имеющий ничего общего с будущим и с АТЭС. Более того – если убрать все автобусы из центра и поставить максимум трамваев – в городе исчезнут пробки.

Лекарства от заторов

У Виктора Криницына другое предложение по ликвидации дорожных пробок:
– Магистраль вдоль Амурского залива могла бы на себя принять транспортные потоки, от которых задыхается центр. В этом случае освободятся Партизанский и Океанский проспекты. Что мешает организовать одностороннее движение? Трамвай «семёрка». Потому что он идёт навстречу. Если Алеутскую и Светланскую рассматривать как одну кольцевую развязку, то транспорт пойдёт в одном направлении против часовой стрелки.

При одностороннем движении, например по Алеутской, возникают четыре нормальные полосы. С учётом несанкционированных парковок, поскольку других просто нет, пусть останутся три полосы. Проходимость будет примерно 3,5 тысячи машин в час.
Валентин Аникеев резюмирует: – Разводи потоки и по возможности вводи одностороннее движение».

– Главное – создать комфортные условия проезда на транспорте во Владивостоке и проживания горожан в городе, – считает главный архитектор ООО «ДВ ПромстройНИИпроект» Виталий Вольтер. – Надо рассредоточить транспортные потоки в центре, распараллелить движение по низу и по верху, не забывая про автостоянки, парковки, пешеходные переходы. Заниматься будничной работой – ремонтом дорог и транспорта, системой дорожного движения.
А заменить трамвай автобусами – тут нужна экологическая экспертиза. Убрать со Светланской экологически чистый трамвай и заполнить её старыми изношенными корейскими автобусами – что может быть хуже?
Не будем забывать, что по Сан-Франциско, как и по многим другим прекрасным городам мира, ходят трамваи – и местные жители гордятся этим.

Справка «В»

Первый трамвай появился во Владивостоке 27 октября 1912 года – «бегал» он от Алеутской до Луговой. Вторая трамвайная линия была пущена по Китайской улице (прежнее название Океанского проспекта) в 1917 году до революции. Уже в советское время линию с Китайской улицы перенесли на Алеутскую.

Автор: Сергей Абарок Александрович