Золото Колчака

Весной 2003 года житель пригорода Владивостока Виктор Шумов нашёл в районе Богатинского водохранилища пещеру, где, по его словам, находились ящики с оружием и золотые слитки, клеймённые гербом Российской империи. Но, когда через два года он решил проверит

12 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2578 от 12 авг. 2009
dc1006129869d4f9045a47980d285d25.jpg

Окончание. Начало в номерах за 31 июля и 7 августа

Весной 2003 года житель пригорода Владивостока Виктор Шумов нашёл в районе Богатинского водохранилища пещеру, где, по его словам, находились ящики с оружием и золотые слитки, клеймённые гербом Российской империи. Но, когда через два года он решил проверить сохранность клада, вход в сокровищницу был завален. О своей находке Шумов рассказал коллекционеру антиквариата и руководителю музея автоклуба «М-20» Сергею Матвиенко. Проанализировав эту информацию, Матвиенко совместно с одним из научных сотрудников краеведческого музея имени Арсеньева предположили, что в пещере могла находиться часть «золота Колчака», похищенного партизанами Сергея Лазо со станции Первая Речка ещё в Гражданскую.

Шумов проболтался У Матвиенко не было оснований не доверять Шумову, хотя окрест все знали последнего как человека, склонного к употреблению спиртного со всеми вытекающими...
– Конечно, от Виктора Петровича всё можно ожидать, – рассуждал тогда Сергей Матвиенко. – Но у него не настолько богатая фантазия, чтобы выдумать пещеру с наганами, золотыми слитками, какими-то высокими тубами и ящиками с двуглавым орлом на крышках. Да и зачем это ему? Денег ведь он не просил. Более того, даже согласился показать местонахождение клада.
Когда они добрались до пещеры, то сомнения Матвиенко развеялись если не окончательно, то процентов на 80. Место предполагаемого входа действительно было засыпано скальным обвалом, как и рассказывал Шумов.
– У нас были рамки из алюминиевой проволоки, как у лозаискателей, которые ищут воду в недрах земли. И возле завала проволочки замкнулись. То есть они показали, что под завалом – пустота! Но есть ли там металл, на этот вопрос без специальных приборов и без раскопок мы ответить не могли, – вспоминает Сергей Яковлевич.
После этого Петровичу порекомендовали молчать до поры до времени, чтобы не накликать беду: «жёлтый дьявол» болтливых не любит. А Матвиенко занялся подготовкой экспедиции по поиску «золота Колчака». Поскольку общественная организация «Автоклуб «М-20» не имела право на проведение каких-либо изыскательских работ, то Матвиенко решил подключить к делу организацию, такими правами обладающую.
Так на свет появился договор о сотрудничестве между Краеведческим научно-исследовательским институтом Дальневосточного государственного университета (КНИИ ДВГУ) и общественной организацией «Автоклуб «М-20», подписанный 20 сентября 2005 года директором КНИИ ДВГУ Старостиным и президентом автоклуба «М-20» Матвиенко. Документ был согласован ректором ДВГУ.

Несомненно, Сергей Матвиенко понимал, что изыскательские работы в лесу с использованием экскаватора не скроешь от посторонних глаз. И, возможно, враждебных. Земля, как известно, слухами полнится. Поэтому для охраны экспедиции, прежде всего от «чёрных копателей», были рекрутированы сотрудники отдела вневедомственной охраны при Первореченском УВД, вооружённые автоматами.

И всё-таки информация о кладе просочилась. В начале октября 2005 года, когда экспедиция прибыла на место будущего раскопа, там уже имелось три шурфа глубиной по два метра. Видимо, неизвестные кладоискатели пытались найти лаз, чтобы проникнуть в пещеру.

По словам Матвиенко, проболтался... Шумов. Он даже стал работать на «чёрных копателей», снабдивших его необходимыми инструментами, продовольствием и походным снаряжением. Но его подпольная деятельность продолжалась недолго. С Шумовым побеседовали товарищи из компетентных органов, после чего Виктор Петрович добровольно сделал официальное заявление о своей находке в прокуратуру Приморского края. А в экспедиционную группу был включён «человек в штатском». На всякий пожарный...

Официальные археологические изыскания заставили свернуться «чёрных копателей», чем они были крайне недовольны. По словам Матвиенко, в адрес участников совместной экспедиции посыпались угрозы.

«В районе водохранилища будут стрелять...» «Поиск артефактов большой древности» – так в документах именовались совместные изыскательские работы КНИИ ДВГУ и автоклуба «М-20» – продолжался с 10 по 30 октября 2005 года.
– Прежде чем начать раскопки, мы привезли в лес бурята – ясновидящего шамана, – рассказывает Сергей Матвиенко. – Он долго и внимательно смотрел на завал, а потом сказал, что небольшая пещера там действительно есть. Но золота в ней нет, зато есть какие-то предметы. Мы, естественно, шаману не поверили, поскольку реалисты по жизни. Но его информацию приняли к сведению и начали копать. Сначала мы нашли отшлифованные камни, обработанные рукой человека, а потом добрались и до входа, обрамлённого камнями, с клиновидным камнем по центру. Пещера была отстроена по всем канонам архитектуры! Но мы так и не поняли, из-за чего она обвалилась. То ли в результате оползня, то ли её взорвали. Шаман, кстати, ещё сказал, что в пещере не так давно были люди, два человека.
Когда вход в пещеру обрёл конкретные очертания, на раскопе появился сотрудник ФСБ, курирующий экспедицию. На его глазах пламя факела, поднесённого к завалу, буквально всосало внутрь, что говорило о втором входе в подземелье.
– Копали бы себе потихоньку, и не было бы проблем. А так Путин знает, Пуликовский* знает, Алёшин** знает. И все ждут результата. Это золото ищут со времён Сталина! – воскликнул тогда удивлённый чекист.
Между тем чем глубже экспедиция зарывалась в землю, тем больше непонятной суеты затевалось вокруг пещеры. То вдруг появлялась группа туристов, якобы сбившаяся с маршрута, то пролетал мотоциклист с погонами ВВС, также потерявший дорогу. То грибники забредали в поисках грибной поляны. Хотя какие в октябре грибы! Однажды на раскоп пришли любознательные крепкие парни, пожелавшие познакомиться с памятником археологии. И это при том, что в СМИ никакой информации о раскопках не было.

