«Винзавод» и нам бы нужен!

В рамках Тихоокеанского экономического конгресса, прошедшего во Владивостоке, работала секция «Города, привлекательные для людей, - города будущего». Один из докладов на секции был посвящён опыту работы центра современного искусства «Винзавод». Сегодня ег

7 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2576 от 7 авг. 2009
00a7744150394b47eea432c9a93a213a.jpg


В рамках Тихоокеанского экономического конгресса, прошедшего во Владивостоке, работала секция «Города, привлекательные для людей, - города будущего». Один из докладов на секции был посвящён опыту работы центра современного искусства «Винзавод». Сегодня его знают не только в Москве, где это одно из самых популярных мест «культурного назначения», но и далеко за её пределами.

- Центр современного искусства «Винзавод» был создан три года назад, - говорит Софья Троценко, руководитель этого проекта. – И задуман был как место, которое может объединить и дать максимальное количество информации и широкий срез того, что происходит в современном искусстве и современной культуре. Деятельность центра состоит из двух частей. Одна из них – это арендаторы, которые постоянно находятся там, связаны только с современной культурой или креативом: мастерские художников, фотографов, галереи, дизайн-бюро, школа стилистов. Вторая часть – те, кто создаёт точки притяжения. У нас есть и детская студия, и книжный магазин…
Ещё одна часть деятельности инициируется самим центром и базируется на территории выставочных залов: образовательные, выставочные программы, социально ориентированные: проект по поддержке молодых художников, проект поддержки молодых фотохудожников, который мы осуществляем совместно с министерством культуры…

- Думаю, когда создавался «Винзавод», сомнений в успешности проекта было немало. В чём секрет?

- В желании сделать проект, в активных людях, которых нам удалось собрать вокруг проекта и в правильно сложившейся обстановке. Мы изучали опыт других стран – в большинстве своём такие центры поддерживаются государством, мы же создали полностью частный проект.
«Винзавод» находится в центре Москвы, но это абсолютно богом забытая промзона. Я считаю, что современное искусство требует пространств, свободных от архитектурных и технических ограничений и излишеств.

- Ваш центр - удачный пример взаимодействия бизнеса и культуры…
- Да, без поддержки бизнеса мы бы не состоялись. Нам удалось объединить творческих участников и при этом создать удобную инфраструктуру для восприятия, для публики, коллекционеров, которые и приносят деньги…

- Некоторые считают, что успешным может быть только современное искусство, ибо оно сиюминутно и продажно, а вот классика обречена…

- Мы сделали ставку на современное искусство потому, что оно объединяет молодых, активных, прогрессивных людей. Это новые идеи, сила и будущее…

- Не так давно во Владивосток приезжала выставка современного актуального искусства из коллекции Пьера Броше. Отзывы публики были весьма неоднозначны, вплоть до того, что устроителей обвиняли в издевательстве, мол, привезли трэш, мол, думали, мы и не такое проглотим… Провинциальная публика и впрямь не доросла?

- Определения «провинция» и «центр» априори некорректны, это давно не территориальный вопрос. Современное искусство вообще должно вызывать разные эмоции. Что мы наблюдаем на «Винзаводе»? К нам ходят разные люди – как любители и знатоки, так и те, кто впервые сталкивается с современным искусством. Большей частью те, кто приходит в первый раз, выражают негодование, неприязнь, но обязательно возвращаются ещё раз – потому что зацепило… А в третий раз приходят, потому что хотят понять.

- Есть точка зрения, что современное искусство гнездится там, где деньги, поэтому его так много в Москве, а далеко от центра молодым не пробиться, нужно ехать в столицу…

- Одна из задач моего приезда во Владивосток – посмотреть и найти что-то новое и интересное. Я вижу, что здесь есть активная жизнь, рождаются новые проекты и интересные имена. А в Москву люди едут потому, что творцы хотят оценки, хотят восприятия со стороны, хотят успеха – и это нормально.

- Вы приехали на конгресс по приглашению или это была ваша инициатива?
- На конгресс меня пригласили рассказать о «Винзаводе». Мне бы хотелось, чтобы подобные центры были в разных городах, потому что они являются местом притяжения новых идей, социальной и культурной активности, объединяют молодых людей, и с точки зрения городского развития это очень важно.

- Как отбираются работы, художники для участия в ваших выставках? Подходит ли вам слово «формат»?

- Подходит, но наш формат просто невозможно описать. Мы ведь работаем по многим направлениям, не только чисто визуальным, мы организуем музыкальные фестивали, предоставляем площадки под театральные проекты… Главное условие – чтобы это были новые, интересные формы выражения. У нас есть экспертный совет, который принимает решения, в совет входят кураторы, галеристы, искусствоведы. Главная наша задача: дать возможность большому числу людей показать себя, не давая оценки, просто выбирая качественные проекты.

- Может быть, поделитесь секретом, как привлекать публику в залы галерей?

- Удобным расположением галереи, качеством произведений. Чтобы стать интересной, галерея должна чётко сформулировать свою политику, чтобы аудитория понимала, зачем туда идти и что она там может увидеть.

- Есть мнение, что хороший художник тот, кто гол, нищ и желательно голоден, тогда у него рождаются шедевры. А тот, кто удачен и хорошо продаётся, творит не нетленку, а халтуру…

- Миф о том, что настоящее искусство бедно, возник во Франции, когда молодым художникам, живущим на Монмартре, хотелось успеха и признания. Потом его активно поддерживали владельцы наследия Ван Гога, даже приукрашивали его страдания, чтобы выгоднее продать картины. А в нашей стране эта точка зрения удачно легла на советские идеалы уравниловки и ненависти к богатым и успешным. Сегодня на Западе этот миф никому не интересен, а у нас живёт…

Художник не должен быть голодным, но и пресыщаться ему не следует.

Справка «В»

«ВИНЗАВОД» - комплекс промышленных построек (старинные цеха, дегустационные лаборатории, лофты и винные подвалы) в центре Москвы. На территорию можно попасть как с Садового кольца, так и с набережной Яузы. В помещениях старинного пивоваренного завода «Московская Бавария» располагается крупный центр современного искусства. Сформированный по принципу арт-кластера, «Винзавод» концентрирует лучшие творческие ресурсы города и создаёт принципиально новую, привлекательную для широкой публики художественную среду. Во многих мегаполисах мира подобные центры являются неотъемлемой частью современной культурной жизни. За исключением специальных событий, вход на территорию центра свободный для всех желающих.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