– Когда мы уже зашли под своды, «чёрные копатели» активизировались, – рассказывает Матвиенко. – Неизвестные доброхоты едва ли не каждый день звонили в дежурную часть УВД города и предупреждали, что сегодня в районе Богатинского водохранилища будут стрелять. Приходили представители каких-то служб и требовали у сотрудников вневедомственной охраны документы, подтверждающие их законное нахождение на раскопе. Естественно, с документами всё было в порядке.

Чтобы с информатором, не дай бог, что-нибудь не приключилось – камень на голову неожиданно не упал либо дерево подгнившее не рухнуло, Шумова (кстати, сейчас его уже нет в живых. – Прим. авт.) решили спрятать в деревне до лучших времён. Об этой операции знало ограниченное число лиц, тем не менее на протяжении всего пути машину Матвиенко, на которой транспортировали Виктора Петровича, преследовало неизвестное авто. А в деревне Ивановка кто-то шилом проколол спасателям колесо, когда те вышли из машины буквально на минуту.

Не там искали?
Почти очистив пещеру от земли, исследователи нашли лаз, по которому три года назад полз Шумов, а также рукотворный пол, выложенный булыжником. По словам Сергея Матвиенко, когда до финиша оставалось всего ничего, из УВД края пришла команда «снять вневедомственную охрану». И экспедицию пришлось свернуть.

– Мы прокопали всю пещеру и ничего не нашли. Даже ни одного ржавого гвоздя! – рассказывает Сергей Яковлевич. – И тут на раскоп приходит одна древняя бабушка из местных жителей и заявляет, что, «ребятишки, вы не там копаете!». А к тому времени уже все знали, что мы ищем золото.

Старушка, назвавшаяся Тамарой Михайловной, поведала, что её дед, служивший у Колчака, знал, где «спрятано царское золото, привезённое из Омска во Владивосток для японцев». По его словам, в 1920 году восемь подвод с золотыми слитками и драгоценностями было направлено под охраной в леса Ольгинского района. По прибытии охрану расстреляли, чудом уцелели лишь трое казаков. Дед Тамары Михайловны, ныне покойный, был одним из них. Тайну «золота Колчака» он унёс в могилу, как и его товарищи.

– А здесь два года назад ходили «чёрные» люди с большими рюкзаками, – рассказала старушка. – Они два месяца что-то носили из леса к дороге. Но что – мне неведомо. Мы их спрашивали: чего вы всё ходите? Что ищете? Они смеялись – гулять ходим, и всё тут.
Чуть позже Матвиенко действительно обнаружил еле заметную тропинку, сбегавшую по склону сопки от пещеры к ближайшей грунтовке. Поскольку грунт в тех местах каменистый, на тропинке не осталось никаких следов.

И так, было в пещере оружие и золото или нет, до сих пор загадка. Как рассказал корреспонденту «В» Сергей Матвиенко, по мнению участников археологической экспедиции и сотрудников УВД Приморского края, вполне вероятно, что сокровищницу взорвали, предварительно опустошив: на боковых стенах пещеры нашли крохотные следы гари, возможно, сгоревшего пороха.

Между тем сотрудники спецслужб не стали брать пробы сажи на анализ. Они были убеждены, что пещера априори была пустой. По их словам, если бы там было золото, то оно давно бы уже где-нибудь всплыло, даже в виде... трупов. «Двадцать тонн золота не могло исчезнуть бесследно».

После ухода археологической экспедиции на место раскопа пришли «чёрные копатели» с мощной японской техникой. Но их поиски «золота Колчака» также не увенчались успехом. Может быть, действительно, не там искали? Или, как говорил герой одной культовой советской комедии: «Всё уже украдено до нас...».

Между тем Сергей Матвиенко считает, что точку в этой истории ставить рано. И что пенсионерке Тамаре Михайловне нет резона обманывать учёных...
Продолжение следует?

* Пуликовский Константин Борисович – на тот момент полпред президента России на Дальнем Востоке.
** Алёшин Юрий Николаевич – в то время начальник Управления ФСБ по Приморскому краю.

Кстати

Наиболее серьёзные попытки найти «золото Колчака» были предприняты в июне 1941-го. Организовывал экспедицию лично Богдан Кобулов – правая рука Берии. Товарищи из органов нашли некоего Карла Пуррока – бывшего писаря 21-го запасного Сибирского полка. В беседе с чекистами Пуррок поведал, как во время отступления в декабре 1919 года по одной из лесных дорог близ станции Тайга по приказу командира было зарыто всё полковое имущество, в том числе и 26 ящиков с золотом. Спешно организованные поиски не увенчались успехом. В 148 выкопанных шурфах ничего не нашли, и в июле 1942-го единственный свидетель отправился в ГУЛАГ «за мошенничество», где и скончался четыре месяца спустя. Не принесли удачи и две экспедиции, предпринятые кемеровскими чекистами в 1954-м и 3-м спецотделом МВД СССР в 1958-м.

Автор: Сергей КОЖИН